Обучение дошкольников грамоте по методике Л. Е. Журовой, старшая группа
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Неделько Оксана Вячеславовна

Кратко представлены основные аспекты обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников грамоте по методике  Л.Е. Журовой

Лидия Ефремовна Журова -  известный психолог, авторитетный учёный в области дошкольного и начального образования,   является  автором  педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе и  успешности обучения в начальной школе,  позволяющей педагогу выявлять интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика. Это особенно важно в условиях перехода  на Федеральные государственные образовательные стандарты.

Лидия Ефремовна является  автором курсов «Азбука для дошкольников» в учебно-методическом комплекте «Предшкольная пора», интегрированного курса «Грамота» (ныне учебников «Букварь») в системе учебников  «Начальная школа XXI века».

Предложенная автором система обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста  способствует более эффективному формированию навыков чтения. По учебникам Лидии Ефремовны учиться читать - это увлекательная  игровая деятельность.  Педагогам и родителям эти пособия  позволяют повысить интерес  у детей к чтению, делают процесс обучения менее утомительным и монотонным.

При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. 

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

 Старшая группа

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:   жжжук, жууук, жуК.

       Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. 

       Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.       

        Модель слова,  получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.  

Знакомство с гласными звуками

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов (мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.                                                          

  Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

Модели слов их трех звуков

Модели слов их четырех звуков

Знакомство с ударным гласным звуком

После того как  дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Методическая разработка «Обучение дошкольников грамоте по методике Л.Е.Журовой»

Материал может быть использован воспитателями по обучению грамоте дошкольников.При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленно...

Обучение дошкольников грамоте по методике Л. Е. Журовой, подготовительная группа

Кратко представлена методика обучения грамоте для детей, посещающих подготовительную группу сада....

Обучение дошкольников грамоте по методике Л.Е. Журовой

При обучении звуковому письму, так и чтению исходящим процессом является звуковой аналз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последо...

«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию» (конспект НОД с детьми старшей группы)

laquo;Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию».(конспект НОД с детьми старшей группы) Задачи:Область «Коммуникация»1.Закрепить и расшир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...