Консультация «Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников»
консультация
прививать интерес к исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_orgonizatsii_pridmetno_razvivayushchey_sredy.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Консультация
«Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Средней группы
Первой квалификационной категории Ибрагимова. Д.Г.
Подольск 2018
Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому воспитанию созданы все условия по экологическому воспитанию. В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, дидактические игры, есть методические пособия, альбомы, литература для детей, инвентарь для ухода за комнатными растениями. В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Поэтому важным направлением работы дошкольных организаций является экологическое воспитание.
Задачи экологического воспитания:
- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;
- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;
- Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц;
- Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
Сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Важно научить ребенка сопереживать. Для этого взрослый старается быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе (ах, какой красивый мотылек, а как пахнет этот цветок, какая красота вокруг и т.д.).
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому воспитанию имеет создание развивающей экологической среды, необходимой для воспитания детей.
Основной частью экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
Педагогами нашего детского сада создана своеобразная предметно-развивающая экологическая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
В группах созданы уголки природы, где дети могут длительное время наблюдать за растениями, ухаживать и выращивать. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения. Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительная и общение с природой.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании.
Важной частью экологической среды является организация озелененных участков на территории детского сада. На этих участках воспитатели совместно с детьми организуют клумбы с цветами и даже небольшие грядки с овощами. Воспитателю важно приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
− познавательному развитию ребенка;
− эколого-эстетическому развитию;
− оздоровлению ребенка;
− формированию нравственных качеств;
− формированию экологически грамотного поведения;
− экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.
Рассмотрим все компоненты более подробно.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Деревья», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие), дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).
Оформление группового пространства способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
В летний период с участием родителей на участке были оформлены следующие природные зоны: «Уголок леса», «Сельское подворье», «Искусственный водоём».
Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.
В перспективе мы планируем и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация Организация предметно-развивающей среды в семье.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разум...
консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...
Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...
Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...
Консультация «Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждения в соответствии ФГОС»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ...
Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»
В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...