Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план по самообразованию
на тему:
«Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
Воспитатель:
Пономарева В.Б
Сосновоборск 2024
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
Актуальность:
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше
подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т. д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025года.
Цель:
- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.
- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме :«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.
- Реализовать по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.
- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.
- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Предполагаемые результаты: в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы.
Программа заключается:
- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.
Формы работы :
- беседы
- дидактические игры и упражнения
- работа в тетрадях в клетку
- пальчиковые игры и физ. минутки
- работа на готовых печатных листах
Календарно-тематическое планирование
Тема: Программные задачи. Методические приёмы
Сентябрь
1 Диагностика
2 Работа в тетради.
3 «Знакомство с тетрадью» Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. 1. Пальчиковая гимнастика «Замок».
2. Работа в тетради.
4 «Дождь» Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Молния».
Октябрь
1 «Забор» Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз.
4. Слуховой диктант.
2 «Уголки» Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.
1. Пальчиковая гимнастика «Птички».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Уголки».
4. Работа в альбоме.
3 «Флажки» Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз «Жмурки».
4. Работа в альбоме.
4 «Платочек» Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
1. Пальчиковые шаги «Курочка».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз «Зигзаги».
4. Работа в альбоме.
Ноябрь
1 «Шкаф» Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.
1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».
2. Выкладывание прямоугольника из палочек.
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Прямоугольники».
4. Зрительный диктант.
2 «Волны» Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
1. Пальчиковая гимнастика «Котята».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Волны».
4. Слуховой диктант «Дорожка».
5. Работа в альбоме.
3 «Снежок» Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.
1. Игра «Соберём жемчуг со дна моря».
2. Работа в тетради.
3. Упр. для глаз «Пузырьки».
4. Зрительный диктант.
5. Работа в альбоме.
4 «Снеговик» Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.
1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Рыбки плавают».
4. Зрительный диктант.
5. Работа в альбоме.
5 «Фонарик» Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.
1. Пальчиковая гимнастика «Шарик».
2. Работа в альбоме.
3. Упр. для глаз «Поймай зайку».
4. Зрительный диктант «Фонарики».
5. Работа в альбоме.
Декабрь
1 «Ёлочка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Работа в альбоме.
5. Лексические упражнения.
2 «Бусы» Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Работа в альбоме.
5. Лексические упражнения.
3 «Знакомство с графическим диктантом» Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Овалы».
4. Графический диктант «Стул».
5. Игра «Паучок».
4 «Ключик» Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Зрительный диктант «Конфета».
5. Графический диктант «Ключик».
6. Работа в альбоме.
Январь
1 «Рисование посуды» Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.
1. Пальчиковые шаги «Улитка».
2. Работа в тетради «Чашка».
3. Упражнение для глаз.
4. Работа в альбоме.
2 «Кошка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.
1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».
2. Работа в тетради.
3. Графический диктант «Кошка».
4. Упражнение для глаз «Уголки».
5. Зрительный диктант «Часы», «Телевизор».
6. Работа в альбоме.
3 «Рисование вертушек» Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз. Стрельба глазами.
4. Графический диктант «Вертушка».
5. Игра «Покажи где…».
6. Работа в альбоме.
4 «Птичка» Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.
1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Графический диктант «Птичка».
5. Физ. минутка «Дружно встали».
6. Работа в альбоме.
Февраль
1 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.
1. Пальчиковая гимнастика «Папочка».
2. Работа в тетради.
3. Зрительный диктант «Василёк».
4. Упражнение для глаз «Цветок».
5. Графический диктант «Продолжи узор».
6. Работа в альбоме.
2 «Кораблик» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание.
1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Ручейки».
4. Графический диктант «Кораблик».
5. Физ. минутка «Зима».
6. Работа в альбоме.
3 «Цветок» Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Рисуем шарики».
4. Графический диктант «Цветок».
5. Физ. минутка.
6. Работа в альбоме.
4 «Сугроб» Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.
1. Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Графический диктант.
5. Физ. минутка «Обувь».
6. Работа в альбоме.
Март
1 «Домик» Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
1. Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Домик».
5. Зрительный диктант «Дом».
6. Работа в альбоме.
2 «Девочка» Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.
1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».
2. Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».
3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду».
4. Работа в альбоме.
3 «Ракета» Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».
2. Работа в тетради.
3. Графический диктант «Ракета».
4. Физ. минутка.
5. Игра «Слог, слово, предложение».
6. Работа в альбоме
4 «Бабочка» Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе
бумаги; развивать внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».
2. Работа в тетради «Закончи строчку».
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Бабочка».
5. Задание «Заштрихуй картинки»,
раскрась только гласные» в прописи.
Апрель
1 «Гусеница» Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
1. Пальчиковая гимнастика «Весна».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Гусеница»
4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».
5. Игра «Путаница».
2 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.
1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».
2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».
3. Гимнастика для глаз.
4. Игра «Что ты видишь».
5. Графический диктант «Продолжи узор».
3 «Продолжи узор» Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.
1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант.
5. Игра «Повтори за мной»
4 «Продолжи узор» Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант
5. Игра «Что мы делали, не скажем.»
Май
1 «Полянка» Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания.
1. Пальчиковая гимнастика «Весна»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду»
4. Графический диктант «Полянка»
2 «Слон» Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память.
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»
4. Графический диктант «Слон»
5. Физминутка «Дружно встали»
3 «Дорисуй половинку» Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур.
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Ручейки»
4. Графический диктант «Дорисуй половинку»
4 «Продолжи узор» Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка.
1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант «Продолжи узор»
5 Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. Квест- игра «Король-графики»
Список литературы
1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.
2. Колесникова Е. В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.
3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно», 2005.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.
5. Крушельницкая О. И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.
6. Подрезова И. А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.
7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.
8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план по самообразованию
на тему:
«Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
Воспитатель:
Пономарева В.Б
Сосновоборск 2024
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
Актуальность:
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше
подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т. д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025года.
Цель:
- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.
- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме :«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.
- Реализовать по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.
- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.
- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Предполагаемые результаты: в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы.
Программа заключается:
- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.
Формы работы :
- беседы
- дидактические игры и упражнения
- работа в тетрадях в клетку
- пальчиковые игры и физ. минутки
- работа на готовых печатных листах
Календарно-тематическое планирование
Тема: Программные задачи. Методические приёмы
Сентябрь
1 Диагностика
2 Работа в тетради.
3 «Знакомство с тетрадью» Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. 1. Пальчиковая гимнастика «Замок».
2. Работа в тетради.
4 «Дождь» Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Молния».
Октябрь
1 «Забор» Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз.
4. Слуховой диктант.
2 «Уголки» Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.
1. Пальчиковая гимнастика «Птички».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Уголки».
4. Работа в альбоме.
3 «Флажки» Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз «Жмурки».
4. Работа в альбоме.
4 «Платочек» Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
1. Пальчиковые шаги «Курочка».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз «Зигзаги».
4. Работа в альбоме.
Ноябрь
1 «Шкаф» Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.
1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».
2. Выкладывание прямоугольника из палочек.
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Прямоугольники».
4. Зрительный диктант.
2 «Волны» Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
1. Пальчиковая гимнастика «Котята».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Волны».
4. Слуховой диктант «Дорожка».
5. Работа в альбоме.
3 «Снежок» Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.
1. Игра «Соберём жемчуг со дна моря».
2. Работа в тетради.
3. Упр. для глаз «Пузырьки».
4. Зрительный диктант.
5. Работа в альбоме.
4 «Снеговик» Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.
1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Рыбки плавают».
4. Зрительный диктант.
5. Работа в альбоме.
5 «Фонарик» Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.
1. Пальчиковая гимнастика «Шарик».
2. Работа в альбоме.
3. Упр. для глаз «Поймай зайку».
4. Зрительный диктант «Фонарики».
5. Работа в альбоме.
Декабрь
1 «Ёлочка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Работа в альбоме.
5. Лексические упражнения.
2 «Бусы» Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Работа в альбоме.
5. Лексические упражнения.
3 «Знакомство с графическим диктантом» Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Овалы».
4. Графический диктант «Стул».
5. Игра «Паучок».
4 «Ключик» Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Зрительный диктант «Конфета».
5. Графический диктант «Ключик».
6. Работа в альбоме.
Январь
1 «Рисование посуды» Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.
1. Пальчиковые шаги «Улитка».
2. Работа в тетради «Чашка».
3. Упражнение для глаз.
4. Работа в альбоме.
2 «Кошка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.
1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».
2. Работа в тетради.
3. Графический диктант «Кошка».
4. Упражнение для глаз «Уголки».
5. Зрительный диктант «Часы», «Телевизор».
6. Работа в альбоме.
3 «Рисование вертушек» Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз. Стрельба глазами.
4. Графический диктант «Вертушка».
5. Игра «Покажи где…».
6. Работа в альбоме.
4 «Птичка» Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.
1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Графический диктант «Птичка».
5. Физ. минутка «Дружно встали».
6. Работа в альбоме.
Февраль
1 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.
1. Пальчиковая гимнастика «Папочка».
2. Работа в тетради.
3. Зрительный диктант «Василёк».
4. Упражнение для глаз «Цветок».
5. Графический диктант «Продолжи узор».
6. Работа в альбоме.
2 «Кораблик» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание.
1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Ручейки».
4. Графический диктант «Кораблик».
5. Физ. минутка «Зима».
6. Работа в альбоме.
3 «Цветок» Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Рисуем шарики».
4. Графический диктант «Цветок».
5. Физ. минутка.
6. Работа в альбоме.
4 «Сугроб» Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.
1. Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».
4. Графический диктант.
5. Физ. минутка «Обувь».
6. Работа в альбоме.
Март
1 «Домик» Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
1. Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Домик».
5. Зрительный диктант «Дом».
6. Работа в альбоме.
2 «Девочка» Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.
1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».
2. Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».
3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду».
4. Работа в альбоме.
3 «Ракета» Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».
2. Работа в тетради.
3. Графический диктант «Ракета».
4. Физ. минутка.
5. Игра «Слог, слово, предложение».
6. Работа в альбоме
4 «Бабочка» Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе
бумаги; развивать внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».
2. Работа в тетради «Закончи строчку».
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Бабочка».
5. Задание «Заштрихуй картинки»,
раскрась только гласные» в прописи.
Апрель
1 «Гусеница» Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
1. Пальчиковая гимнастика «Весна».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз.
4. Графический диктант «Гусеница»
4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».
5. Игра «Путаница».
2 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.
1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».
2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».
3. Гимнастика для глаз.
4. Игра «Что ты видишь».
5. Графический диктант «Продолжи узор».
3 «Продолжи узор» Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.
1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант.
5. Игра «Повтори за мной»
4 «Продолжи узор» Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память.
1. Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант
5. Игра «Что мы делали, не скажем.»
Май
1 «Полянка» Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания.
1. Пальчиковая гимнастика «Весна»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду»
4. Графический диктант «Полянка»
2 «Слон» Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память.
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»
4. Графический диктант «Слон»
5. Физминутка «Дружно встали»
3 «Дорисуй половинку» Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур.
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз «Ручейки»
4. Графический диктант «Дорисуй половинку»
4 «Продолжи узор» Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка.
1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
2. Работа в тетради
3. Гимнастика для глаз
4. Графический диктант «Продолжи узор»
5 Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. Квест- игра «Король-графики»
Список литературы
1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.
2. Колесникова Е. В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.
3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно», 2005.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.
5. Крушельницкая О. И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.
6. Подрезова И. А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.
7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.
8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...
План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...
Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...
самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)
Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...
План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму"
Реализация - 2024 год - 2026 год...