Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_bolsh_perem_obuch_gramote.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
(Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
Звуки
Гласные Согласные
Твердые Мягкие
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:
Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -
ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных
звуков: А О И У Ы Э
Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-
нужно сравнивать звуки по их произношению.
Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.
(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-
мешают зубы)
ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем
пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует
помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-
губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.
Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание
на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются
(произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука
мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:
ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ
ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.
Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это
проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит
ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых
связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:
«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук
«з»- горлышко вибрирует).
Для примера, рассмотрим звуковой анализ
слова КНИГА.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству
звуков в слове.
1. мы должны определить последовательность звуков в слове,
интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»
«И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или
мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,
согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –
зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный
гласный черной фишкой.
В работе это выглядит так:
Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»
1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.
2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой
3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой
4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой
5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.
«Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.
Вопросы и задания:
1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)
2.Какой ударный звук? («и»)
3.Произнеси слово с ударением («книиига»)
4.Какой мягкий согласный? («нь»)
5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)
6.Какой первый согласный звук? («к»)
ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)
Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и
внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот
примеры простых игр.
Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).
Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).
Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое
рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу
«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.
Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.
Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -
«сам», «собака» - «бак» и т. д.
На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.
Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.
Подготовила учитель-логопед: Исмагилова Гульфия Ильдаровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Консультация для родителей старшей группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.Она возникает и развивается при наличии нескольких условий:• нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звуковой анализ слова "нос".
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: " Звуковой анализ слова "нос". На занятии используется игровые технологии В. Воскобовича -кораблики " Плюх-Плюх". Конспект состоит из сюрприз...
Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова», подготовка к обучению грамоте.
ЗвукиГласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего ...
Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189» Конспект игровой образовательной деятельностипо подготовке де...
Конспект открытого просмотра НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звуковой анализ слова «гуси» - «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Цель занятия: Повторение и закрепление звукового анализа слова....