Основы подготовки дошкольников к овладению чтения
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Гудакова Светлана Вячеславовна

Обучение чтению дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии в единстве решаются разные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические, - благодаря которым происходит развитие связной речи детей. Обучение дошкольников элементам грамоты направлено на формирование первоначальных лингвистических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_podgotovki_doshkolnikov_k_ovladeniyu_chteniyu.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Основы подготовки дошкольников к овладению чтения

Обучение чтению дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии в единстве решаются разные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические, - благодаря которым происходит развитие связной речи детей. Обучение дошкольников элементам грамоты направлено на формирование первоначальных лингвистических представлений.

Понимание того, что такое слово, предложение и как оно строится. Детей знакомят со звучанием и протяжностью слова, учат способам интонационного выделения звука, называть слова с заданным звуком; дети усваивают смыслоразличительные функции звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает дошкольников к овладению звуковым анализом слова, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку и их дифференциации по качественным характеристикам. Дети учатся правильно ставить ударение в словах схожих по звучанию, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу, благодаря чему, они в последствие обучаются чтению.

Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в разделе грамоты, характеризуются следующими показателями:

- сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения;

-   наличие у ребенка представлений о звуковой стороне речи, как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий); о выразительности средств речи;

-   проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

-   овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие представлений о модели и процессе моделирования; способность сопровождать комментариями последовательность своих действий, умение проводить анализ своей работы.

Переход из дошкольного детства в школьный возраст как раз совпадает с одним из трёх так называемых «критических периодов в развитии речевой функции ребенка». В «третий критический период развития речевой функции (6-7 лет)» начинается формирование письменной речи. Если устная речь усваивается ребёнком в повседневной жизни и в общении с окружающими людьми, то письменной речью он может овладеть только в условиях целенаправленного обучения.

Основной базой для овладения чтением (равноправных составляющих письменной речи) являются достаточно сформированные у ребёнка, как будущего ученика, основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.

При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко различать четко все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость фонем в сочетании со всеми согласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание  развитию фонематического слуха.

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети смогли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры речи.

 Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Задача овладения этими действиями ставится специалистами в связи с обучением грамоте. А сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают звуковому анализу. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в звуковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из главных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

По ряду физиологических причин, в настоящее время, огромное количество детей имеет разные уровни нарушения речи. Не своевременное обращение внимания на данные проблемы у ребёнка со стороны родителей приводит к формировании устойчивого дефекта. В основном у детей наблюдается фонетико - фонематическое недоразвитие речи, в результате чего у детей отмечаются отклонения в усвоении произносительной стороны речи и недостатки фонематического восприятия, т. е. способности к восприятию и различению речевых звуков (фонем родного языка), при достаточном развитии словаря и относительно правильном грамматическом оформлении речевых высказываний.

Эти речевые нарушения приводят к затруднениям в формировании у детей звуко-буквенного анализа и синтеза, лежащие в основе овладения детей грамотой. Если к концу дошкольного возраста фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было скомпенсировано, то уже на начальном этапе обучения грамоте у ребёнка могут возникнуть серьёзные проблемы, которые в дальнейшем могут привести к проявлению определённых видов дислексии и дисграфии, даже с частичным нарушением прочесов чтения и письма.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наиболее часто проявляются симптомы акустической или артикуляционно-акустической дисграфии и фонетической дислексии, которые выражаются в стойких специфических ошибках. У учащихся при прочтении или написании текста могут наблюдаться пропуск, перестановка, вставка ненужных букв или слогов или замена звуков сходных по звучанию. 

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

- принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Таким образом, работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, обучению элементам чтения должна сочетаться с работой по развитию основных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексического запаса и грамматического строя речи.

Стоит отметь, что при подготовке к занятиям с детьми имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо учитывать следующее:

-   должен присутствовать речевой материал в стихотворной форме;

  речевые тексты и задания должны сопровождаться сюжетными картинками, что способствует расширению вариативности работы, коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

-   исходя из особенностей дефекта, в занятия необходимо включать упражнения, направленные на совершенствование просодических компонентов речевой деятельности (ударение, элементов интонации — мелодики, силы и высоты голоса, темпа и плавности речи, эмоционального окраса и т. д.);

-   занятия должны быть построены на сочетании элементов игровых упражнений;

-   необходимо использовать упражнения на развитее мелкой моторики руки и графомоторных навыков;

-   в структуру занятий должны быть включены упражнения, направленные на развитие связной речи детей.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

–  интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы);

–  личностная (в том числе мотивационная) готовность;

– социально-психологическая готовность;

– готовность эмоционально-волевой сферы.

- это переломный этап в жизни ребёнка.

У ребёнка возраста 6-7 лет  формируются как теоретические, так и практические умения и навыки, которые в последствие станут фундаментом для овладения ребёнком устной и письменной речью.

Работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, обучению элементам чтения должна сочетаться с работой по развитию основных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексического запаса и грамматического строя речи.

Процесс овладения чтением как особой речевой деятельностью состоит из нескольких этапов:

1. Звуко-слоговой анализ слова.

2. Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.

3. Овладение техникой слогового слияния букв.

4. Овладение техникой чтения целого слова.

5. Чтение сочетаний слов.

6. Овладение техникой интонирования.

7. Чтение предложения с учетом интонации.

8. Чтение связного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: «Подготовка дошкольника к овладению письменным навыком»

предложенные материалы помогут педагогам организовать работу по подготовке руки дошкольников к овладению письменным навыком. Опыт работы включает задачи, мониторинг, тесты , планирование по возрастам,...

Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма

Исследования показали, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе, является письмо........Двигательный опыт ребёнка может влиять на успешность его обучения письму. Чем богаче ...

презентация для педагогов доу "Условия эффективной подготовки дошкольников к обучению чтению"

Условия эффективной подготовки дошкольников к обучению чтению...

Презентация "Подготовка дошкольников к обучению чтению".

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит усп...

Консультация для родителей «Подготовка дошкольников к овладению грамотой»

Основы обучение грамоте - очень важна для успешности обучения ребенка в школе. И то, насколько успешным будет обучение во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, а так же...

Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма на занятиях по физической культуре.

Большинство упражнений являются комплексными и одно­временно решают несколько частных задач специальной физи­ческой подготовки дошкольников к овладению графикой письма. В связи с этим разделен...

Основы подготовки дошкольников к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте – начальный этап в процессе обучения письму и чтению. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в школе, но и в усвоении я...