Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста
план-конспект занятия по развитию речи

Осташова Ирина Николаевна
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель
ГБДОУ №48 Калининского района,
  Сакнт -Петербург

Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста

Цель: Способствовать развитию образной памяти, речи, эмоциональной сферы. Продолжать устанавливать позитивное общение между воспитателем и детьми. Использовать текст, как рифмованные подсказки к заданным движениям для конкретизации образа. С их помощью настроить ребенка на игру. создать положительный эмоциональный настрой у детей; развивать способность к сопереживанию, сочувствию, желанию помочь; Придерживаясь ритма совершенствовать произношение, постановку правильного дыхания, отрабатывать определённый темп речи, развивать речевой слух. Тренировать координацию и синхронность работы рук, умения воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом; развивать воображение, память, мышление. Закреплять знания о свойствах воды, предметов, манипуляции с ними, массаж. Активизировать словарь.

Предшествующая работа: использование игр и упражнений позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей; разучивание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, знакомство детей со свойствами воды, сыпучих материалов, разных по структуре и форме предметов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель

ГБДОУ №48 Калининского района,

  Сакнт -Петербург

Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста

             Цель:  Способствовать развитию образной памяти, речи, эмоциональной сферы. Продолжать устанавливать позитивное общение между воспитателем и детьми. Использовать текст, как рифмованные подсказки к заданным движениям для конкретизации образа. С их помощью настроить ребенка на игру. создать положительный эмоциональный настрой у детей; развивать способность к сопереживанию, сочувствию, желанию помочь; Придерживаясь ритма совершенствовать произношение, постановку правильного дыхания, отрабатывать определённый темп речи, развивать речевой слух. Тренировать координацию и синхронность работы рук, умения воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом; развивать воображение, память, мышление. Закреплять знания о свойствах воды, предметов, манипуляции с ними, массаж. Активизировать словарь.

         Предшествующая работа: использование игр и упражнений позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей; разучивание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, знакомство детей со свойствами воды, сыпучих материалов (пшена), предметов.

         Оборудование: Игрушка Ворона, тазик с водой; контейнеры с сухим пшеном; на каждого ребёнка; крупные рифленые бусины, салфетки для рук; бусы разной формы и величины, толстая леска, бусы по количеству детей, дидактические наборы для нанизывания деревянных фигурок («фрукты», «игрушки» ) на шнур.

            Ход занятия:
         
Дети заходят в группу, воспитатель просит поздороваться с гостями.
       - Ребятки, давайте расскажем нашим гостям что мы сегодня делали.

Дети выполняют движения подсказанные текстом:

Мы проснулись рано утром,                  шагают на месте.

Потянулись бодро, шумно.                    поднимаются на носки, руки через стороны вверх.

Чтобы сон ушёл, зевнули,                      открыли рот

Головой слегка тряхнули.                      покрутить головой                                      

Разбудил нас бег на месте.                    бегут на месте.

Пришли к раковине вместе.                   ходьба.

Умывались и плескались,                      выполняют круговые движения ладонями у лица.

Зубы вычистить пытались.                    показывают зубы

 Причесались аккуратно.                        гладят ладонями голову от макушки к вискам.

Приоделись все опрятно.                       выполняют руками 2 раза движения от груди вниз

Посмотрели на часы-                              наклоны с руками в стороны

Не хотим мы больше спать,                   выполняют упражнение "пружинка"

Будем весело играть.                              хлопают в ладоши.

           Раздается стук.  

            - Кто же это там стучит, в гости к детям спешит? (Вносим игрушку ворону)

Дети:  Это ворона! Кар-кар-кар!

В.:       Посмотрите, какая она красивая! Черная, большая, у нее на голове есть глазки, и у детей есть глазки, клюв. А еще у нее крылья – вороны летают. Покажите, как они летают (Дети машут руками). А еще ноги есть- они тоже ходят, как и ребятки. Покажите пальчиками, как ножки ходят – Дети перебирают указательным и средним пальцами (упр. «ноги»)

            - Ой, ребятки, а посмотрите, у нас ворона какая-то грустная. Давайте спросим у нее, что случилось, почему ты грустишь?

Ворона отвечает, что она собиралась к ребятам в гости и надела красивые бусы. А пока летела, потеряла свои бусы! Ах, как жалко, такие они красивые были! Помогите мне поискать мои бусики! Поможем, ребятки?

Д:        Да!

В:         Не огорчайся, ворона, мы найдем твои бусы.

 Дети, давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Что там? Какое время года? –Весна, светло, солнышко просыпается теперь рано. (Светит или спряталось за тучки). Поприветствуем его, попросим посветить нам:

              Игра с пальчиками:

Вышло солнце из-за тучек – Показало первый лучик,

А за ним второй и третий, и четвертый ярко светит,

Показало пятый лучик – Вышло солнце из- за тучек!

В: -А теперь пойдем искать вороньи бусики!
Дети идут за воспитателем, проговаривая:

 - По ровненькой дорожке шагают наши ножки: топ-топ, топ-топ.

Подходят к тазу с холодной водой.

В: - Посмотрите, что это? Это вода! Давайте попробуем пальчиком, какая здесь водичка?
- Холодная. Еще какая? - Мокрая, прозрачная. Посмотрите, наши руки стали сырыми, мокрыми. Как водичка течет? (С-с-с)

Как она переливается из ладошки, плещется, булькает? (Буль – буль – буль).

Дети повторяют слова, характеризующие свойства воды, манипулируют с ней, находят на дне тазика несколько крупных мелких бусинок.

Д:      Бусы!

В:      Ой! Что это вы нашли? Это бусинки! Смотрите, какие они красивые и разные. Какая у тебя бусинка, Богдан, большая или маленькая? – Большая бусинка, - а какого цвета? – Красного. А у Алины какая? – Тоже большая! Какого цвета бусина? – Черная. А у Вари? – Маленькая. - Какого цвета? – Красная, как у Богдана. Смотрите, какие они мокрые и наши ручки тоже мокрые. Давайте возьмем салфетки и вытрем насухо каждый пальчик. Вот так! И бусинки тоже вытрем , вот так (дети вытирают руки и бусинки салфетками).
 –Руки были какие? (мокрые). А стали? (сухие).
Мы пойдем дальше искать еще бусинки?

Д:      Да, пойдем!

       -  По узенькой дорожке шагают наши ножки: топ-топ, топ-топ.

Подходят к столу, где стоят сухие контейнеры с пшеном.

В:      Может здесь Ворона бусы потеряла? Давайте поищем.

 Дети опускают руки в песок и делают упражнения, соответствующие тексту:
 - Ворона здесь пшено клевала              «клюют» пальчиками пшено

  И ногами здесь гуляла ,                        пальчиками «ходят» по поверхности

  Топ- топ, топ- топ следы оставляла

  А потом мы ручками вместе ямку рыли:
 Вот-вот, вот-вот, вместе ямку рыли

В:       Пшено сухое, сыплется. Какое пшено? Почему сыплется? (сухое). Зернышки какие? – маленькие? – маленькие. Спрашиваю каждого ребёнка.

          - Покажите, как мы птичек покормим (показывают сыплющие движения пальцами).
Нашли бусинки внутри?
Дети находят среди пшена бусинки и достают, складывают на тарелочку.

Смотрите какие большие они по размеру? Бусинки большие? - Большие.- Твердые? - Бусинки твердые.- Одни из них красного цвета, а другие черные, как ворона.

- Давайте отчистим бусинки от зерен - покатаем их в ладошках.

            Дети катают их вдоль ладошек, потом по кругу (самомассаж ладоней).- Затем нанизываем все вместе на толстую леску и делаем бусы.

            Рефлексия:

  • Красивые у нас бусы получились? Бусы мы нашли, собрали, вернем их Вороне. Иди к нам, Ворона, мы тебе бусы наденем!  Дети надевают бусы на шею Вороне, она их благодарит и спрашивает, интересно было ребятам бусы искать,
  •  где искали бусинки?
  • чему научились,
  • что понравилось? (ответы детей).

         - Спасибо вам ребята! За то, что вы мне помогли, я приготовила вам подарки! -  Воспитатель достает пакетик с бусами для всех детей. Надевает на каждого ребенка. Дети с удовольствием примеряют украшения.  Ворона прощается со всеми и «улетает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Влияние мелкой моторики рук на активную речь детей раннего возраста"

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие » (образовательная область «Коммуникация»)Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития д...

Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...

Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является ...

Консультация: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она  способствует улучшению артикулляционных движений....

Проект «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

ull;Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если ...