Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по обучению грамоте
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с пер- вых лет их жизни. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Дошкольная образовательная организа- ция уже сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его по- стоянной заботы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический опыт: решения и находки
Сборник научно-методических статей
Выпуск 52
Часть 2
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет 2022
УДК 370.153(075.8) ББК 88.8я73
П 65
Редакционная коллегия:
И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО);
С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО);
Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова
П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-мето- дических статей. Выпуск 52. В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер.– Воронеж: Воронежский государ- ственный педагогический университет, 2022. - Часть 2. – 372 с.
В методическом пособии представлен опыт организации образова- тельной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реа- лизацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.
Материалы статей изданы в авторской редакции.
УДК 370.153 (075.8)
ББК 88.8я73
© Воронежский государственный педагогический университет, редакционно-издательское оформление, 2022
КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
О.П. Рубцова, Ю.С. Смольянина, И.В. Перелыгина, МБДОУ Д/С КВ №167 городского округа г. Воронеж
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с пер- вых лет их жизни. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Дошкольная образовательная организа- ция уже сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его по- стоянной заботы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача до- школьного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологи- ческих проблем. Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного от- ношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших сим- патий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отно- шения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповтори- мость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы
«цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не мо- жем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов эко-
© Рубцова О.П., Смольянина Ю.С., Перелыгина И.В., 2022
логической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рацио- нальном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.[1]
Экологическое образование детей дошкольного возраста предпола-
гает:
- Формирование осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам.
- Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологиче- ской воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование эколо- гических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Содержание экологического образования детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Компоненты экологического образования дошкольников по И. Молчановой.
Компоненты экологического образования дошкольников | |
Познаватель- ный компонент | - о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания; о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме; о человеке как живом существе, как части природы, среде его жизни; об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств. |
Нормативный компонент | - о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения; о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе; о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе. |
Деятельност- ный компонент | - о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении; о способах осуществления созидательной и творческой деятельности; о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д. |
Компоненты экологического образования дошкольников реализуются посредством различных активных методов. В основу классификации методов экологического образования положены формы мышления дошкольников. В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют методы наблюдения, словесные и игровые.
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития детей к окружающему миру. Педагогическое проектирование экологического образования дошкольников положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Литература
- Газина О. Играя познаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание.
- 2006. - №7. - С.39-45.
- Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. -
№7. - С. 3-9.
- Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.10-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...
Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...
Консультация «Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников»
прививать интерес к исследовательской деятельности...
Педагогический опыт: решения и находки Материалы III межрегиональной научно-практической конференции (Воронеж, 17 апреля 2020 г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...
Педагогический опыт: решения и находки
Развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих благосостояние России. Основные цели образован...
Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. стр. 175, 286
ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Г.А. Дикарева, Л.С. Сальникова, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .Дидактические ...