Статья Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей Выпуск 41
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический опыт:
решения и находки
Сборник научно-методических статей
Выпуск 41
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет
2019
Редакционная коллегия: И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО); С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО); Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова
П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 41 / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – 255 с. В методическом пособии представлен опыт организации образовательной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реализацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе. Материалы статей изданы в авторской редакции
УЧИМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ (Задания для детей старшего дошкольного возраста) Н.Ю. Бражникова, Е.А. Чистова, МБДОУ «Детский сад №119» городского округа город Воронеж .
У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, © Бражникова Н.Ю., Чистова Е.А., 2019 135 осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе. Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает различать право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что малышу трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом. Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д. 136 Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления. «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. Восток. Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего стояния (местонахождения) и направление движения относительно горизонта.
Пример практического задания для детей дошкольного возраста:
Однажды вышел на прогулку пес Куда идти возник вопрос?! Он дому сроду не видал, бездомным рос, бездомным спал. Он шел на звук, он шел на свет… Тепло манило впереди... А позади, кружился снег... Хотелось от него бежать... Налево обернулся он – подстилка листьев вся в снегу, Направо - снега нет пока, наверное, туда я побегу! Задание (используем фломастеры и мольберт). «Нарисуй солнце, там, где манило пса тепло» (впереди). «Нарисуй дорогу, где мокрая от снега подстилка». «Нарисуй псу «друга» там, где кружился снег». Практика показывает, что представленные задания учат: - определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта; - пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении); - ориентироваться на местности и в пространстве.
Стр. 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике научно-методических трудов, "Модернизация образовательного процесса в современной школе". Выпуск №4
Статья на тему: "Использование технологий М. Монтессори в воспитании". Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета....
Сборник научно-методических статей
Сборник научно-методических статей и методических материалов педагогов специального (коррекционного) образования, г. Троицк, 2016...
Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Педагогический опыт: решения и находки Материалы III межрегиональной научно-практической конференции (Воронеж, 17 апреля 2020 г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...
Педагогический опыт: решения и находки
Развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих благосостояние России. Основные цели образован...
Педагогический опыт: решения и находки Сборник научно-методических статей КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - то- тальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо бол...
Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. стр. 175, 286
ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Г.А. Дикарева, Л.С. Сальникова, МБДОУ Д/С ОВ №26 городского округа г. Воронеж .Дидактические ...