Статья. Развитие речи у дошкольников
статья по обучению грамоте (средняя группа)

В статье содержится материал по развитию речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi_1.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

      Свободное и непринужденное общение детей со взрослыми и сверстниками зависит от умения выражать свои мысли в слух. Особенно важно это для детей, вступающих в новый для них школьный мир. Недостатки речи сказываются на умственном и психологическом развитии детей. Плохо говорящий ребенок часто стесняется  разговаривать, избегает игр и общения с другими детьми.  Именно по этой причине он нередко становится раздражительным, замкнутым и неуверенным в себе.

    Наиболее часто дети путают или не умеют  правильно произносить согласные звуки: з (зэ), с (эс), л (эль), р (эр), ж (жэ),  и ш (ша). Чтобы это понять можно проверить произношение ребенка на чистоговорках.

    Работать с чистоговорками рекомендуется следующем образом: прочитайте ему чистоговорку и проговорите ее вместе с ребенком несколько раз. Тренируйтесь до тех пор пока у ребенка сохраняется интерес к этому занятию. Затем попросите его произнести чистоговорку самостоятельно.

   Если ребенку удалось ее запомнить и произнести правильно, похвалите его. В случае неудачи так же не забудьте похвалить за старание и обязательно отметьте то, что у него уже получилось.

     В следующий раз постарайтесь достигнуть или приблизиться к достижению заданной цели: заучить и отработать эту чистоговорку.

    Последующие занятия так же начинайте с повторения понравившихся чистоговорок, и лишь затем переходите к другим заданиям. Если после выполненных упражнений произношение одного или нескольких звуков все еще вызывает у ребенка затруднение, обратитесь к специалисту-логопеду или отложите это задание на несколько месяцев.

    Для того чтобы выработать у ребенка хорошее произношение, можно использовать скороговорки – это не только поможет ребенку научиться правильно произносить слова, но и поможет ему выработать хорошую дикцию.

       Прочитайте скороговорку в слух несколько раз. Объясните, что первый раз скороговорку нужно читать медленно, но с каждым следующим разом необходимо стараться увеличить темп.

     Сначала нужно отработать скороговорку, ну делать это нужно постепенно, не старайтесь, чтобы ребенок выполнил ее сразу и без ошибок. Выберите те скороговорки, которые понравились ребенку и предложите ему посоревноваться с вами: Кто быстрее?  По очереди произносите каждую из скороговорок. В первый раз проговаривайте скороговорку медленно, но с каждым разом старайтесь увеличить темп. Тот, кто быстрее всего безошибочно произносить скороговорку, победил.

    Для закрепления произношения звука можно поиграть в игру «Слова». Правила игры таковы: вы с ребенком по очереди произносите слова, начинающиеся на какую-то букву. Лучше, если этой буквой окажется та, произношение которой вы только что отработали.  Во время игры периодически спрашивайте у ребенка, что означает то или иное слово.

   Можно немного усложнить задание и поиграть в «Города», «Животных», «Растения» и т.п. В этих случаях также уместно периодически интересоваться, что именно он знает об этом городе, животном и т.д.

 Если вы понимаете, что словарный запас вашего ребенка уже достаточно велик, попробуйте составить вместе с ним коротенькие предложения, все слова в которых будут начинаться на одну букву. Например: Прекрасная Полина поливает примулы.

   Чтобы ребенок научился выделять характерные признаки  предметов и отгадывать предметы по их описанию, что будет способствовать развитию образного  и логического мышления загадывайте ребенку загадки.

В основе загадок лежит  принцип описания свойств и особенностей предметов, характерных именно для него.  Чтобы ребенок лучше понял сущность загадок, попросите его описать какой-нибудь предмет. Объясните ему, что наиболее яркие особенности могут лечь в основу загадки. Предложите составить загадку об этом предмете (например: круглый, большой, резиновый, скачет – мяч). Не забудь похвалить ребенка.  

Через какое-то время ваш ребенок сможет придумывать более сложные и интересные загадки.

   Более сложный вид загадок – загадки-обманки. Так называют загадки, в которых зарифмована заведомо неправильная, обычно смешная, отгадка.

   Подобные загадки часто называют «нескладушками», потому, что загаданное слово не имеет своей рифмы.

   Отгадывание загадок – обманок позволить ребенку научиться концентрировать внимание и будет способствовать развитию у него логического мышления.

    После того, как ребенок отгадает все загадки, предложите ему выучить наиболее понравившиеся из них наизусть. Ведь с каждым новым выученным стихотворением память ребенка будет улучшаться.

    Попробуйте научить ребенка рифмовать слова. Именно рифмуя слова, ребенок научится чувствовать мелодию слова, сможет лучше узнать наш богатый и насыщенный язык.  Научиться придумывать рифмы ребенку могут помочь загадки дорифмовки .

После обсудите с ребенком каждую дорифмовку и убедитесь в том, что он понял их смысл. Предложите ребенку выучить наиболее понравившиеся дорифмовки наизусть. Это послужит хорошей тренировкой для его памяти. Однако прежде чем приступить к загадкам - дорифмовкам, предложите ребенку поиграть в рифмы, расскажите ему, что рифмующими мы называем те слова, которые созвучны друг другу. Чащу всего 2-3 последние буквы у таких слов бывают одинаковыми, после предложите зарифмовать несколько слов (палка - …, , белка- … и т.п.)

Познакомьте ребенка со словами – синонимами, т.к. знание этих слов и умение пользоваться ими обогащает речь и делает ее более интересной, меткой и содержательной, что особенно пригодится при последующем изучении иностранных языков. Рассказывая о словах, близких по значению, не нужно предлагать ребенку заучивать их научное название – синонимы. Важно, дать ему представление о том, что это явление есть в литературе. Чем более похожих по значению слов научится подбирать ваш ребенок, тем богаче, красивее, интереснее и живее станет его речь. Если ребенок допускает ошибки, поправьте его и объясните, что он сказал неправильно.

Разобравшись с похожими словами, можно перейти к словам противоположностям, т.е. антонимам. Объясните ребенку, что значит «слова с противоположным значение», убедившись, что ребенок вас понял, попросите его подобрать противоположные значения к какому-нибудь слову – перечень слов с противоположными значениями огромен. Важно донести до ребенка что почти для каждого слова, характеризующего качество явления или предмета, существует слово с противоположным значением.

     Старайтесь проводить все занятия и упражнения в виде игры. В зависимости от возраста и психологических особенностей ребенка занятия не должны продолжаться не более 15-30 минут (за исключением тех случаев, когда ребенок сам настойчиво просит продолжить игру). Игровой подход необходим для выработки у дошкольника позитивного отношения к процессу обучения.

         Во время занятий необходимо поддерживать благожелательную рабочую обстановку, а само занятие  с ребенком должно рассматриваться им как поощрение за его поведение, старание и трудолюбие.

     Особое внимание обращайте на задания, вызвавшие затруднения у ребенка. В этом случае предложите ему выполнить аналогичное, но более простое задание и не забудьте похвалить его в случае успеха.

      Помните, что ваш ребенок - маленький гений, и научите его верит в это.  И самое главное – будьте терпеливыми и доброжелательными при всех его успехах и неудачах, тогда и только тогда вам удастся достигнуть основную цель всех своих занятий  - подготовить ребенка к успешным занятиям в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...

статья развитие речи у дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи....

Статья "Развитие речи у дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр"

В статье раскрывается роль игры, как ведущей деятельности ребенка-дошкольника. Особое место в жизни ребенка занимают игры созданные самостоятельно, то есть творческие игры. Игра выступает связующим зв...

Статья "Развитие речи у дошкольников"

В этой статье даны рекомендации для родителей по развитию речевой активности детей....

Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия пониман...

Статья. Развитие речи у дошкольника.

Статья. Развитие речи у дошкольника....

Статья "Развитие речи слабослышащих дошкольников – рекомендации для родителей"

Развитие речи слабослышащих дошкольников –рекомендации для родителейРебенок, страдающий нарушением слуха, не способен к полноценному общению посредством речи с окружающими. Он приходит в специал...