ООД по обучению грамоте "Поможем звукам"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Волкова Елена Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_zvukam.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:  

1. Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги.

2. Составлять предложение по схемам.

3. Учить различать гласные, согласные звуки.

Демонстрационный материал: конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Почтальон: Здравствуйте! Детский сад «Теремок»? (Да) Логопедическая группа? (Да) Я вам тут почту принес, письмо. Получите. (Спасибо) Пожалуйста, до свидание.

Воспитатель: К нам пришло письмо, посмотрите какое оно большое. Интересно, кто это нам написал письмо. Давайте его прочитаем. (Да)

Воспитатель читает: - Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок - полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.

Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо  выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.  Эти задания  находятся в конверте. Карабас – Барабас  приготовил для вас 5 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните  все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.»

Воспитатель: Ну что ребята, поможем? (Да) Освободим Букварь и Мальвину из плена Карабаса - Барабаса? (Да) Но сначала нам надо вспомнить правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!      

Воспитатель: Ну что за работу!

Первое задание от Карабаса-Барабаса:

– Какие звуки называются гласными?

Катя: гласные звуки произносятся голосом, они поются. Звуки, которые произносятся  голосом и не встречают при произнесении преград, называются гласными.

Воспитатель: А сколько всего гласных звуков? (6) произнеси их пожалуйста (а, о, у, ы, и, э). Каким цветом обозначаются гласные звуки?          (Красным)  

Воспитатель: правильно,  гласные звуки обозначаются красным цветом.

Воспитатель: А какие звуки называют согласными? ( Согласные звуки не поются, при произнесении согласного звука в горле  встречается преграда.)  Давайте проверим.  (На доске звуки надо сгруппировать: звуки гласные к гласным а согласные к согласным)

Воспитатель: Ура ребята,   у нас есть первая часть ключа, а знаете почему, потому, что мы  с вами молодцы и справились с первым заданием.

Воспитатель:  беру следующий конверт, открываю его? (Да) Второе задание от Карабаса-Барабаса: Ах вы справились, даю другое более сложное задание. Это задание для внимательных:

- Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этих  стихотворениях?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети: звук [Б] согласный  (классифицируют звуки) .

Воспитатель: Молодцы! А это гласный или согласный звук? (Согласный). Следующие стихотворение, слушайте внимательно:

Дятел дерево долбит,

День–деньской кору дробИт

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дУбу люб.

Дети: [Д]

Воспитатель: Правильно, звук[Д]. А он какой гласный или согласный?  Ребята вы опять  молодцы, и у нас вторая часть ключа. Ура! Следующий берем конверт? (Да) Следующее третье задание – очень сложное, Карабас – Барабас предлагает вам прочитать по слогам слова. (Чтение слогов - достаёт из конверта). Будьте внимательными, подойдите все поближе к доске, встаньте полукругом, чтобы всем было видно. Послоговое чтение соединяем по стрелочке: ик-ра, иг-ра, ко-ра,но-ра.

Воспитатель: Молодцы ребята, и у нас есть еще одна часть ключа. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и  спасем друзей. Ну что берем следующий конвертик?

Четвертое  задание: Карабас – Барабас просит нас определить позицию звука в слове и разделить эти слова на слоги. Берем первую карточку со звуком (В). Повторяю задание: надо определить позицию звука (В) . Для этого надо   разделить это слово на слоги. Начинаем работать слева направо. Разбираем первое слово, назовите его, где находится звук в начале, в середине или в конце, закрашиваем то окошко в котором находится звук. Давайте проверим разделим это слово на слоги, ладошку подставили и работаем сколько слогов? (проделываем эту работу с несколькими звуками)

Воспитатель: Молодцы! Положили карандаши на место. Я смотрю, вы устали. Подойдите ко мне, делам широкий круг

Физкультурная минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, разогнулся

Два – нагнулся, разогнулся

Три – нагнулся. разогнулся

Руки  в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Воспитатель: Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 1 часть и, значит, выполнить ещё одно задание.

Пятое  задание от Карабаса-Барабаса: Составьте схему предложения по картинке. Ежик пускает кораблик. Пират нашел сокровища. Девочка плачет. Балерина танцует. Девочка пускает мыльные пузыри.

Воспитатель: Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что мы такие умные, сообразительные и ему придется отпустить Мальвину и вернуть азбуку. У нас есть последняя  часть ключа! Ура !!!

Воспитатель: Теперь у нас есть все части. Давайте соберем из них ключ.

(Дети составляют ключ из частей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

Воспитатель подходит к нарисованному очагу. Поднимает холст – открывает ключом дверь. От туда выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье ).

Воспитатель (подводя итог):  Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Выполняли задания Карабаса Барабаса) Какое задание для вас было самым сложным? А какое самым легким? На этом наше приключение подходит к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л\']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».Лексическая тема: «Жители леса зимой».Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указан...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...