ООД по обучению грамоте "Поможем звукам"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Волкова Елена Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_zvukam.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:  

1. Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги.

2. Составлять предложение по схемам.

3. Учить различать гласные, согласные звуки.

Демонстрационный материал: конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Почтальон: Здравствуйте! Детский сад «Теремок»? (Да) Логопедическая группа? (Да) Я вам тут почту принес, письмо. Получите. (Спасибо) Пожалуйста, до свидание.

Воспитатель: К нам пришло письмо, посмотрите какое оно большое. Интересно, кто это нам написал письмо. Давайте его прочитаем. (Да)

Воспитатель читает: - Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок - полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.

Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо  выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.  Эти задания  находятся в конверте. Карабас – Барабас  приготовил для вас 5 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните  все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.»

Воспитатель: Ну что ребята, поможем? (Да) Освободим Букварь и Мальвину из плена Карабаса - Барабаса? (Да) Но сначала нам надо вспомнить правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!      

Воспитатель: Ну что за работу!

Первое задание от Карабаса-Барабаса:

– Какие звуки называются гласными?

Катя: гласные звуки произносятся голосом, они поются. Звуки, которые произносятся  голосом и не встречают при произнесении преград, называются гласными.

Воспитатель: А сколько всего гласных звуков? (6) произнеси их пожалуйста (а, о, у, ы, и, э). Каким цветом обозначаются гласные звуки?          (Красным)  

Воспитатель: правильно,  гласные звуки обозначаются красным цветом.

Воспитатель: А какие звуки называют согласными? ( Согласные звуки не поются, при произнесении согласного звука в горле  встречается преграда.)  Давайте проверим.  (На доске звуки надо сгруппировать: звуки гласные к гласным а согласные к согласным)

Воспитатель: Ура ребята,   у нас есть первая часть ключа, а знаете почему, потому, что мы  с вами молодцы и справились с первым заданием.

Воспитатель:  беру следующий конверт, открываю его? (Да) Второе задание от Карабаса-Барабаса: Ах вы справились, даю другое более сложное задание. Это задание для внимательных:

- Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этих  стихотворениях?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети: звук [Б] согласный  (классифицируют звуки) .

Воспитатель: Молодцы! А это гласный или согласный звук? (Согласный). Следующие стихотворение, слушайте внимательно:

Дятел дерево долбит,

День–деньской кору дробИт

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дУбу люб.

Дети: [Д]

Воспитатель: Правильно, звук[Д]. А он какой гласный или согласный?  Ребята вы опять  молодцы, и у нас вторая часть ключа. Ура! Следующий берем конверт? (Да) Следующее третье задание – очень сложное, Карабас – Барабас предлагает вам прочитать по слогам слова. (Чтение слогов - достаёт из конверта). Будьте внимательными, подойдите все поближе к доске, встаньте полукругом, чтобы всем было видно. Послоговое чтение соединяем по стрелочке: ик-ра, иг-ра, ко-ра,но-ра.

Воспитатель: Молодцы ребята, и у нас есть еще одна часть ключа. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и  спасем друзей. Ну что берем следующий конвертик?

Четвертое  задание: Карабас – Барабас просит нас определить позицию звука в слове и разделить эти слова на слоги. Берем первую карточку со звуком (В). Повторяю задание: надо определить позицию звука (В) . Для этого надо   разделить это слово на слоги. Начинаем работать слева направо. Разбираем первое слово, назовите его, где находится звук в начале, в середине или в конце, закрашиваем то окошко в котором находится звук. Давайте проверим разделим это слово на слоги, ладошку подставили и работаем сколько слогов? (проделываем эту работу с несколькими звуками)

Воспитатель: Молодцы! Положили карандаши на место. Я смотрю, вы устали. Подойдите ко мне, делам широкий круг

Физкультурная минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, разогнулся

Два – нагнулся, разогнулся

Три – нагнулся. разогнулся

Руки  в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Воспитатель: Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 1 часть и, значит, выполнить ещё одно задание.

Пятое  задание от Карабаса-Барабаса: Составьте схему предложения по картинке. Ежик пускает кораблик. Пират нашел сокровища. Девочка плачет. Балерина танцует. Девочка пускает мыльные пузыри.

Воспитатель: Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что мы такие умные, сообразительные и ему придется отпустить Мальвину и вернуть азбуку. У нас есть последняя  часть ключа! Ура !!!

Воспитатель: Теперь у нас есть все части. Давайте соберем из них ключ.

(Дети составляют ключ из частей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

Воспитатель подходит к нарисованному очагу. Поднимает холст – открывает ключом дверь. От туда выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье ).

Воспитатель (подводя итог):  Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Выполняли задания Карабаса Барабаса) Какое задание для вас было самым сложным? А какое самым легким? На этом наше приключение подходит к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л\']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».Лексическая тема: «Жители леса зимой».Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указан...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...