Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: Рассказывание по картине "Кошка с котятами"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мамаева Гульнара Пирмагомедовна

Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: Рассказывание по картине "Кошка с котятами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема занятия: Рассказывание по картине «Кошка с котятами».

Программное содержание:

    Образовательные: Учить детей составлять рассказ по картине. Учить соотносить названия животных и их детенышей, активировать употребление в речи глаголов.

Упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа.

    Развивающие: Развивать артикуляционный аппарат, умение правильно произносить звуки родного языка.

     Воспитательные: Воспитывать любовь к животным.

Материал и оборудование: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, макет леса и макет дома, салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами»«Домашние животные и их детеныши».

Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, беседа «Домашние животные — наши друзья», рассматривание иллюстраций открыток домашних животных, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет»«Животное домашнее или дикое»«Большие и маленькие», чтение художественной литературы В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Кошкин дом».

Методы и приемы: 

Наглядные: рассматривание картины «Кошка с котятами», картинок с изображением домашних и диких животных и их детёнышей.

Словесные: беседа по картине составление рассказа по картине, словесные упражнения.

Практические: физкультминутка, дидактическая игра, игровые упражнения, раскрашивание раскрасок.

Ход занятия

  1. Вводная часть  

- Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?

- А животных как вы думаете, нужно любить?

- А какие бывают животные? (дикие и домашние)

- У кого дома есть животные?

- Вы его любите? (ответы детей)

- Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг… (снимаю салфетку, а под ней рукавичка).

«Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Слышу я!

Не помочь ли, нам, друзья?»

- Кто же там может плакать? (ответы детей)

(достаю из рукавички котёнка)

- Ребята, кто это?

Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?

(дети задают вопрос)

-Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?

2. Основная часть

Дидактическая игра «Помоги найти маму».

На столе макеты леса и дома детям необходимо найти детёнышу животного маму и соотнести к правильному макету (дикое или домашнее животное).

- Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать котенку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы — козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, котенок, мама кошка. Вы домашние животные. Ступай, котенок, к домику. Мама-кошка тебя, наверное, обыскалась, и больше не теряйся!)

- Ребята, а теперь давайте с вами немного отдохнем!

Физкультминутка «Котята»

 Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!

- Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?

(выставляю на доску картину «Кошка с котятами».) — Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята)

- Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) — Ребята, а не хотели бы вы сейчас превратиться в котят и немного отдохнуть?

Фонограмма кошки-мамы.

- Ребята, чей голос мы слышим? (Кошки)

- Она вас благодарит за то, что вы помогли ее котенку.

- А знаете о чем она вас просит?  Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да)

- Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают).

- Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой).

- Что делает кошка? (лежит, отдыхает)

-Какое имя можно дать кошке? (Мурка) — Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)

- Как кошка и котята разговаривают? (Мяу -мяу)

- А как они мурлыкают? (Муур – Муур)

- Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы)

- Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. — Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

- Какое имя можно ему дать? (Васька)

- Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком)

- Какое имя дадим ему? (Пушок)

- Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) — Давайте ему придумаем имя? (Соня)

- Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

- А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)

- Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока).

- Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.)

- Ребята, я начну первой рассказ, а вы продолжите.

- На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят.

- Кто желает продолжить и описать котят?

- Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке — маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-4 рассказа. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию).

Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.

«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

- Молодцы!

Словесная игра «Подбери слова-действия»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать в круг. Я буду по очереди бросать вам клубочек, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Молодцы вы очень хорошо рассказали о кошке - маме, коте- папе и котятах, а теперь послушайте стихотворение:

Котенок возится с клубком

То подползет к нему тайком

То на клубок начнет кидаться

Толкнет его, отпрыгнет в бок

Никак не может догадаться

Что здесь не мышка, а клубок.

3. Заключительная часть 

- Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да)

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались (составляли рассказ по картине «Кошка с котятами»

  Фонограмма Кошки-мамы.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку — кошку из-за доски)

- Да, это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с раскрасками.

Кошка благодарит детей:

«Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

 И раскраску подарить»

- Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. (Спасибо!)

Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто - то из вас еще порадует кошку, рассказав о том, какая она и ее котята красивые.

(Дети по желанию раскрашивают Кошек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...

Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».

Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: "Полезные и вредные продукты"

ООД: "Развитие речи"Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Игтегрированные задачи:...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку....

Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: "Описание детьми внешнего вида друг друга"

Конспект занятия по  речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: "Описание детьми внешнего вида друг друга"...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень продолжается, листья осыпаются…»

Цель: Активизирование речи детей посредством составления предложений,  рассказов по мнемотаблице. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимо...