Консультация для педагогов: "Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по подготовке к обучению грамоте"
консультация по обучению грамоте
Рекомендации воспитателям по использованию демонстрационного и раздаточного материала на занятиях по обучению грамоте".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по подготовке к обучению грамоте»
подготовила учитель – логопед
МАДОУ г. Калининграда
ЦРР д/с № 87
Чухина Марина Александровна
Необходимым условием успешного обучения дошкольников грамоте является использование различного рода наглядных пособий, дидактического материала, игрушек и др.
Демонстрационный материал включает в себя доску школьного типа, картины – схемы и полоски – схемы звукового состава слов, фишки – карточки, указку, предметные картинки; фишки или мелкие игрушки для награждения детей в играх.
Доска школьного типа применяется для звукового анализа и различных дидактических игр. По горизонтали доска делится рейками (сечением 2 – 2,5 см) на три равные части. На рейке при необходимости ставятся фишки, которые удерживаются при помощи лески, натянутой над рейкой на высоте 4 – 5 см (рис. 1).
Картины – схемы звукового состава слова представляют собой лист ватмана с изображением предмета, название которого ребенок должен проанализировать, и рядом клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа ставятся фишки – карточки (рис. 2).
Картины – схемы изготавливаются по одному экземпляру для следующих слов – названий: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, сани, утки, аист, жук, лист, паук, слон, шуба, юла, мишка, мышка.
Полоски – схемы звукового состава слов изготавливаются из плотной бумаги или картона, нижний край которого загнут на 10 – 12 см и приклеен к листу по краям. В образовавшийся карман вставляют фишки – карточки. Над карманом рисуется схема звукового состава слова. Для занятий необходимо приготовить по 2 полоски – схемы для анализа трех - , четырех – и пятизвуковых слов (рис. 3).
Для обозначения выделенных звуков анализируемого слова применяются фишки – карточки, которые представляют собой картонные прямоугольники с заостренным нижним концом (рис. 4).
Для занятий необходимо иметь по 6 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов. Черные фишки должны быть на 2 см длиннее остальных, т.к. они ставятся позади красной фишки для обозначения ударного гласного звука.
При проведении звукового анализа слова используется указка с тупым концом длиной 30 – 40 см.
Для словесных дидактических игр и игровых упражнений часто используются предметные картинки. Их перечень дается в конспектах занятий.
Для награждения детей в играх необходимо иметь специальные фишки или мелкие игрушки, наклейки.
Раздаточный материал представляет собой картинки – схемы и полоски – схемы звукового состава слов, фишки, указки, подносики.
Картинки – схемы звукового состава слов изготавливаются из 1/8 части ватманского листа. На картинке расположен рисунок предмета, слово – название которого дети анализируют, и под ним схема звукового состава слова (рис. 5).
Количество клеточек (размером 2х2 см) соответствует количеству звуков анализируемого слова.
Для занятий используются 10 картинок – схем: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, лиса, сани. Картинки – схемы изготавливаются по одному комплекту на каждого ребенка.
Полоски – схемы звукового состава слова можно сделать из плотной бумаги (размер 12х4 см). На полоске размещается схема слова. Каждый ребенок должен быть обеспечен двумя полосками – схемами трех -, четырех – и пятизвуковых слов (рис. 6).
Фишки для детей делаются квадратной (2х2 см) или круглой (диаметром 2 см) формы из картона (рис. 7).
Комплект на одного ребенка состоит из 20 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов (по 4 фишки каждого цвета).
В качестве указок можно использовать счетные палочки. Для фишек и указок, необходимых для занятий, удобно пользоваться индивидуальными подносиками.
Во 2-й младшей группе для проведения занятий специальных пособий не требуется.
В средней группе дети знакомятся со словом, слогом, звуком. Следовательно, необходимо применять наглядные пособия для облегчения понимания изучаемого материала. При знакомстве со словом дети узнают, что слова звучат, что звучат они громко и тихо, что есть слова - друзья, что слова делятся на слоги, что слова состоят из звуков.
Для обозначения понятия «слово» используется модель в виде прямоугольной полоски. Эти полоски могут быть разной длины в соотношении с протяженностью слова. Особенно это необходимо подчеркивать, если закрепляем или демонстрируем деление слов на слоги.
Закрепить знания детей о словах, сходных по звучанию, можно при помощи пособия «Звуковые часы». Методика работы с ними дана в книге Тумаковой Г. А. «Ознакомление детей со звучащим словом» ,1991, стр. 42. У воспитателя демонстрационные часы большого размера, а у каждого ребенка – маленькие, необходимые для самостоятельной работы по заданию взрослого. Картинки на часах разные, чтобы дети не могли подражать друг другу. Например, детям дается задание: «Найдите два слова, сходных по звучанию, и укажите их стрелками».
При знакомстве детей со слогом используют модели-полоски, слоговые линейки (см. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом, 1991. стр. 66).
Очень хороши в работе со звуками звуковые линейки (можно купить в магазине). Описание изготовления линеек можно найти в книге Тумаковой Г. А. Ознакомление со звучащим словом, 1991. – с. 20,21,22. Там же описывается методика работы с линейками.
Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «Окошечки» (см. книгу Варенцовой Н. С. Обучение дошкольников грамоте, 2010 .—с. 24.). В окошечки вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз. Согласные буквы (м, н, р, л) обозначаются черным цветом, гласные буквы (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е)—красным цветом.
Для обозначения предложения используется длинная полоска и точка (размером 1 см в диаметре).
Если использовать в работе с детьми перечисленный материал и проявлять чуточку творчества, то это значительно облегчит восприятие нового детьми и облегчит работу и объяснение воспитателю.
(по материалам Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и интернет - ресурсам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...
Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
Звуки Гласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ: Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. В...
консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"
консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...
Консультация для воспитателей «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».
Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических...
Консультация для воспитателей «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»....