Методики, направленные на обучение детей чтению.
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Гудакова Светлана Вячеславовна

Методики, приемы и технологии и формы работы   с детьми, используемые педагогом  в процессе обучения детей чтению должны быть,  подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_napravlennye_na_obuchenie_detey_chteniyu.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, направленные на обучение детей чтению

Методики, приемы и технологии и формы работы   с детьми, используемые педагогом  в процессе обучения детей чтению должны быть,  подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.  

Образовательную деятельность необходимо осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.   Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

 Целью программы  является развитие и совершенствование речевой деятельности как условие расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка. Содержание программы должно быть направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей[10].

 Особенностью программы является использование элементов  различных  современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Речевое и языковое развитие ребенка   плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.

Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволят развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Программой должно быть предусмотрено построение образовательного процесса на основе  интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация,  познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования.

Занятия должны быть организованы в форме кружковой работы и дополнять содержание основной общеобразовательной программы   МДОУ, область коммуникация.

Организация образовательной среды должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.

Деятельность  должна начинаться   в игровой форме, использоваться упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Для  словотворческого развития целесообразно применять специальные задания на придумывание игр и упражнений.

 Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группу необходимо   оснастить  современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

 С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены речевые уголки и разработаны определенные требования к их содержанию.

Современными педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Активной формой поощрения детей в организованной деятельности обучения служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку  и установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемной ситуации, педагоги  не должны навязывать своего мнения детям, а участвовать в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого ребёнка к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей и идей.

Реализация данной программы позволит сформировать такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:

1. Развить  фонематический слух  и восприятие.

2. Правильно произносить все звуки.

3. Выделять из слов звуки.

4. Отчетливо и ясно произносить слова.

5. Усвоить лексико-грамматический строй речи.

6. Выделять слова и предложения из речи.

7. Соблюдать орфоэпические нормы произношения.

8. Развивать связную речь, навыки звукового анализа и синтеза.

9. Раскрывать смысл несложных слов.

10. Пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

11. Сформировать навыки, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:

12. Развить зрительно- пространственные представления, графо- моторные навыки, тонкую ручную моторику.

13. Сформированность  навыка чтения:

- Овладение звуко-буквенными обозначениями;

- Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;

- Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;

- Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

 У ребенка дошкольного возраста должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы. родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они должны быть ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Представим основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Образовательную деятельность подготовки детей к овладению чтением необходимо осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.  

Особенностью программы является использование элементов  различных  современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Программой должно быть предусмотрено построение образовательного процесса на основе  интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация,  познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей чтению по методике Н.Зайцева

Консультация для родителей по обучению детей чтению...

Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.

Опыт моей работы, который использую на протяжении семи лет в обучении детей чтению по методике Н.А. Зайцева....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".

Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражат...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению детей 5-7 лет чтению

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДйка» направлена на обучение чтению детей 5-7 лет...

Раннее обучение детей чтению 2 год обучения

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению»Муниципальног...

Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"

Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"...

Конспект открытого занятия по обучению детей чтению по методике Юлии Пчелинцевой "Словолодочки".

Цель: Изучение буквы «Б», закрепление ранее изученных букв, чтение слогов слияния и коротких слов с изученными буквами, развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, внимания, вообр...