Конспекты занятиий по обучению грамоте для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чипышева Ирина Викторовна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗВУК  И  БУКВА  «Ж»

ЦЕЛИ:                                                                                                                            Коррекционно-образовательные:

-Формирование предикативной функции речи и «семантического поля» слова «Жук»;          формирование функции словоизменения.

II.  Корекционно - развивающие:

 1. Воспитание правильного артикуляционного уклада на звук «Ж».

 2. Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.

 3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

 4. Закрепление знаний о насекомых и действиях которые они выполняют.

III.   Коррекционно-воспитательная:

  Воспитание любви к природе и её обитателям.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насекомых, таблица акустико-артикуляционной характеристики звука.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Какой звук чаще всего слышится:

Жук отважный однажды,

Жужжа, ожидал ужин важный.

Должен он был за ужином

Обслуживать жужелиц дюжину.

2.Общее расслабление.

Упражнение «Кулачки».

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением,

Пальчики прижаты,

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем, разжимаем.

Знайте девочки и мальчики

Мы с вами отдыхаем.

3.Развитие общей моторики.

Упражнение «ЖУК».

Жук ползёт по ветке – по положенной на пол узкой доске. Падает с ветки на землю - на пол, болтает лапками (руками и ногами), затем переворачивается, встаёт и «летит», на бегу взмахивает руками – «крыльями».

4. Развитие мелкой моторики.

  Я весёлый майский жук,

  Знаю все сады вокруг.

  Над лужайками кружу

  А зовут меня Жу-жу.

  Не кусай комарик злой

  Я уже бегу домой.

(Сжать  кулачок,  указательный палец и мизинец  развести в стороны- «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз –«лапки»)

5. Массаж лица.

По общим правилам.

6. Развитие мимических мышц.

 После массажа любуемся собой:

  • Возмутились.
  • Рассердились.
  • Нахмурились.
  • Удивились.
  • Обрадовались.

7. Артикуляционная гимнастика.

  • Округлить губы при сближенных зубах.
  • Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе.
  • Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот.
  • Удерживание языка в положении  «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами.
  • Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха. ( Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля.)

8. Работа над развитием дыхания и голоса.

    В магазин жуки ходили

    Шарик там себе купили:

    Будут шарик надувать,

    Будут шариком играть.

    Раздувайся наш шар,

    Раздувайся большой,

    Оставайся такой и не лопайся!

(Контроль за движением брюшной стенки).

  1. Объявление темы занятия:

Сегодня мы с вами отправимся в страну «Жужандию», где проживают разные насекомые, а главный правитель у них жук. C  приходом  весны  пробуждаются  жители  этой  страны.

  1. Акустико-Артикуляционный образ звука.

Проверь, правильно ли у тебя работают губы, язык.

Губы вытяни бубликом, рупором; кончик языка поднимай за верхние зубы; боковые края языка прижимай к верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратись в жука и пожужжи так, как на лугу жужжат настоящие жуки;

Приложи руку к горлу, почувствуй, как работают твои голосовые складки.

Звук «Ж» –согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.

11. Соотношение звука с буквой.

   Это буква широка

  И похожа на жука

  И при этом, точно жук,

  Издаёт жужжащий звук:

  Ж-ж-ж-ж-ж-ж!

          С.Маршак.

12. Развитие фонематического слуха.

      Игра  «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, в названиях которых имеется соответствующий звук.

13. Автоматизация звука «Ж» в слогах:

Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

14. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ с графической записью.

15. Закрепление звука в предложениях.

По заданной схеме составить предложение со словом «жук»  и «жужжандия».

16. Физкультминутка.

        По бокам себя пошлёпай!

        Можем хлопать за спиной!

        Хлопаем перед собой!

        Вправо машем!

        Влево машем!

        И крест на крест

        Руки сложим.

17.Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Итак, мы отправляемся в Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых: Как вы думаете, кто там живёт?

Дети перечисляют:

Бабочка, муха, пчела, оса, жук, комар, стрекоза, кузнечик, паук, муравей.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны и поиграем в игру: «Один –много».

Бабочка порхает, а бабочки …/ порхают/.

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …./собирают/.

Оса жалит, а осы … /жалят/.

Жук жужжит, а жуки … /жужжат/.

Комар звенит, а комары … /звенят/.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы …/стрекочут/.

Муха в дом залетает, а мухи … /залетают/.

Кузнечик прыгает, а кузнечики …/прыгают/.

Паук паутину ткёт, а пауки … /ткут/.

Муравей муравейник строит, а муравьи …/строят/.

18.Домашнее задание.

 К  занятию  №43.

19. Итог занятия.

        В какой стране побывали?

Кто главный правитель?

Какой звук он издаёт?

Кто его подданные?

20.Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

Тема:  Звук и буква  И.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-дать  понятия  о  механизме  образования   звука  И;

-формирование  умения   образовывать   прилагательные  от существительных.

Корекционно-развивающие:

-работа  по  развитию  фонематических  процессов;

-работа  по  развитию  дыхания, голоса;

-выделение  звука  И  из  состава  слогов  , слов,  предложений.

Коррекционно-воспитательные:

-привитие  навыка  поведения  на  занятиях;

-воспитание  бережного  отношения  к  деревьям  и  природе  в  целом.

Оборудование:  зеркала,  тетради,  карандаши,  профили  артикуляции  звука,  предметные  картинки  со  звуком  И  в  начале,  середине  и  конце  слова  и  деревьями,  пособие  «Домик».

                                          Ход  занятия.

1.Организационный  момент.

Отобрать  картинки  с  лиственными  деревьями.                                                

 2.Общее  расслабление.

3.Развитие  общей  моторики.

4.Развитие  мелкой  моторики.                См. занятие  «Звуки  У-А»

5.Массаж  лица.

6.Развитие  мимических  мышц.

7.Развитие  артикуляционной  моторики.

        для  челюсти - имитация  жевания;

        для  губ - «колесико»,удержать  губами  витаминку;

        для  языка - «иголочка»-«лопаточка».

8.Работа  над  дыханием  и  голосом.

Рука  на  диафрагме.

                        выдох

Стоя                                             пауза              шумный  выдох

                       вдох

Голосовые   упражнения:

ИИИИ         АУИ        АУИ        АУИ        АУИ

9.Объявление  темы.                                                                                          

Сегодня  мы  с  вами   познакомимся    со  звуком  И.

  10. Акустико-артикуляционный  образ  звука.

Произношение  изолированного  звука  И  с  подключением   орального,

тактильно-вибрационного  и   акустического   контроля.

Характеристика  звука   И   (с  опорой   на  схему).  Звук  И  гласный- воздух  выходит  свободно  через  рот,  не  встречая  преграды,  поется,  обозначается  красным  цветом.

11.Соотношение  звука  с  буквой.

               Молоток  я  раздобыл,

                Из  дощечек  букву  сбил.

                Сколько  здесь  дощечек?-  Три!

                А  какая  буква – буква  И.

Отыскивание  буквы  И  в  разрезной  азбуке.

12.Развитие  фонематического  слуха.

Отобрать  картинки  со  звуком  И  в  середине  слова.  Звук  И  в  словах  произносится  утрировано.

13. Автоматизация  звука  в  слогах.

Звуковой  анализ  слогов  типа:  ИП,  КИ.    Выкладывание  схемы  слогов  из  цветных  фишек.  

14.Закрепление  звука  в  словах.

Звуковой  анализ  слова  КИТ:  сколько  звуков  в  этом  слове?  Назови    первый  звук, назови  второй,  назови  последний  звук.

Определение  места  звука  в  названии  картинок  ,  выставленных  на  доске.  Игра  «Домик»  -На  плакате  нарисован  домик  с  тремя  окошечками:  картинка  со  звуком  И  в  начале  слова  помещается  в  первое  окошко, в  середине-  во  второе,  в  конце- в  третье.

Ребенок:»Я  поселю  иголку  в  первое  окошко,  потому  что  звук  И  находится  в  начале  слова».

15.Закрепление  звука  в  предложениях.

Составление  предложений  со  словами  в  которых  присутствует  звук  И  ,  деление  их  на  слова,  запись  графической  схемы.

16.Физкультминутка.

А  сейчас  вы  изобразите  деревья  и  листочки,  которые  качает  ветерок.  Дует  легкий  ветер-  листочки  едва  шевелятся  .

Дети  имитируют  легкое  дуновение  ветра  и  слегка  шевелят  пальцами.

Сильный  ветер  - качаются  деревья:  наклоны  туловища.

       Осенние  листочки  на  веточках  сидят.

        Осенние  листочки  ребятам  говорят:

        Осиновый:  а-а-а!  Рябиновый:  и-и-и.

         Дубовый:  о-о-о!  Березовый: у-у-у.

17.Формирование  лексико-грамматической  стороны  речи.

Назовите  правильно  листья.

(С  опорой  на  картинки.)

Лист  дуба - дубовый,

Лист   берёзы – берёзовый,

Лист  липы – липовый,

Лист  рябины – рябиновый,  

Лист  осины – осиновый,

Лист  клёна – кленовый,

Шишка  сосны – сосновая,

Шишка  ели – еловая.

18. Домашнее  задание.

К  занятию  №4.

19. Итог  занятия.

       С   каким   звуком   познакомились?

       Какой  это   звук?

       Какие  деревья   называли?  Назовите   их.

20.Оценка   работы   детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...