Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Образовательные задачи:
- закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
- продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
- продолжать закреплять навыки звукового анализа;
- познакомить с буквой «С»;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_gramote_zvuk_s_s.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».
Образовательные задачи:
- закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
- продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
- продолжать закреплять навыки звукового анализа;
- познакомить с буквой «С»;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Оборудование:
Изображение Солнышко, бантики, демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, альбомные листы; простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
Приветствие:
(Дети в кругу)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
В.: А когда начинается утро, к нам приходит Солнышко!
(Хоровод)
Солнышко на небе раньше всех встаёт.
Поздно спать ложится,
Как не устаёт?
Я бы не смогла так —
По его пути,
За один денёчек
Небо всё пройти!
В.: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Солнышко).
Правильно. Оно хочет согреть нас в эти осенние деньки и поиграть с вами.
Вопросы:
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие звуки называются гласными?
(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).
- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
(А, О, У).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?
(Красным).
- Какие звуки называются согласными?
(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).
- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?
- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки?
(Синим).
Игра.
Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам?
Давайте вспомним, какие звуки они означают?
Прикрепите синий или красный кружочек под буквой, в зависимости от того гласный это или согласный.
Молодцы! Солнышко очень довольно.
Анализ слова (СОЛНЫШКО) (фишки)
- сколько звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько согласных?
- какой первый звук?
- сколько слогов в слове?
Основная часть.
Речевая зарядка.
В.: Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся.
СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.
СО – СО – СО – у Вовы колесо.
СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.
УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.
Догадались? (Ответы детей).
Новый материал.
В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Фонематическая зарядка.
В.: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так
[с – с – с].
Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).
Артикуляция звука.
В.: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
(Холодная струя воздуха).
Характеристика звука [с].
В.: Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)
Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
Значит звук [с] – согласный, глухой.
(Попросить повторить 2-3 детей).
Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?
(Синим).
Давайте разучим скороговорку.
Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко – на подсолнушки.
В.: Солнышко предлагает вам поиграть в игру.
Игра «Поймай звук «С».
Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:
а, у, с, з, и, с, о, м, с ;
за, та, су, ми, со, ма, са ;
нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …
Игра «Бантики для Солнышка»
Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, начинающееся на звук [с].
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).
Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, где звук [с] стоит в середине слова:
(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).
Звук [с] стоит в конце слова:
(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).
Молодцы.
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Утро осенью - осеннее утро
Сок из апельсина - апельсиновый сок
День весной - весенний день
Сок из ананаса - ананасовый сок
Листья сосны - сосновые листья
Сок из сливы - сливовый сок
Листья осины - осиновые листья
Суп из фасоли - фасолевый суп
Погода осенью - осенняя погода
Игра «Скажи наоборот».
Употребление антонимов.
кислый - сладкий
низко - высоко
трусливый - смелый
медленно - быстро
веселый - грустный
дружить - ссориться
пасмурный - ясный
Физминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Знакомство с буквой С.
С – от бублика кусок,
Кто-то съел в нём правый бок.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
Из веревочки кольцо
Послужило нам для О,
А для С теперь возьмем
Колечко справа разомкнем.
Показ буквы С.
В.: На что похожа буква С? (Ответы детей)
Написание буквы С пальцем в воздухе.
Дифференциация звуков:
«Чистоговорки»
Са-са-са - бегает лиса.
Се-се-се - ленточки в косе.
Со-со-со - мне дали колесо.
Си-си-си - подъехало такси.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Ась-ась-ась - плавает карась.
Сы-сы-сы - тикают часы.
Ось-ось-ось - на поляне лось.
Ас-ас-ас - свет в окне погас.
Ос-ос-ос - на палубе матрос.
Си-си-си - сена накоси.
Ус-ус-ус - на ёлке много бус.
Усь-усь-усь - подходит гусь.
Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс.
Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.
В.: Ребята, Солнышко хочет к другим деткам ещё заглянуть на занятия, ему пора уходить. Что же ему подарить на память. А давайте нарисуем букву С.
Итог.
Ребята, вы справились со всеми заданиями.
Солнышко ушло, а что нового вы узнали сегодня?
С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый или мягкий.)
С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...