Открытое занятие по развитию речи "Лексические игры и упражнения"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Активизировать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по развитию речи "Лексические игры и упражнения" | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи
Занятие 5. Лексические игры и упражнения
Цель. Активизировать словарный запас детей.
Ход занятия
«Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я приготовила для вас сюрприз, – начинает разговор воспитатель, – новую игру. Она называется «И я тоже!» Правила игры очень простые: я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: «И я тоже!»
Вышел с удочкой Сережа.
….!
Стал удить на речке Вожже.
…!
Он сидел и улыбался.
….!
Лещ на удочку попался.
….!
Кто на удочку попался?
Б. Сыров
И сколько же детей попало на удочку?
Вы знаете, кто такой барсук? У слова барсук тоже есть родственники. Назовите их. (Барсучата, барсучий (жир, нос, хвост), барсучиха…)
Барсучок. Слышите в конце слова четкое -чок? Чок-чок – барсучок. Чок-чок Какие слова оканчиваются на –чок? (паучок, старичок, сучок, сундучок, каблучок, мужичок…)
А теперь поиграем в игру «Скажи по-другому».
– Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал… (он мчался, бежал, что было сил; мчался с большой скоростью…)
– Установилась плохая погода… (дождливая, пасмурная, с сильным ветром…)
– Актер хорошо играл свою роль… (с выдумкой, с вдохновением, играл прекрасно, превосходно, играл на бис…)
– Это был не очень воспитанный человек. Он… (говорил очень громко, дергал собеседника за рукав, громко хохотал, не извинялся за грубость…)
Дети, которые отвечают правильно получают наклейку.
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.
Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.
Физминутка
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Воспитатель: Отдохнули?! Ну, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Скороговорки». Кто знает? Давайте выучим еще одну. Белка булку испекла и бельчатам отдала.
Скажите, чем отличаются слова белка – булка?
Воспитатель: Давайте еще поиграем в игру «Доскажи словечко». Напомните мне, какое время года у нас сейчас? Зима. А какой месяц? Январь.
Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).
На поля и на лужок все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).
На снегу – то посмотри? - С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются однокоренные. На следующих занятиях мы еще поговорим об однокоренных словах.
Заканчивая занятие, педагог интересуется у детей, чему они сегодня учились.
Лексические игры и упражнения на тему «Зима»
В подготовительной группе.
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое внимание.
Задачи:
Формирование словаря:
- Продолжать работу по обогащению словаря.
Звуковая культура речи:
- Совершенствовать фонематический слух: определять место звука в слове.
Грамматический строй речи:
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова.
Подготовка к обучению грамоте
- Упражнять в составлении предложений.
- Учить составлять слова из слогов (устно).
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Мы сегодня поиграем в словесные игры. Отгадайте, на какую тему будут игры?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Воспитатель: Давайте еще поиграем в игру «Доскажи словечко». Напомните мне, какое время года у нас сейчас? Зима. А какой месяц? Январь.
Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).
На поля и на лужок все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).
На снегу – то посмотри? - С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются однокоренные. На следующих занятиях мы еще поговорим об однокоренных словах.
2. Игра «Один – много» (с мячом)
-Снежок – снежков.
-Снеговик – снеговиков.
-Метель – метелей.
-Снежинка – снежинок.
-Коньки – коньков.
-Снегопад – снегопадов.
-Льдинка – льдинок.
-Мороз –морозов.
3. Закрепление изученного материала.
«Кто быстрее ответит на вопрос?» (с мячом)
- сколько месяцев в году?
-какой месяц начинает год?
-какой месяц заканчивает год?
-назовите последний месяц зимы?
-какой месяц начинается на букву Ф, Д?
-в каком месяце отмечают «День защитников Отечества»?
-какой месяц идет за Декабрем?
-какой месяц стоит перед Мартом?
-какой месяц между Ноябрем и Январем?
4.Игра «Соседи месяцев».
- Январь- Февраль – Март
- Ноябрь – Декабрь – Январь
-Октябрь –Ноябрь -Декабрь
-Февраль –Март –Апрель.
5. Игра «Назови лишнее слово?»
- мороз – сосулька – купальник – снеговик;
- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;
- листопад – санки – пурга – метель;
- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.
6. Упражнение «Назови звук в слове»
Задание: назвать первый или последний звук в слове.
- пурга, метель, гололед, снегопад, морозец, вьюга, лыжи, коньки.
7. Упражнение «Составь слово из слогов»
ма-зи (зима); ки- сан (санки); роз –мо (мороз); га- вью (вьюга), жок – сне (снежок).
Пальчиковая гимнастика « Пальчик замёрз»
Без пальто гулял глупышка, (сжимание и разжимание кулачков)
И замёрз он, как ледышка. (сделать «крабика»)
Что бы пальчик отогреть (поднять и опустить пальцы из положения «крабик»)
Будем мы его тереть. (растирать каждый пальчик )
Тема: «Лексические игры и упражнения на тему «Весна».
Программное содержание: уточнить представления о весне и её приметах;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи, навыки слогового анализа;
- развивать диалогическую речь, мышление, общую моторику;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы. Оборудование: картинки смешариков, фишки, ордена Мудрецов красивой речи, картинки с изображением солнца, снега, сосулек…
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?
- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра.
пожелаем доброго утра друг другу:
Коммуникативная игра «Доброе утро!».
(Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).
-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).
Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро.
Длится до вечера.
- Ребята! Вы любите фантазировать, играть в различные игры?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Это – страна Смешариков.
- Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания. В этой стране вас ждут различные испытания. За каждое правильно сделанное задание будут даваться фишки. Кто наберет больше всех фишек, получит от Совуньи орден Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся? Садимся на места тихо
2. Основная часть.
-Кто же нам первый встретится?
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи? (Ёжик)
- Ёжик приготовил для вас задания, отгадайте сначала загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам придет…? (Весна)
- Вы, ждете весну? Вот она и придет скоро. Зимой вся природа спит, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживет.
- А какие месяцы Весна с собой приведет?
- Назовите по порядку весенние месяцы?
- Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:
- Днём стало пригревать солнце.
- Стало теплее, день стал длиннее.
- Снег потемнел, стал таять.
- Появились первые проталины.
- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
- Побежали, зазвенели ручьи.
- Возвращаются перелётные птицы.
Игра «Составь рассказ» (работа в парах)
-У вас на столах лежат картинки. Возьмите их, разложите и придумайте рассказ. Кто готов? Выходят к доске с картинками и рассказывают по очереди, не повторяясь. Кто рассказал, тот получает фишки
- Справились с заданием, получили фишки. Отправляемся дальше? Чтобы попасть к следующему смешарику, нужно отгадать загадку.
- Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
- Нюша приготовила для вас задание.
Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки на столах в конвертах)
На столе у каждого конверты с картинками. Достаньте их и Послушайте загадки. Картинку-отгадку положите перед собой.
- В синем небе желтый блин.
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладошки спрячь. (Солнце)
• (солнышко) Солнышко какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное, жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое).
- В опрокинутом колодце туч косматых хоровод.
Днем туда заходит солнце, ночью месяц проплывет. (Небо)
• (небо)
Небо какое? (голубое, чистое, ясное, яркое, весеннее, высокое)
- Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
• (сосулька)
Сосульки какие? (Веселые, звонкие, длинные, прозрачные, блестящие).
- Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось – с неба на землю свалилось. (Снег)
• (снег) Весной снег какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный).
- Бегу я как по лесенке по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручей)
• (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачные, журчащие, быстрые, бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.)
- Пробиваюсь я в апреле – все поля позеленели!
Покрываю, как ковер, поле, луг и школьный двор. (Трава)
• (травка) какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная.
- А теперь разделите все слова на слоги. Прохлопайте их (Сол-нце, не-бо, со-суль-ка, снег, ру-чей, тра-ва)
-Я буду говорить, что происходит весной, и, если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.
Дидактическая игра “Бывает - не бывает”
- Весной ярко светит солнышко.
- Весной тают слезинки
- Весной тает снег.
- Весной на деревьях распускаются желтые листочки.
- Весной в лесу собирают грибы.
- Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.
- Весной журчат грачи
- Весной идет дождь.
- Прилетают насекомые с юга
- Набухают листочки.
- Весной люди ходят в шортах и футболках.
- Молодцы! С заданием Нюши справились.
- Отправляемся в гости к следующему герою.
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
- Крош предлагает нам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Смешарики»
Мы шагаем, как Совунья
Приседаем мы как Пин.
Делаем наклон как Ёжик.
Вместе с Крошем мы бежим.
Пудрим носики как Нюша.
Мы с Лосяшем, вдаль глядим.
Роем грядки как Копатыч.
Машем крыльями как Карыч.
Вместе с Барашем сесть хотим.
- Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить орден от Совуньи.
- Чей же следующий домик?
- Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.
Кто же это?
Ну конечно же – Лосяш!
- Что же для нас приготовил Лосяш?
Словесная игра «Исправь ошибку».
-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте. Составьте предложение правильно.
• Весна наступила потому, что прилетели птицы.
• Солнце светит потому, что тает снег.
• Снег тает потому, что бегут ручьи.
• Тепло потому, что все ожило.
• Солнце вышло потому, что стало тепло.
• Солнце светит потому, что звенит капель
• Подснежник расцвела первыми.
-Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?
Игра «Я начну, а ты продолжи».
• Зимой солнце морозит, а весной… греет
• Зима ушла, а весна… пришла
• Зима холодная, а весна… тёплая,
• Зимой надевают шубы, а весной… куртки,
• Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
• Зимой снег чистый, а весной —.
• Зимой солнце тусклое, а весной —.
• Зимой дни холодные, а весной —.
• Зимой погода часто пасмурная, а весной —.
• Зимой медведь спит, а весной - (просыпается)
• Зимой снег выпадает, а весной (тает)
• Зимой заяц белый, а весной (серый)
• Зимой дни короткие, а весной (длинные)
• Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)
Справились и с заданием Лосяша. Идем дальше?
- Слушаем загадку о следующем герое:
Он пишет стихи, всё время мечтает,
И только принцессы ему не хватает.
Верит, для счастья сгодится шалаш,
Неисправимый романтик …. Бараш.
Бараш предлагает вам игру «Кто быстрее ответит на вопрос?» (с мячом)
- сколько месяцев в году? (12)
-какой месяц начинает год? (Январь)
-назовите последний месяц зимы? (Февраль)
-какой месяц начинается на букву М, Д? (Март, май, декабрь)
-в каком месяце отмечают «День защитников Отечества»? (Февраль)
-какой месяц идет за Сентябрем? (Октябрь)
-какой месяц стоит перед Апрелем? (Март)
-какой месяц между Апрелем и июнем? (Май)
-в каком месяце отмечают «Международный женский день»? (Март)
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.
Физкультминутка «Весна пришла»
- Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.
Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)
Вот веселый воробей
В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)
Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)
И отряхается. (Потрясти кистями)
А теперь полетели и на место тихо сели.
- Слушаем загадку о следующем герое.
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к …. Совунье!
- Ну вот мы и пришли к Совунье, значит, нам осталось выполнить последнее задание.
Упражнение «Составь слово из слогов»
ма-зи (зима); ты-цве (цветы); ки- сан (санки); рач-г (грач); роз –мо (мороз); га- вью (вьюга), жок – сне (снежок),
Совунья наиболее активным вручает медали за хорошую работу.
3. Рефлексия.
- Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов. Скажите, трудные были задания? А какое задание вам больше всего понравилось? Спасибо вам за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе. Игры и упражнения на звукопроизношение. Звук [У]
Открытое занятие...
Открытое занятие на тему: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию когнитивной сферы детей дош...
Конспект открытого занятия по развитию речи "Играем с куклой Катей"
Сюжетно ролевая игра "Играем с уклой Катей!...
Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербург Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возрастаЦель: Спос...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Открытое занятие по развитию речи "Играем и изучаем с Феями"
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе№2 на тему: «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе...