Занятие по обучению грамоте. ЗВУКИ [Б] - [П], [Б'] - [П']
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гагуа Надежда Аркадьевна

Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление; умение звукового и слогового анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zvuki_p_b.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЗВУКИ [Б] - [П], [Б'] - [П']

Цель: Дифференциация звуков [б] – [п], [б`]- [п`].

Задачи:

Образовательные: выявление артикуляционной и акустической характеристик звуков[б] – [п], [б`]- [п`]; Формирование опыта чтения слогов с буквой Б.

Учить определять местоположение звуков [Б], [Б'],[П],  [П']  в словах;

 Развивающие: Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление; умение звукового и слогового анализа, мелкую моторику рук;

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.

 Оборудование: картинки звуковичков, мяч, презентация, индивидуальные задания для детей к упражнению «Подбери слова к схемам», буквы для выкладывания слогов БА, ПУ, ПИ

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас с вами очередное занятие по развитию речи, где мы с вами будем говорить о звуках, буквах, соединять их в слоги и читать слова.

Скажите. Сколько вы знаете гласных звуков? А гласных букв? Молодцы!

Чем отличаются гласные звуки от букв?

Показ картинки звуковичка гласного звука. Какой звук обозначает этот звуковичок?

Правильно. Гласный звук обозначает картинка этого звуковичка. 

Какие еще есть звуки, кроме гласных?

Показ картинки звуковичков , обозначающие - твердый звонкий согласный, мягкий звонкий согласный, твердый глухой согласный и мягкий глухой согласный.   

Дайте характеристику этим  звуковичкам.

Молодцы.

  1.  Введение в тему

Ну а теперь вернёмся к нашим игрушкам Ёжику и Лисенку, которые вместе с нами путешествуют по улице Согласных звуков.  Помните, что на этой  улице их заинтересовала высокая башня, где жил боксер Боря. Он все свое время проводил в тренировках. С утра до вечера возле его дома-башни раздавались удары. Это Боря боксировал с боксерской грушей. Какие звуки услышали наши игрушки?

 Правильно - «Б-Б-Б». а кто жил по соседству с Борей? Верно.

По соседству с Борей, в беседке, жил бегемотик. Глядя на Борю, он тоже решил стать спортсменом, выбрал для себя автомобильные гонки. Каждый раз, совершая пробежки по двору, он воображал себя несущимся по дороге гоночным автомобилем и завел себе специальную трубочку, чтобы бибикать, предупреждая всех: освободите дорогу!

     - Картинка, где изображено, как боксирует Боря, обозначает звук [Б].

Дайте характеристику этому звуку (Согласный, звонкий, твердый.)

-Картинка, где изображено, как бибикает бегемот, обозначает звук [Б'].

-Дайте характеристику звуку[Б’] (Согласный, звонкий, мягкий.)

      После тренировки Боря пригласил гостей к себе в башню. Он пожаловался

игрушкам, что ему совершенно не хватает времени навести порядок в доме.

И Мудрая Сова предложила своим друзьям помочь Боре навести порядок.

А пока они занимаются уборкой, у нас есть время побеседовать.

- С каким звуком боксирует Боря ([Б]), бибикает бегемот ([Б']), выбивают палкой

палас ([П]), пищит птенчик Петя ([П'])?

- Какие звуки вы назвали?

- Сегодня мы поговорим об этих звуках.

3. Характеристика звуков.

Вспомните, какие головные уборы были у звуков [Б] и [Б'].

- Какие звуки носят колпачки-колокольчики? (Согласные, звонкие.)

- Какие головные уборы должны быть у звуков [П] и [П']?

- Почему эти звуки носят темные цилиндры?

- Сравните звуки [Б] и [П]. Чем они отличаются?

- Что у них общего? (Согласные, твердые.)

- Что общего у звуков [Б'] и [П']?

- Чем они отличаются?

4. Игра с мячом « Замените звук»

[П] на [Б], а [П'] на [Б']:

палка(балка), почка(бочка), пашня, пух, пока, папочка, пулька, пыль.

 [Б] замените на [П], а [Б'] -на[П']:

 бар(пар), болит(палит), блеск, борт, бланки, забор, бас, бук, бравый.

 5. Дидактическая игра «Наведи порядок»

(подобрать картинки к нужным звуковичкам)

- Используя рисунок, назовите слова со звуком:

 [П] (половик, подушка, простыня, полотенце, топор, сапог),

[Б] (банка, ботинок, брюки, бревно, будильник, забор),

[Б'] (бидон, белила, бита, билет),

[П'] (перчатка, пила, опилки, пиджак).

6. Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

С неба солнышко уйдет -

Бабочка опять уснет.

(Дети изображают, как просыпается бабочка, как она порхает и опять засыпает.)

7. Игровое упражнение «Подбери слова к схемам»

- Объясните, что обозначает каждая схема, и подберите подходящие к ней слова.

Дети подбирают картинки, названия которых начинаются, заканчиваются и имеют в середине слова звуки [Б], [Б'], [П], [П']  

8. Дидактическая игра « Определи и  выложи одинаковый  слог»

 Бабочка- собака,

ПУшка-ПУговица,

ПИлы-ПИсьма).

9.Превращения слов.

- Что нужно сделать, чтобы блин превратился в павлина?

Аналогично выполняются остальные превращения слов.

10. Итог.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

- Чем отличаются звуки [П] и [Б], [П] и [Б'], [Б] и [П']?

- Назовите слова со звуком [П], затем с [Б], [Б'] и [П'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

занятие по обучению грамоте "Звук Н,НЬ и буква Н"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе,тема "Звук Н,НЬ и буква Н"Цель занятия:познакомить со звуками Н и НЬ.Задачи:Развивать связанную речь.артикуляционный аппарат,мелкую мотроику пальц...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Занятие по обучению грамоте "Звуки Т и Ть" (1 и 2 занятие)

Разработано для детей компенсирующей группы (ЗПР, РАС) по подготовке обучению грамоте....