Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Пономарёва Валентина Борисовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план по самообразованию

на тему:

 

 

«Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»

 

 

 

 

 

                                                Воспитатель:

                                                Пономарева В.Б

 

 

                                           

 

                                                                     

 

 

Сосновоборск 2024

 

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»

 

Актуальность:

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше

подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т. д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025года.

Цель:

- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.

- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

 

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме :«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. 

- Реализовать по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.

- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.

- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Предполагаемые результаты:  в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

Программа заключается:

- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.

Формы работы :

- беседы

- дидактические игры и упражнения

- работа в тетрадях в клетку

- пальчиковые игры и физ. минутки

- работа на готовых печатных листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: Программные задачи. Методические приёмы

Сентябрь

1 Диагностика

2 Работа в тетради.

«Знакомство с тетрадью» Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. 1. Пальчиковая гимнастика «Замок».

2. Работа в тетради.

«Дождь» Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Молния».

Октябрь

«Забор» Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз.

4. Слуховой диктант.

«Уголки» Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Уголки».

4. Работа в альбоме.

«Флажки» Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Жмурки».

4. Работа в альбоме.

«Платочек» Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1. Пальчиковые шаги «Курочка».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Зигзаги».

4. Работа в альбоме.

Ноябрь

«Шкаф» Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».

2. Выкладывание прямоугольника из палочек.

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Прямоугольники».

4. Зрительный диктант.

«Волны» Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика «Котята».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Волны».

4. Слуховой диктант «Дорожка».

5. Работа в альбоме.

«Снежок» Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

1. Игра «Соберём жемчуг со дна моря».

2. Работа в тетради.

3. Упр. для глаз «Пузырьки».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

«Снеговик» Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рыбки плавают».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

«Фонарик» Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.

1. Пальчиковая гимнастика «Шарик».

2. Работа в альбоме.

3. Упр. для глаз «Поймай зайку».

4. Зрительный диктант «Фонарики».

5. Работа в альбоме.

Декабрь

«Ёлочка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

«Бусы» Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

«Знакомство с графическим диктантом» Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Овалы».

4. Графический диктант «Стул».

5. Игра «Паучок».

«Ключик» Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Зрительный диктант «Конфета».

5. Графический диктант «Ключик».

6. Работа в альбоме.

Январь

«Рисование посуды» Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

1. Пальчиковые шаги «Улитка».

2. Работа в тетради «Чашка».

3. Упражнение для глаз.

4. Работа в альбоме.

«Кошка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Кошка».

4. Упражнение для глаз «Уголки».

5. Зрительный диктант «Часы»«Телевизор».

6. Работа в альбоме.

«Рисование вертушек» Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4. Графический диктант «Вертушка».

5. Игра «Покажи где…».

6. Работа в альбоме.

«Птичка» Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант «Птичка».

5. Физ. минутка «Дружно встали».

6. Работа в альбоме.

Февраль

«Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

1. Пальчиковая гимнастика «Папочка».

2. Работа в тетради.

3. Зрительный диктант «Василёк».

4. Упражнение для глаз «Цветок».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

6. Работа в альбоме.

«Кораблик» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание.

1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Ручейки».

4. Графический диктант «Кораблик».

5. Физ. минутка «Зима».

6. Работа в альбоме.

«Цветок» Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рисуем шарики».

4. Графический диктант «Цветок».

5. Физ. минутка.

6. Работа в альбоме.

«Сугроб» Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

1. Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант.

5. Физ. минутка «Обувь».

6. Работа в альбоме.

Март

«Домик» Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

1. Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Домик».

5. Зрительный диктант «Дом».

6. Работа в альбоме.

«Девочка» Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.

1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».

2. Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду».

4. Работа в альбоме.

«Ракета» Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Ракета».

4. Физ. минутка.

5. Игра «Слог, слово, предложение».

6. Работа в альбоме

«Бабочка» Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе

бумаги; развивать внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».

2. Работа в тетради «Закончи строчку».

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Бабочка».

5. Задание «Заштрихуй картинки»,

раскрась только гласные» в прописи.

Апрель

«Гусеница» Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Гусеница»

4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».

5. Игра «Путаница».

«Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».

2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».

3. Гимнастика для глаз.

4. Игра «Что ты видишь».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

«Продолжи узор» Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант.

5. Игра «Повтори за мной»

«Продолжи узор» Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант

5. Игра «Что мы делали, не скажем.»

 

 

 

Май

«Полянка» Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду»

4. Графический диктант «Полянка»

«Слон» Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память.

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»

4. Графический диктант «Слон»

5. Физминутка «Дружно встали»

«Дорисуй половинку» Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур.

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Ручейки»

4. Графический диктант «Дорисуй половинку»

«Продолжи узор» Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка.

1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант «Продолжи узор»

5 Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. Квест- игра «Король-графики»

 

Список литературы

1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2. Колесникова Е. В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно», 2005.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.

5. Крушельницкая О. И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.

6. Подрезова И. А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.

7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план по самообразованию

на тему:

«Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»

 

                                                Воспитатель:

                                                Пономарева В.Б

                                           

                                                                     

Сосновоборск 2024

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»

Актуальность:

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше

подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т. д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025года.

Цель:

- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.

- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме :«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. 

- Реализовать по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.

- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.

- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Предполагаемые результаты:  в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

Программа заключается:

- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.

Формы работы :

- беседы

- дидактические игры и упражнения

- работа в тетрадях в клетку

- пальчиковые игры и физ. минутки

- работа на готовых печатных листах

Календарно-тематическое планирование

Тема: Программные задачи. Методические приёмы

Сентябрь

1 Диагностика

2 Работа в тетради.

«Знакомство с тетрадью» Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. 1. Пальчиковая гимнастика «Замок».

2. Работа в тетради.

«Дождь» Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Молния».

Октябрь

«Забор» Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз.

4. Слуховой диктант.

«Уголки» Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Уголки».

4. Работа в альбоме.

«Флажки» Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Жмурки».

4. Работа в альбоме.

«Платочек» Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1. Пальчиковые шаги «Курочка».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Зигзаги».

4. Работа в альбоме.

Ноябрь

«Шкаф» Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».

2. Выкладывание прямоугольника из палочек.

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Прямоугольники».

4. Зрительный диктант.

«Волны» Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика «Котята».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Волны».

4. Слуховой диктант «Дорожка».

5. Работа в альбоме.

«Снежок» Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

1. Игра «Соберём жемчуг со дна моря».

2. Работа в тетради.

3. Упр. для глаз «Пузырьки».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

«Снеговик» Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рыбки плавают».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

«Фонарик» Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.

1. Пальчиковая гимнастика «Шарик».

2. Работа в альбоме.

3. Упр. для глаз «Поймай зайку».

4. Зрительный диктант «Фонарики».

5. Работа в альбоме.

Декабрь

«Ёлочка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

«Бусы» Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

«Знакомство с графическим диктантом» Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Овалы».

4. Графический диктант «Стул».

5. Игра «Паучок».

«Ключик» Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Зрительный диктант «Конфета».

5. Графический диктант «Ключик».

6. Работа в альбоме.

Январь

«Рисование посуды» Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

1. Пальчиковые шаги «Улитка».

2. Работа в тетради «Чашка».

3. Упражнение для глаз.

4. Работа в альбоме.

«Кошка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Кошка».

4. Упражнение для глаз «Уголки».

5. Зрительный диктант «Часы»«Телевизор».

6. Работа в альбоме.

«Рисование вертушек» Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4. Графический диктант «Вертушка».

5. Игра «Покажи где…».

6. Работа в альбоме.

«Птичка» Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант «Птичка».

5. Физ. минутка «Дружно встали».

6. Работа в альбоме.

Февраль

«Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

1. Пальчиковая гимнастика «Папочка».

2. Работа в тетради.

3. Зрительный диктант «Василёк».

4. Упражнение для глаз «Цветок».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

6. Работа в альбоме.

«Кораблик» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание.

1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Ручейки».

4. Графический диктант «Кораблик».

5. Физ. минутка «Зима».

6. Работа в альбоме.

«Цветок» Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рисуем шарики».

4. Графический диктант «Цветок».

5. Физ. минутка.

6. Работа в альбоме.

«Сугроб» Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

1. Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант.

5. Физ. минутка «Обувь».

6. Работа в альбоме.

Март

«Домик» Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

1. Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Домик».

5. Зрительный диктант «Дом».

6. Работа в альбоме.

«Девочка» Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.

1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».

2. Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду».

4. Работа в альбоме.

«Ракета» Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Ракета».

4. Физ. минутка.

5. Игра «Слог, слово, предложение».

6. Работа в альбоме

«Бабочка» Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе

бумаги; развивать внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».

2. Работа в тетради «Закончи строчку».

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Бабочка».

5. Задание «Заштрихуй картинки»,

раскрась только гласные» в прописи.

Апрель

«Гусеница» Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Гусеница»

4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».

5. Игра «Путаница».

«Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».

2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».

3. Гимнастика для глаз.

4. Игра «Что ты видишь».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

«Продолжи узор» Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант.

5. Игра «Повтори за мной»

«Продолжи узор» Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант

5. Игра «Что мы делали, не скажем.»

Май

«Полянка» Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду»

4. Графический диктант «Полянка»

«Слон» Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память.

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»

4. Графический диктант «Слон»

5. Физминутка «Дружно встали»

«Дорисуй половинку» Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур.

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Ручейки»

4. Графический диктант «Дорисуй половинку»

«Продолжи узор» Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка.

1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант «Продолжи узор»

5 Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. Квест- игра «Король-графики»

Список литературы

1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2. Колесникова Е. В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно», 2005.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.

5. Крушельницкая О. И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.

6. Подрезова И. А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.

7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...

самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...