Основы подготовки дошкольников к обучению грамоте
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Подготовка к обучению грамоте – начальный этап в процессе обучения письму и чтению. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в школе, но и в усвоении языка. В теме расскажем, что лежит в основе обучения грамоте и в чем особенности этой работы воспитателя. Рассмотрим пять направлений, в которых педагог ведет работу по обучению дошкольников грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_podgotovki_doshkolnikov_k_obucheniyu_gramote_.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы подготовки дошкольников к обучению грамоте Е.М.Жигайло

Слайд 2

Подготовка к обучению грамоте – начальный этап в процессе обучения письму и чтению. От того как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в школе, но и в усвоении языка. Обучение грамоте опирается на общее речевое развитие детей. Старшие дошкольники обладают достаточным уровнем речевого развития, чтобы овладеть чтением и письмом. Успешность последующего обучения детей в школе напрямую зависит от того, как воспитатель провел обучение грамоте в детском саду.

Слайд 3

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучение грамоте – это определенный способ формирования навыков чтения и письма. Обучению грамоте предшествует весь процесс речевого развития детей в детском саду. Это развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Чтобы обучение грамоте в школе не вызвало у детей трудностей, воспитатель еще в детском саду начинает подготовку дошкольников.

Слайд 5

С раннего возраста дети учатся слышать звуки родного языка, различать гласные и согласные звуки, сравнивать слова по звучанию, делить слова на слоги. Так к 6-7 годам дошкольники приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Старшие дошкольники уже способны анализировать звуковой состав речи. Это необходимое умение, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Существует пять основных критериев, по которым можно определить готовность дошкольника к овладению грамотой.

Слайд 6

По каким показателям определять, готов ли дошкольник к овладению грамотой

Слайд 7

Развитие фонематического слуха начинается рано. К двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, которые отличаются всего одной фонемой. Например , мишка – миска . Чтобы дети смогли овладеть навыком чтения и письма, первичного фонематического слуха недостаточно. Необходимо его развивать – учить детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове. Так у дошкольников формируют фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Фонематическое восприятие – это специальные действия по анализу звуковой структуры слов.

Слайд 8

В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод , который предполагает обучение через анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Умственные действия дошкольников формируют в четкой последовательности: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например , в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Слайд 9

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную фонему и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. В дошкольном возрасте дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Развитие фонематического восприятия, формирование широкой ориентировки детей в языковой системе, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки детей к обучению грамоте.

Слайд 10

Когда начинать подготовку дошкольников к обучению грамоте Подготовку к обучению грамоте в детском саду начинают значительно раньше старшего и подготовительного дошкольного возраста. Обучение во всех группах проходит в игровой форме. Какие задачи воспитатель решает в каждой возрастной группе при подготовке к обучению грамоте:

Слайд 11

Возрастная группа Задачи воспитателя Вторая младшая группа (3-4 года) – вслушиваться в звучание слова; – вычленять звуки из общего потока, распознавать, кто или что издает их; – выделять гласный звук голосом вслед за взрослым; – на практике различать понятия «слово» и «звук». Например: игры «Скажи, что звучит», «Как рычат звери» или театрализация знакомых сказок Средняя группа (4-5 лет) – понимать и употреблять термины «слово» и «звук» при выполнении упражнений, в речевых играх; – определять длину слова (короткое или длинное – «кот» и «бегемот»); – выделять голосом отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове («кот», первый звук [к]); – различать на слух твердые и мягкие согласные («мел» и «мель»); – делить слова на слоги на основе выделения гласных звуков и др. Например: игры «Вспомни слово», «Эхо»

Слайд 12

Возрастная группа Задачи воспитателя Старшая группа (5-6 лет) – производить анализ слов различной звуковой структуры (в слове «кот» 3 звука – [к], [о], [т]); – выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; – давать характеристику выделяемым звукам (гласный, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); – правильно употреблять термины «слово», «звук» («кошка» – слово, [к] – звук) . Например: игровые упражнения « Увидеть звук», «Разбери карточки» Подготовительная группа (6-7 лет) – составлять предложения и определять количество слов в них («(кто?) Кошка (что делает?) пьет (что?) молоко» – 3 слова); – составлять слова из слогов (кош-ка, мо - ло -ко); – делить двусложные и трёхсложные слова на части. – выделять последовательность звуков в простых словах (к-о-т);

Слайд 13

В каких направлениях вести работу по подготовке к обучению грамоте Перед педагогами детского сада не стоит задача научить старших дошкольников читать и писать. Эти навыки детям предстоит осваивать в школе. Но в детском саду необходимо провести тщательную работу по подготовке детей к обучению грамоте.

Слайд 14

Самое важное • Обучение грамоте опирается на обще - речевое развитие детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. • Подготовку к обучению грамоте в детском саду начинают значительно раньше старшего и подготовительного дошкольного возраста. • Работу по подготовке детей к обучению грамоте воспитатели ведут в пяти направлениях.

Слайд 15

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу –  этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

«Звуковая культура речи – основа подготовки детей к обучению грамоте»

В предложенном материале показана работа по развитию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте....