Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по обучению грамоты
Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»
Цель: познакомить дошкольников со звуком [а] и буквой Аа
Задачи:
Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук А.
Учить определять позицию звука [а] в словах.
Активизировать словарный запас.
Развивать внимание и память
Материал: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а , плакат с планом города Звукоречье.
Ход занятия
1. Оргмомент
Мимические упражнения.
Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Звукоречье – это город звуков и букв. Наше путешествие будет интересным, и вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Послушайте (фонограмма шума) в этом городе что – то случилось, стоит страшный шум. Все звуки громко спорят:
- Почему буква А стоит первая в алфавите? Почему к ней первой идут гости?- кричат гласные.
– Не справедливо,- кричат согласные. - Нельзя начинать путешествие с буквы, которая начинает слова ангина, акула.
- Да нет, все правильно,- воскликнули шипящие, - ведь недаром самые вкусные предметы - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Почему она, а не Я?
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это, какое же слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Ребята, давайте попробуем их помирить.
3. Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит звук а.
- Давайте споем этот звук. [А- а -а] Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос и он очень любит яркий красный цвет.
- Посмотрите, где живет звук в нашем городе? Как вы думаете почему? Каким цветом мы будем его обозначать? Почему?
Перед вами красные фишечки. Нажмите пальчиком, «оживите» звук.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].
4. Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук [а]».
На ваши песенки оживших звуков слетелись другие звуки. Они хотят поучаствовать в нашей игре.
Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].
5. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звуковой линейки».
6.Физминутка
Пантомима «В саду».
Звук [а] приглашает нас в сад. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва. Начинаются на какой звук? Заканчивается на какой?
7. Пропевание под фонограмму:
Астра, азбука, айва начинаются на [а],
Начинаются на [а] и кончаются на [а].
Поем тихо, а потом громко.
Какими фруктами нас угостит звук [а] в своем саду? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
8.Знакомство с буквой Аа.
А вот и в глубине сада домик звука [а]. Посмотрите, какого он цвета?
Что за значок на домике? Такие значки раздал волшебник каждому звуку. Называется он буквой - это имя звука. Подойдем поближе и рассмотрим букву.
Что вам напоминает буква А? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Демонстрируются элементы букв, затем буква А.
Выкладывание буквы А из палочек. Сложить букву из трех пальчиков. Нахождение букв Аа в буквенных кассах.
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
9.Написание букв в тетрадках.
10. Обобщение знаний.
Ребята, у нас было такое увлекательное путешествие, но в городе остались недовольные звуки.
Как можем помирить их?
Какой совет мы можем дать?
Ответы детей:
Каждый звук важен. Из них состоят слова. Мы обязательно придем в гости к каждому, но в свою очередь. Живите дружно!
11. Итог занятия
Пора возвращаться домой, кто нам поможет найти дорогу? Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста как нам вернуться обратно:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок):
— Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете вы домой.
Вот мы и дома.
Повторите, где мы с вами побывали.
С кем сегодня повстречались?
Оценка работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа» | 925.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоты
Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»
Цель: познакомить дошкольников со звуком [а] и буквой Аа
Задачи:
Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук А.
Учить определять позицию звука [а] в словах.
Активизировать словарный запас.
Развивать внимание и память
Материал: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а , плакат с планом города Звукоречье.
Ход занятия
1. Оргмомент
Мимические упражнения.
Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Звукоречье – это город звуков и букв. Наше путешествие будет интересным, и вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Послушайте (фонограмма шума) в этом городе что – то случилось, стоит страшный шум. Все звуки громко спорят:
- Почему буква А стоит первая в алфавите? Почему к ней первой идут гости?- кричат гласные.
– Не справедливо,- кричат согласные. - Нельзя начинать путешествие с буквы, которая начинает слова ангина, акула.
- Да нет, все правильно,- воскликнули шипящие, - ведь недаром самые вкусные предметы - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Почему она, а не Я?
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это, какое же слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Ребята, давайте попробуем их помирить.
3. Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит звук а.
- Давайте споем этот звук. [А- а -а] Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос и он очень любит яркий красный цвет.
- Посмотрите, где живет звук в нашем городе? Как вы думаете почему? Каким цветом мы будем его обозначать? Почему?
Перед вами красные фишечки. Нажмите пальчиком, «оживите» звук.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].
4. Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук [а]».
На ваши песенки оживших звуков слетелись другие звуки. Они хотят поучаствовать в нашей игре.
Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].
5. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звуковой линейки».
6.Физминутка
Пантомима «В саду».
Звук [а] приглашает нас в сад. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва. Начинаются на какой звук? Заканчивается на какой?
7. Пропевание под фонограмму:
Астра, азбука, айва начинаются на [а],
Начинаются на [а] и кончаются на [а].
Поем тихо, а потом громко.
Какими фруктами нас угостит звук [а] в своем саду? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
8.Знакомство с буквой Аа.
А вот и в глубине сада домик звука [а]. Посмотрите, какого он цвета?
Что за значок на домике? Такие значки раздал волшебник каждому звуку. Называется он буквой - это имя звука. Подойдем поближе и рассмотрим букву.
Что вам напоминает буква А? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Демонстрируются элементы букв, затем буква А.
Выкладывание буквы А из палочек. Сложить букву из трех пальчиков. Нахождение букв Аа в буквенных кассах.
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
9.Написание букв в тетрадках.
10. Обобщение знаний.
Ребята, у нас было такое увлекательное путешествие, но в городе остались недовольные звуки.
Как можем помирить их?
Какой совет мы можем дать?
Ответы детей:
Каждый звук важен. Из них состоят слова. Мы обязательно придем в гости к каждому, но в свою очередь. Живите дружно!
11. Итог занятия
Пора возвращаться домой, кто нам поможет найти дорогу? Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста как нам вернуться обратно:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок):
— Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете вы домой.
Вот мы и дома.
Повторите, где мы с вами побывали.
С кем сегодня повстречались?
Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму, пришлось делить на д...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается....
Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»
Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»
Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...
Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звуки [Т], [Т’], буква Т"
Познакомить детей со звуками [Т], [Т’], научить узнавать букву Т зрительно; учить читать слоги и слова с этой буквой. Способствовать умению давать характеристику звуков [Т], [Т’]. Закрепит...