Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. стр. 175, 286
статья (младшая группа)
ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Г.А. Дикарева, Л.С. Сальникова, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то, же время в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников в педагогическом процессе обусловлена рядом причин: - Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность. - Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления); - Их своеобразие как дидактического средства состоит в том, что задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной и привлекательной для ребенка форме, имитирующей свободную игровую ситуацию. Обучение дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задачах. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее, с одной стороны, как форму обучения, а с другой стороны, как своеобразную игровую деятельность. Эта структура включает в себя: дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Рассмотрим подробнее структуру дидактических игр. Дидактическая задача, как правило, определена целью учебного задания или целью воспитательного воздействия. Дидактическая задача может быть сформулирована непосредственно, если данная дидактическая игра включена автором учебного пособия в образовательный процесс. Игровая задача, определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения может не осознаваться. Это и делает игру особой формой обучения, когда дети усваивают знания, умения, навыки как бы непреднамеренно, не в жестких рамках учебной задачи. Игровые действия - это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия игровые действия, тем интересней для детей сама игра, а значит, успешнее решаются познавательные задачи, составляющие суть и смысл дидактических игр. Правила игры определяют порядок действий, устанавливают запросы, регламентируют поведение играющих. Главное значение правил состоит в развитии у ребенка произвольности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать, воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение. Результат определяется сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, даже не особенно значительные успехи следует отметить, если ребенок старался их достичь. Осуществляя педагогическую поддержку развития дидактических игр, педагог должен соблюдать ряд условий: соответствие познавательного содержания игры программным требованиям и возрасту детей; определение времени и места, удобного для проведения дидактических игр; наличие у педагога знаний и умений в области используемых дидактических игр; наличие необходимого дидактического материала; оптимальное сочетание занимательности и обучающего воздействия; включение педагога в игру на этапе ее освоения; игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому; не мешать ребенку в самостоятельном решении дидактической задачи; не требовать решения задачи с первой попытки; заинтере6совывать игрой, не навязывая; в самом начале игры отметить хотя бы незначительный успех ребенка; игру полезно оживить игровой ситуацией; придумать неформальную обстановку, учесть необходимость обеспечения двигательной активности ребенка. При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах: принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр; принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями протекания умственной деятельности детей; принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах, составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - все это также составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, руководя игрой; принцип добровольности; принцип таинства игры - игра для ребенка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»; принцип обновляемости игры. Методика проведения дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание детей на необходимость четкого выполнения правил; показ игровых действий воспитателем; определение роли воспитателя в игре. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.
Литература 1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2 -е, перераб. - М.: Просвещение. 1978. - 96 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_resheniya_i_nahodki.pdf | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике научно-методических трудов, "Модернизация образовательного процесса в современной школе". Выпуск №4
Статья на тему: "Использование технологий М. Монтессори в воспитании". Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета....
Сборник научно-методических статей
Сборник научно-методических статей и методических материалов педагогов специального (коррекционного) образования, г. Троицк, 2016...
Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Педагогический опыт: решения и находки Материалы III межрегиональной научно-практической конференции (Воронеж, 17 апреля 2020 г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...
Педагогический опыт: решения и находки
Развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих благосостояние России. Основные цели образован...
Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо бол...