Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.
статья по развитию речи (средняя группа)
Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия понимания ее ребенком, которая полность соответствует возрастным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_razvitie_rechi_u_doshkolnikov_posredstvom_russkoi_narodnoi_skazki.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Петроградского района
Санкт-Петербурга
Тема статьи: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки»
Выполнила воспитатель группы №8:
Письменная Лидия Васильевна
Санкт-Петербург
2021г
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Цель………………………………………………………………………………..3
Сказка- важный этап в развитии речи ребенка…………………………………3
Роль сказки в воспитании детей………………………………………...……….5
Русская народная сказка- процесс формирования личности……………..……6
Предварительная работа для успешного восприятия………………….……….7
Рекомендация для родителей……………………………………….……………8
Заключение……………………………………………….……………………….8
Список используемой литературы……………………………………………...10
Введение
Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.
Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.
Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.
Цель
Развитие интереса к русской народной сказке, создание условий для активного использования сказок в игровой деятельности детей и вовлечение детей в активную речевую работу.
Сказка- важный этап в развитии речи ребенка
Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.
Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.
Можно использовать разные приемы и методы рассказывания сказки:
- Рассказчица (бабушка-загадушка, и т. п.);
- Герой сказки (игрушка);
- Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы);
- Фланелеграф (рассказываем и показываем);
- Игры-драматизации (разные виды театров).
Русская народная сказка даёт детям младшего дошкольного возраста нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет социально - жизненный опыт ребенка. Простая русская народная сказка незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому.
Поэтому русские народные сказки – совершенно необходимый этап для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется – рассказывание, так как сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение.
Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.
В мир сказок дети вступают в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к ним, сказка остаётся с ними навсегда как чудо, как радость, как память, как мечта.
Русская народная сказка способна развивать у детей образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает у детей раннего возраста любовь к Родине, она знакомит их с природой родного края, традициями и обычаями русского народа. Слушая сказки, детей учат слышать и слушать звуки родной речи, её неповторимую мелодию и чем старше становятся дети, тем больше они чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникаются её поэзией.
Маленький, но уже человечек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к истокам и мудрости русского народа. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания детей раннего возраста. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. И ни для кого не секрет, что именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений русского народа. Поэтому русские народные сказки способствуют развитию в детей творческого, логического мышления, воображения.
Роль сказки в воспитании детей
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Современное время – время преобразований, но трудно найти лучший способ воспитания и обучения детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству, так как русская народная сказка – это удивительное явление устного народного творчества.
С развитием эпохи телекоммуникационных систем и компьютерных сетей сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась, так как мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.
Пришло время, когда быстро развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.
Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что, когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики.
Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить, и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Передо мной, как перед воспитателем стоит задача - выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Русская народная сказка- инструмент формирования личности
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.
Русская народная сказка – незаменимый инструмент формирования личности детей раннего возраста. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его воображение и фантазия. Поэтому русские народные сказки способствуют развитию в детей творческого, логического мышления, воображения.
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.
Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. В сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.
Таким образом, русская народная сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, так как теряется культура ознакомления с ней, ведь чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Предварительная работа для успешного восприятия
Русские народные сказки для детей младшего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сказочного сюжета с небольшими изменениями позволяет детям лучше запомнить её, побуждает интерес, к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей педагогической деятельности.
Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми младшего дошкольного возраста проводится предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают. Только после этого происходит непосредственное знакомство с русской народной сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего, чтобы помочь детям глубже воспринять её, после его рассказывания советую плавно перейти к беседе.
Включают в беседу разные группы вопросов:
- на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности.
Для большего эффекта восприятия сказки, необходимо при рассказывании использовать предметными или сюжетными картинками. В тоже время следует не забывать, что детям не свойственна однообразная деятельность, от которой они быстро устают, поэтому при повторе сказки советую использовать: настольный кукольный или магнитный театр.
Рекомендация для родителей
Любой воспитательный процесс будет продуктивен, если работа ведется совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитие речи своего ребёнка.
Рекомендую следующее:
- чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;
- совместные настольные игры по сказкам;
- совместное изготовление книг – малышек для обогащения библиотеки группы;
- постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.
Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» - сказал великий педагог Д. Родари.
Заключение
Для осуществления поставленной цели решались следующие педагогические задачи:
- развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству;
- формировать у детей раннего возраста умение слушать, сопереживать, анализировать поступки сказочных героев;
- побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности;
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие связной, выразительной речи.
В заключение мне, хочется отметить, что благодаря использованию русских народных сказок – образцов литературного и народного наследия, в образовательном процессе у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе «образных средств родного языка», способность выражать свои мысли.
Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, познавательно - исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности.
Список литературы
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т. С., Лабиринт, 2015 г
- Аникин В. П. Русская народная сказка. - М., 1977г
- Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. // Успехи современного естествознания. - 2010.-№6
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М.: Речь, 2006
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. 1967
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.
- Леушина, А.М.
О своеобразии образов в речи маленьких детей / А.М. Леушина // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 1997. – (Педагогическое образование). - Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Антология мысли).
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи на тему: «Драматизация русской народной сказки «Жихарка»» Средняя группа «Жемчужинка»
Я провела театрализованную деятельность в средней группе. Программное оформление соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет. Занятие состояло из трех этапов взаимосвяз...
Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....
«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»
laquo;Развиваем речь, играя!»Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.Каждый ребёнок –это лично...
План по самообразованию во второй младшей группе по теме «Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»
Планирование включает в себя работу с детьми, родителями и коллегами....
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...