Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению детей 5-7 лет чтению
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДйка» направлена на обучение чтению детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет чтению | 83.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Инжавинского района
Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Инжавинский детский сад «Берёзка»
Принята на заседании педагогического совета МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка» №__ «____» _______2020 г |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка» _____________Л.А. Ивкина Приказ №_____ от «__» ___________2020 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДйка»
на 2020-2021 учебный год
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель
Кондратюк Светлана Валентиновна
Воспитатель МБДОУ Инжавинский
детский сад «Березка»
р.п. Инжавино
2020 г.
Блок №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «АБВГДйка»
- Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДйка» социально-педагогической направленности (обучение чтению детей 5-7 лет). Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой и учебного пособия «Букварь» Н.С. Жуковой. За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Уровень освоения – базовый
Актуальность программы
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем она значимее, тем успешнее идет его развитие, тем счастливее детство.
Зачастую родители дошкольников считают, что один из главных показателей готовности ребенка к школе – это умение читать, а потому с раннего возраста начинают обучать ребенка чтению. Н нередко результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; а учителя отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Ведь чтение – это один из видов речевых умений человека, и начинать обучать ему можно лишь после того, как малыш овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, ребенок строит свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка.
Задача, стоящая перед педагогом: создать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи малыша. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. А потому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова, который включает в себя, в первую очередь, умение сознательно и произвольно выделять в слове звуки.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала узнать, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.
Программа «АБВГДйка» основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Отличительные особенности программы: Программа построена
на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его развитие, формирование общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Она направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей.
Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин). Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Играми со звуками и буквами поддерживается у детей стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются именно игровые технологии. Отличительные особенности программы заключаются в использования на занятиях игровых технологий.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий, разработана Программа «АБВГДйка».
Новизна программы «АБВГДйка» заключается в специальном подборе методических приемов и методов, составлении подборки дидактических игр и упражнений, направленных на раннее обучение чтению на основе возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях используются пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными.
Педагогическая целесообразность: Раннее овладение приемами чтения обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению, даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.
Адресат программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста 5-7 лет без предварительного отбора.
Особенности возрастной группы
Программа разработана для детей 5-7 лет.
Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
проявление произвольности всех психических процессов, но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована;
проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение);
повышенная чувствительность;
полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания;
ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло- стеклянный) Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахарсахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Словарный запас детей 6-7 лет увеличивается за счет качественного совершенствования. К 6,5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000. Активно используются синонимы и антонимы. Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями. Обогащение словаря происходит за счет точного названия качеств предметов (материал, форма, цвет, размер) Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; формируют из слов предложения, используют разные слова для обозначения одного и того же предмета. Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употребляют глаголы. Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В развитии связанной речи происходит существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 5,5-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.
Количество обучающихся в группе – не более 15 человек.
Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 72 часа.
Форма обучения — очная.
Особенности организации образовательного процесса – группа учащихся одного возраста, являющаяся основным составом объединения; состав группы постоянный.
Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 25 минут (1 учебный час) - общее количество часов в год – 72. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, способствовать овладению навыками связной речи и осознанного чтения (научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения).
Задачи программы –
- Обучающие
Знакомство с буквами (звуками), их акустическая и оптическая дифференциация, знакомство с характерными особенностями букв (звуков);
обучение чтению по слогам с переходом к чтению целыми словами;
дальнейшее формирование навыков чтения предложениями:
формирование осознанного чтения:
формировать навык использования самостоятельного чтения для получения информации.
- Развивающие
формирование позитивной мотивации к обучению;
развитие произвольности психических процессов, способности к волевым усилиям;
развитие психических процессов (восприятия, внимания, всех видов памяти (зрительной, слуховой, двигательной));
развитие мышления;
развитие интеллектуальной сферы (способности анализировать, сравнивать, классифицировать, делать простейшие обобщения);
развитие навыка использования прочитанных предложений в качестве эталонов построения собственной речи.
развитие рефлексивных способностей; развитие конструкторских умений; развитие мелкой моторики и графических навыков.
- Воспитательные
Формирование интереса к чтению;
воспитание умения общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводные занятия. Подготовительный период. | 1 | 1 | 0 | педагогическое наблюдение |
2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
3 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
4 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
6 | Звуки [с] [с`] буква С с | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
7 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
8 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 | 1 | самостоятельная работа Беседа, педагогическое наблюдение | |
9 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
10 | Звуки [ш] буква Ш ш | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
11 | Звук [ы] Буква Ы | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
12 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
13 | Чтение Л-Р | 1 | 1 | самостоятельная работа, Беседа, педагогическое наблюдение | |
14 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
15 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 | 1 | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |
16 | Звуки [к] [к`] Буква К | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
17 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 | 1 | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |
18 | Звуки [т] [т`] Буква Т | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
19 | Звук [и] Буква И | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
20 | Звуки [п] [п`] Буква П | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
21 | Звуки [з] [з`] Буква З | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
22 | Звук [й`] Буква Й | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
23 | Чтение И-Й, ый-ий | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
24 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
25 | Парные С-З, Г-К | 3 | 2 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
26 | Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж | 6 | 4 | 2 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
27 | Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я | 4 | 2 | 2 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
28 | Мягкий знак Ь | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
29 | Звуки [ч`] Буква Ч ч | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
30 | Звук [э] Буква Э э | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
31 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
32 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
33 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
34 | Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
35 | Чтение текстов, задания по карточкам | 2 | 2 | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |
36 | Итоговое | 1 | 1 | контрольное занятие | |
Итого | 72 | 34 | 38 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие. Подготовительный период. (1 з.)
Теория. Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год.
Практика. Диагностика. Выявление уровня овладением чтения. Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов – на слоги. Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах. Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов.
2. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а (2 з.)
Теория: Буквы А а. Знакомство со звуком [а].
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве А. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.
Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай слово», придумывание слов на заданный звук. Игровое задание «Запомни только те слова, которые подходят к данной схеме», отгадывание кроссворда. Игровое задание «Из слов сбежала буква А». Подчёркивание буквы А в ряду других букв и символов. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
3. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласном звуке [у], букве У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщение знаний о звуке и букве У. Выделение гласного У из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Знакомство со схемой слова и дальнейший подбор слова к соответствующей модели (схеме). Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ и синтез слов со звуком У. Игровые задания «Найти звук У в словах», «Хлопни, когда услышишь звук У в словах». Работа с моделями слов.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
4. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [у]. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Анализ звука О. Подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова. Выделение звука О из названий предметов, картинок, первого звука слова.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
5. Звуки [м] [м`] буква М м (2 з.)
Теория:Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение первого звука в словах. Работа с разрезными азбуками. Закрепление образа изученных букв А, О, У, и буквы М.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
6. Звуки [с] [с`] буква С с. (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о букве С (СЬ) и букве С. Знакомство с составлением звуковых схем слов. Закрепление и уточнение образа буквы С. Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение определять местоположение звуков в слове. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
7. Звуки [х] [х`] буква Х х. ( 2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и обобщение знаний детей о букве Х и звуке Х (ХЬ). Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия звука Х в словах. Запоминание слов с заданным звуком. Работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других знаков слова. Составление слов из букв разрезной азбуки. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
8. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. (1 з.)
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.. Практика. Знакомство с новым приёмом анализа слова при помощи цифрового ряда. Игровые упражнения на различие гласных и согласных звуков, на отличие звуков по способу их образования. Закрепление зрительных образов изучаемых букв. Чтение слогов и слов с данными буквами
9. Звуки [р] [р`] буква Р р (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о букве Р и звуке Р (РЬ). Учить детей производить анализ звука Р.
Игровые упражнения на закрепление понятия «твёрдость и мягкость звука Р». Игровые упражнения на выделения звука Р из названий предметов. Совершенствование навыков чтения. Тренировка слуховой памяти, фонематической дифференциации и фонематического слуха. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, слухового анализа, чувства ритма, умения вслушиваться в стихотворную речь и выделять из неё грамматические задания.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10. Звуки [ш] буква Ш ш (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш.
Подбор слов на заданный звук. Закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными буквами. Умение анализировать и проговаривать изолированно каждый звук слова, выделять и дифференцировать звук Ш от акустически схожих звуков. Определение места звука в слове с использованием звуковой линейки. Развитие навыков плавного чтения. Совершенствование слогового и звукобуквенного анализа слова, звукового синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
11. Звук [ы] Буква Ы (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний о звуке Ы. Игровые упражнения на закрепление знаний о звуке Ы, на умения выделения звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова. На выделение только гласного звука из односложного слова. Чтение прямых и обратных слов в занимательной форме. Совершенствование умения работать со схемами слов, звуковыми линейками, с моделями слов. Определение звука в слове. Коррекция общей моторики, зрительного и слухового внимания, голоса, фонематического слуха, слогового анализа, буквенного синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
12. Звуки [л] [л`] Буква Л (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Учить детей различать мягкое и твёрдое звучание звука, учить вставлять пропущенный звук в начало слова, в конец слова, на второе место в слове. Познакомить с обозначением твёрдых и мягких согласных при составлении звуковых схем, анализе слов.
Игровые упражнения на закрепление умения определять последовательность звуков в слове. На развитие умения заменять один звук другим так, чтобы получилось новое слово. Игры «Измени окончание слова», игра «Добавлялки», решение кроссворда.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
13. Чтение Л-Р (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Практика. Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
14. Звуки [н] [н`] Буква Н. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Н и звуке Н (НЬ). Закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов, слов. Совершенствование умения вставлять пропущенный звук в начало и конец слов, выделять первый звук из слова. Деление слов на слоги. Составление звуковой схемы. Анализ звукового состава слова с выделением гласных. Развитие чувства ритма, понимания грамматического задания из стихотворного текста. Совершенствование навыка слогового синтеза, звукового синтеза и анализа. Коррекция фонематического слуха.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
15. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами.
16. Звуки [к] [к`] Буква К (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Систематизировать знание детей о букве К и звуке К (КЬ).
Учить детей делать звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствовать навыки чтения, умение различать на слух слоги с наличием согласных, сходных по акустическим признакам. Учить подбирать слова на заданный звук в начале слова. Изменять слова путём прибавления звука в конце слова. Упражняться в составлении слов из слогов, звуковых схем.
Развитие зрительного восприятия, внимания. Логического мышления, фонематического слуха и фонематического восприятия. Ассоциативных представлений. Коррекция звукового анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
17.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами.
18. Звуки [т] [т`] Буква Т (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о букве Т и звуке Т (ТЬ). Активизация детей для самостоятельного анализа звучания и артикуляции звука. Дифференциация твёрдого и мягкого вариантов звука Т. Составление слов из рассыпавшихся букв, из слогов, переставленных местами. Составление звуковой схемы слов.
Коррекция тактильных ощущений звукового анализа. Развитие мелкой моторики - конструирование буквы, прорисовывание буквы. Развитие зрительного буквенного гнозиса., зрительного внимания. Слогового чтения, логического мышления. Совершенствование фонематического слуха, звукобуквенного и слогового синтеза, общей моторики. Развитие воображения.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
19. Звук [и] Буква И (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их отличия от согласных, о звуке и букве И, об её роли при смягчении предыдущего согласного. Дифференциация на слух звуков И-Ы. Совершенствование навыков чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме «по спирали». Определения места звука И в словах при помощи цифрового ряда. Составление слов на заданный звук. Знакомство с различными водными обитателями.
Коррекция зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (кроссворд), развитие логического мышления (загадки).
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
20. Звуки [п] [п`] Буква П (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о звуке П (ПЬ) и букве П. Учить представлять букву, соотносить её с окружающим предметом, выделять звук П из неречевых звуков. Закрепление навыков чтения, подбор слов на заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твёрдость звучания звука. Определение места звука П в слове при помощи цифрового ряда. Закрепление темы транспорт. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, слуховой памяти. Коррекция звукового и слогового анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
21. Звуки [з] [з`] Буква З (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Игровые упражнения на систематизацию знаний детей о букве З и звуке З (ЗЬ). Ориентация детей на самостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука. Определение звука при помощи звукового ряда. Составление слов из рассыпных слогов, из букв. Стоящих не по порядку. Работа над предложением. Занимательное чтение (чтение слов, написанных по верёвочке). Закрепление знаний по теме «Насекомые».
Развитие слухового внимания. Навыков плавного чтения, логического мышления, предметного гнозиса. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (кроссворд), развитие логического мышления (загадки).
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
22. Звук [й`] Буква Й (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Систематизация знаний о звуке Й, о букве Й. Знакомство с характеристикой звука. Подбор детьми слов со звуком Й в разных позициях. Составление звуковой схемы слов. Подбор недостающего фрагмента к букве Й из ряда других элементов. Выделение на слух звука Й из слов. Составление слов из врисованных букв; из букв разрезной азбуки. Добавление последнего звука в слова. Подбор слов-действий (глаголов).
Коррекция звукового анализа, слухового внимания; фонематического слуха. Совершенствование навыков чтения, зрительного буквенного гнозиса, звукобуквенного анализа. Развитие мышления (классификация), обогащение словарного запаса.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
23. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Практика. Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.
Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.
24. Звуки [г] [г`] Буква Г (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализировать знания детей о букве Г и звуке Г(ГЬ). Совершенствование навыков анализа написания буквы Г, акустического и артикуляционного анализа звука Г(ГЬ). Подбор слов на заданный звук. Составление слов из рассыпавшихся слогов. Чтение «по ступенькам». Запоминание начальных двух звуков каждого слова, составление нового слова. Решение кроссворда. Дополнение предложений словами на выбор, в которых есть звук Г.
Развивать обшую моторику, фонематический слух, слоговой и звукобуквен-ный анализ и синтез, зрительное восприятие, навыки слогового чтения. Развивать умение находить слово с заданным звуком.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
25. Парные С-З, Г-К. (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .
Практика. Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений. Обобщение знаний детей о глухих и звонких согласных звуках. Выделение звуков Г и К из названий картинок. Подбор пропущенной буквы, чтение слов. Работа по определению места звуков К и Г в слове. Деление слов на слоги, выделение только слога, где есть Г или К. Составление слов из рассыпавшихся букв.
Звукобуквенный анализ - учить детей на слух выделять сходные звуки из слов, анализировать их место в структуре слова. Замена Г на К с тем, чтобы получилось новое слово. Чтение слов, написанных «по спирали».
Коррекция фонематического слуха, фонематического восприятия. Развитие слогового анализа, зрительного гнозиса, слухового внимания, логического мышления.
Игровые упражнения на различение изолированных звуков С - З, а также - в слогах, в словах. Закрепление навыка самостоятельного анализа и сравнения звуков. Выделение заданного звука из слова, из названия картинок. Деление слов на слоги. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слоговых рядов, слов, предложений. Работа над составлением предложений. Определение положения звуков С и З на цифровом ряду.
26. Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж (6 з.)
26.1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В (ВЬ) по твёрдости – мягкости произношения. Чтение слогов, договаривание до целого слова. Чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера. Деление слов на слоги в игре сдвижением. Подбор букв, пропущенных из слова. Решение кроссворда.
Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений. Коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.2. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Знакомить детей и закреплять знания о букве Д и звуке Д (Дь). Самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука, сопоставление звука по твердости и мягкости звучания. Поиск стилизованных под предметы букв на картинке. Анализ буквы Д, сравнение буквы с похожими по написанию. Составление слон из вриеованных друг в друга букв; из рассыпанных букв; из слогов. Чтение слоговой таблицы, слов, предложений. Решение кроссворда. Определение места звука Д (Дь) в словах при помощи цифрового ряда. Добавление первого пропущенного звука в слова.
Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, буквенный гнозис, звукобуквенный анализ, синтез, фонематический слух, память. Развивать слоговой анализ и синтез, навыки чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.3. Теория Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. систематизация знаний о букве Б и звуке Б (Бь). Совместный анализ звука. Работа по поиску врисованной буквы, помещению ее в слова. Чтение слогов, слов, коротких предложений. Составление звуковой схемы слов. Деление слов на слоги, выделение только слога с Б (Бь). Слияние слогов в разнообразные слова. Определение места звука Б (Бь) в слове при помощи цифрового ряда, называние «соседей » звука. Работа над предложением: составление, анализ слов в нем. Подбор определения к существительному.
Коррекция зрительного буквенного гнозиса, развитие навыков чтения, звуко-буквенного синтеза и анализа; слогового анализа, слухового внимания. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.4.Теория Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве Ж. Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения звука Ж в словах при помощи звуковых линеек. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Чтение слогов и слов предложений, слов написанных «по спирали». Составление слов из звуков, находящихся в разных словах в определённой последовательности.
Закрепление умения составлять и анализировать предложения.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звукобуквенный анализ, звуковой синтез, связную речь. Улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка при помощи книжек – пожеланий от животных.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
26.5-6. Чтение В в, Д д, Б б, Ж ж
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Практика. Чтение слогов, слов со звуками В в, Д д, Б б, Ж ж. Чтение предложений.
27. Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я
27.1. Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщение и уточнение знаний детей о букве Е. Закрепление образа буквы (конструирование; стилизация буквы). Чтение слогов, составление слов. Составление звуковой схемы слова. Чтение слов из врисованных букв, составление с ними предложений. Работа по разрезным азбукам. Чтение слов, написанных «по спирали». Закрепление знаний о том, что Е смягчает предыдущий согласный звук. Развитие слогового синтеза слов. Совершенствование навыков плавного чтения, навыков конструирования.
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного буквенного и предметного гнозиса, речи.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.2. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё. (1 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё. Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Е. о ее роли при смягчении согласных. Анализ сходства и различия буквы Ё с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги. Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке».
Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое мышление, фонематический слух, фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.3. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я. Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщить и систематизировать знания детей о букве Ю. Работать над подбором пропущенной буквы Ю в словах. Учить производить сопоставление слон, отличающихся одним звуком. Совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умения анализировать ее элементы. Работать над составлением слов из врисованных друг в друга букв; из «рассыпавшихся» букв. Подбирать слова, где Ю находится в слове в разных позициях. Совершенствовать навыки чтения; учить составлять предложения, обогащать лексику детей словами по теме «Цирк».
Развивать зрительный буквенный гнозис, фонематическое восприятие, слуховое внимание, слоговой анализ и мелкую моторику.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.4. Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного. Представление Я как буквы, слога и слова. Подбор слов, начинающихся на Я. Составление предложений. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений; слогов, договаривание до целого слова. Работа со словами с пропущенными буквами А или Я. Решение ребусов. Анализ предложения, изменение его состава в сторону уменьшения.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа, слухового внимания. Коррекция двигательной активности, внимания, логического мышления.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
28. Мягкий знак Ь. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и систематизация знаний детей о букве Ь. Подбор слов, в составе которых есть Ь. Выделение на слух слов с мягким знаком в середине и в конце. Чтение слов, спрятанных в предметы. Изменение формы глагола. Поиск глаголов в ряду других слой. Составление звуковых схем. Узнавание буквы Ь на «зашумленном фоне» и среди букв, врисованных друг в друга.
Повторение материала о букве Ь, о роли Ь при смягчении предыдущего согласного звука. Составление звуковых схем на материале отгаданных слов. Отбор слов при наличии в них Ь. Поиск предметов, в названии которых есть мягкий знак. Добавление буквы Ь к концу слова. Выделение второго по счету звука из слов, синтез их в новое слово
Коррекция зрительного гнозиса, слуховой памяти, фонематического слуха. Развитие звукового анализа, буквенного анализа. Развитие слухового внимания, логического мышления, чувства стихотворного ритма, навыков чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
29. Звуки [ч`] Буква Ч ч. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке Ч и букве Ч. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Ч. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук Ч из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
30. Звук [э] Буква Э э. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э. Характеристика звука.
Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Э. о ее роли при смягчении согласных. Анализ сходства и различия буквы Э с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги. Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке».
Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое мышление, фонематический слух, фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки чтения
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
31. Звуки [ц] Буква Ц ц. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализировать знания детей о звуке и букве Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Анализировать согласный звук Ц. Закрепление навыка деления слов на слоги, совершенствование умения анализировать слово по звуковому составу. Развитие навыков слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Развитие умения составлять предложения. Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавание) и звукобуквенного синтеза. Коррекция памяти, слухового внимания, фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
32. Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звук Ф(Фь), букве Ф. Подбор слов на данный звук. Развитие навыков конструирования. Развитие умения выделять слова из предложения. Работа по цифровому ряду. Определение местоположения звука в слове. Решение кроссворда. Прочтение деформированных предложений.
Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавания). Совершенствование навыков чтения слов, предложений; буквенного и слогового синтеза, звукобуквенного анализа. Развитие логического мышления, мелкой моторики, творчества, фонематического слуха.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
33. Звуки [щ`] Буква Щ щ. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.
Познакомить с буквой Щ щ и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке Щ и букве Щ. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Щ. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук Щ из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Щ. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
34. Твердый знак Ъ, Ъ-Ь. (2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
35. Чтение текстов, задания по карточкам (2 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика. Чтение слогов и слов, предложений
36.Итоговое. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений. Практика. Обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения ребенок
- знает алфавит (полное название букв);
- знает буквы (звуки), их акустическую и оптическую дифференциацию, знаком с характерными особенностями букв (звуков);
- различает понятия «буква - звук»;
- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»- «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова;
- читает предложения, короткие тексты;
- владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
- владеет навыком выразительного чтения по ролям;
- умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
- знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);
- знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
- знает значение Ъ и Ь знаков в словах;
- различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
- владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).
- умеет распространять предложения;
- умеет отличать слово от предложения;
- умеет составлять предложения из заданных слов;
- умеет делить слова на слоги;
- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
- сформирован интерес к чтению;
- умеет общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
- сформированы моральные и нравственные качества, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Блок №2 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарно-учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количе ство часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
1 | О К Т Я Б | 3 | 15.00-15.30 | групповая | 1 | Вводные занятия. Подготовительный период. | Групповая комната | педагогическое наблюдение | ||
2 | 7 | 15.00-15.30 | групповая | 2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а | Групповая комната | педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
3 | 10 | 15.00-15.30 | групповая | |||||||
4 | 14 | 15.00-15.30 | групповая | 2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
5 | 17 | 15.00-15.30 | групповая | |||||||
6 | 21 | 15.00-15.30 | групповая | 2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
| |||
7 | 24 | 15.00-15.30 | групповая | |||||||
8 | 28 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [м] [м`] буква М м | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
9 | Н О Я Б Р Ь | 4 | 15.00-15.30 | Групповая | ||||||
10 | 7 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [с] [с`] буква С с | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
11 | 11 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
12 | 14 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [х] [х`] буква Х х | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
13 | 18 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
14 | 21 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | Групповая комната | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |||
15 | 25 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [р] [р`] буква Р р | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
16 | 28 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
17 | Д Е К А Б Р ь | 2 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [ш] буква Ш ш | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
18 | 5 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
19 | 9 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звук [ы] Буква Ы | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
20 | 12 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
21 | 16 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [л] [л`] Буква Л | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
22 | 19 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
23 | 23 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Чтение Л-Р | Групповая комната | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |||
24 | 26 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [н] [н`] Буква Н | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
25 | 30 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
26 | Я Н В А Р Ь | 2 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | Групповая комната | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | ||
27 | 6 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [к] [к`] Буква К | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
28 | 9 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
29 | 13 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | Групповая комната | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |||
30 | 16 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [т] [т`] Буква Т | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
31 | 20 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
32 | 23 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звук [и] Буква И | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
33 | 27 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
34 | 30 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [п] [п`] Буква П | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
35 | Ф Е В Р А Л Ь | 3 | 15.00-15.30 | Групповая | ||||||
36 | 6 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [з] [з`] Буква З | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
37 | 10 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
38 | 13 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звук [й`] Буква Й | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
39 | 17 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
40 | 20 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Чтение И-Й, ый-ий | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
41 | 24 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [г] [г`] Буква Г | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
42 | 27 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
43 | М А Р Т | 2 | 15.00-15.30 | Групповая | 3 | Парные С-З, Г-К | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
44 | 5 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
45 | 9 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
46 | 12 | 15.00-15.30 | Групповая | 6 | Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
47 | 16 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
48 | 19 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
49 | 23 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
50 | 26 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
51 | 30 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
52 | А П Р Е Л Ь | 2 | 15.00-15.30 | Групповая | 4 | Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
53 | 6 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
54 | 9 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
55 | 13 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
56 | 16 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Мягкий знак Ь | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
57 | 20 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
58 | 23 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [ч`] Буква Ч ч | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
59 | 27 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
60 | 28 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звук [э] Буква Э э | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
61 | 30 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
62 | М А Й | 4 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [ц] Буква Ц ц | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
63 | 7 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
64 | 11 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
65 | 12 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
66 | 13 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
67 | 14 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
68 | 18 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | Групповая комната | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
69 | 20 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
70 | 21 | 15.00-15.30 | Групповая | 2 | Чтение текстов, задания по карточкам | Групповая комната | самостоятельная работа, педагогическое наблюдение | |||
71 | 25 | 15.00-15.30 | Групповая | |||||||
72 | 28 | 15.00-15.30 | Групповая | 1 | Итоговое | Контрольное занятие |
2.2. Условия реализации программы
Занятия по образовательной программе социально-педагогической направленности проводятся в помещении игровой комнаты группы «Солнышко» МБДОУ "Инжавинский детский сад "Березка", в которой имеется необходимое оборудование для занятий – столы и стулья, соответствующие возрасту детей согласно требованиям САнПин. Имеются в достаточном количестве шариковые ручки и простые карандаши, тетради в косую линейку, буквари Жуковой, а так же в достаточном объеме раздаточный и наглядный материал.
В группе имеется доска и цветные маркеры на водной основе, магнитные буквы. В ходе занятий используется видеопроектор.
Занятия проводит педагог С.В. Кондратюк, образование среднее специальное, категория – высшая.
Дидактическое обеспечение программы
Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.
Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.
Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей.
Методическую основу дополнительной образовательной программы «АБВГДйка» составляет:
- «На пороге школы»: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга». Сост. Т.Н.Доронова, - М, :Просвещение, 2002.;
- «Как подготовить ребёнка к школе»: методическое пособие для воспитателей. Т.И.Гризик, О.А.Карабанова, Е.В.Соловьёва, С.Г.Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьёва. – М.Просвещение, 2001.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, самостоятельная работа, контрольное занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие.
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
2.4. Оценочные материалы
Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи /для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/
Пояснительная записка
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Таблица 1
Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложений |
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Методика выявления уровня знаний звуко-слоговой структуры, грамматического строя и культуры речи.
Методика выявления уровня знаний в разделе «Фонетика» включает в себя задания на дифференцирование гласных и согласных звуков, выделение гласного звука в начале слова, дифференцирование согласного звука в начале и конце слова, дифференцирование согласных звуков по твёрдости - мягкости, звонкости-глухости, звуковой анализ слов. В разделе «Грамматический строй речи» даются задания на составление рассказа по сюжетной картинке, составление схемы предложения, в разделе лексика – на умение подбирать антонимы, истолковывать значение слов, группировку слов, понимание значения фразеологических единиц.
Критерии оценки:
3 балла – полный ответ;
2 балла – анализ с ошибками;
1 балл – ответ с помощью воспитателя;
0 – отсутствие ответа.
В результате суммы полученных баллов делается вывод: 20-24 балла – высокий уровень, 10-20 баллов – средний, 5-10 баллов – низкий уровень освоения программы.
2.5. Методические материалы
В работы по программе социально-педагогической направленности «АБВГДйка» используются следующие методики:
Особенности организации образовательного процесса - очно;
методы обучения - словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, проектный;
методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
Категории учащихся: дети дошкольного возраста 5-7 лет;
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, образа и мысли, здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы: раздаточные, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6. Список литературы
1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
- Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
- Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
- Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
- Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по раннему обучению слоговому чтению «Читай-ка»
Эта программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести на основе методического пособия &l...