Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. стр. 175, 286
статья (младшая группа)

ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Г.А. Дикарева, Л.С. Сальникова, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то, же время в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников в педагогическом процессе обусловлена рядом причин: - Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность. - Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления); - Их своеобразие как дидактического средства состоит в том, что задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной и привлекательной для ребенка форме, имитирующей свободную игровую ситуацию. Обучение дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задачах. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее, с одной стороны, как форму обучения, а с другой стороны, как своеобразную игровую деятельность. Эта структура включает в себя: дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Рассмотрим подробнее структуру дидактических игр. Дидактическая задача, как правило, определена целью учебного задания или целью воспитательного воздействия. Дидактическая задача может быть сформулирована непосредственно, если данная дидактическая игра включена автором учебного пособия в образовательный процесс. Игровая задача, определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения может не осознаваться. Это и делает игру особой формой обучения, когда дети усваивают знания, умения, навыки как бы непреднамеренно, не в жестких рамках учебной задачи. Игровые действия - это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия игровые действия, тем интересней для детей сама игра, а значит, успешнее решаются познавательные задачи, составляющие суть и смысл дидактических игр. Правила игры определяют порядок действий, устанавливают запросы, регламентируют поведение играющих. Главное значение правил состоит в развитии у ребенка произвольности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать, воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение. Результат определяется сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, даже не особенно значительные успехи следует отметить, если ребенок старался их достичь. Осуществляя педагогическую поддержку развития дидактических игр, педагог должен соблюдать ряд условий: соответствие познавательного содержания игры программным требованиям и возрасту детей; определение времени и места, удобного для проведения дидактических игр; наличие у педагога знаний и умений в области используемых дидактических игр; наличие необходимого дидактического материала; оптимальное сочетание занимательности и обучающего воздействия; включение педагога в игру на этапе ее освоения; игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому; не мешать ребенку в самостоятельном решении дидактической задачи; не требовать решения задачи с первой попытки; заинтере6совывать игрой, не навязывая; в самом начале игры отметить хотя бы незначительный успех ребенка; игру полезно оживить игровой ситуацией; придумать неформальную обстановку, учесть необходимость обеспечения двигательной активности ребенка. При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах: принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр; принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями протекания умственной деятельности детей; принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах, составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - все это также составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, руководя игрой; принцип добровольности; принцип таинства игры - игра для ребенка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»; принцип обновляемости игры. Методика проведения дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,  который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание детей на необходимость четкого выполнения правил; показ игровых действий воспитателем; определение роли воспитателя в игре. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.

Литература 1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2 -е, перераб. - М.: Просвещение. 1978. - 96 с

 
 
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Л.С. Сальникова, Г.А. Дикарева, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. [2]. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций [1]. В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие: простота и четкость ритма; краткость самого стишка и отдельных  строк; простота и ясность знакомых детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый). В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников». Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, 288 пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
Литература 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 2. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008. 4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 5. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pedagogicheskiy_opyt_resheniya_i_nahodki.pdf2.61 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике научно-методических трудов, "Модернизация образовательного процесса в современной школе". Выпуск №4

Статья на тему: "Использование технологий М. Монтессори в воспитании". Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета....

Сборник научно-методических статей

Сборник научно-методических статей и методических материалов педагогов специального (коррекционного) образования, г. Троицк, 2016...

Педагогический опыт: решения и находки

Развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих благосостояние России. Основные цели образован...

Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо бол...