Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по обучению грамоте

Смольянина Юлия Сергеевна

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с пер- вых лет их жизни. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Дошкольная образовательная организа- ция уже сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его по- стоянной заботы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический опыт: решения и находки

Сборник научно-методических статей

Выпуск 52

Часть 2

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет 2022

УДК 370.153(075.8) ББК 88.8я73

П 65

Редакционная коллегия:

И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО);

С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО);

Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова

П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-мето- дических статей. Выпуск 52. В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер.– Воронеж: Воронежский государ- ственный педагогический университет, 2022. - Часть 2. – 372 с.

В методическом пособии представлен опыт организации образова- тельной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реа- лизацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.

Материалы статей изданы в авторской редакции.

УДК 370.153 (075.8)

ББК 88.8я73

© Воронежский государственный педагогический университет, редакционно-издательское оформление, 2022

КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.П. Рубцова, Ю.С. Смольянина, И.В. Перелыгина, МБДОУ Д/С КВ №167 городского округа г. Воронеж

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с пер- вых лет их жизни. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Дошкольная образовательная организа- ция уже сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его по- стоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача до- школьного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологи- ческих проблем. Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного от- ношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших сим- патий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отно- шения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповтори- мость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы

«цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не мо- жем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов эко-

© Рубцова О.П., Смольянина Ю.С., Перелыгина И.В., 2022

логической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рацио- нальном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.[1]

Экологическое образование детей дошкольного возраста предпола-

гает:

  • Формирование осознанно-правильного отношения к природным

явлениям и объектам.

  • Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологиче- ской воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование эколо- гических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Содержание экологического образования детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Компоненты экологического образования дошкольников по И. Молчановой.

Компоненты экологического образования дошкольников

Познаватель- ный компонент

- о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания; о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме; о человеке как живом существе, как части природы, среде его жизни; об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости

загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Нормативный компонент

- о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения; о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе; о

необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельност- ный компонент

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении; о способах осуществления созидательной и творческой деятельности; о необходимости проявления личной инициативы и участия

созидательной деятельности и т.д.

Компоненты экологического образования дошкольников реализуются посредством различных активных методов. В основу классификации методов экологического образования положены формы мышления дошкольников. В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют методы наблюдения, словесные и игровые.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития детей к окружающему миру. Педагогическое проектирование экологического образования дошкольников положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Литература

  1. Газина О. Играя познаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание.

- 2006. - №7. - С.39-45.

  1. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. -

№7. - С. 3-9.

  1. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Педагогический опыт: решения и находки

Развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих благосостояние России. Основные цели образован...

Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. стр. 175, 286

ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Г.А. Дикарева, Л.С. Сальникова, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .Дидактические ...