Итоговое занятие по развитию речи "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Анастасия Михайловна Панова

Цель - развитие связной речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_razvitie_rechi_starshaya.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЗИМУШКА – ЗИМА».

КОНСПЕКТ ООД  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель: Развитие связной речи у детей.

Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;

- Учить составлять связные рассказы по сюжетной картине;

- Учить составлять предложения на заданную тему и набору слов;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами; 

- Учить составлять целое из частей;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Развивать ориентацию в пространстве;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Материалы к   образовательной деятельности:
Письмо,   снежинки с заданиями, картинки - предметы спорта,   картинки – пазлы «Времена года»,  конверт с письмом.

   
Предварительная работа: Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», работа с игровым макетом «Дерево: Времена года».

Организация детей:  Групповая, подгрупповая.

Интеграция образовательных областей: 

Приоритетная     область: ОО «Речевое развитие».                                                                                                                                                   

Интегрируемые области:

ОО «Познавательное развитие»;

ОО «Речевое развитие»;

ОО «Социально-коммуникативное развитие»;

ОО «Физическое развитие».

Ход ООД:

Воспитатель: 

- Сегодня нам пришло письмо (показывает письмо), а от кого сейчас мы с вами узнаем. Адресовано оно детям детского сада (Читает письмо)

«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я.  Вот вам моя загадка.

Дел у меня немало,

Я – белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня…. (зима).

- Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь, то я уступлю свое место весне, а если не справитесь, то мне придётся задержаться и весны у вас не будет. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».

Воспитатель:

 - Ребята, вы готовы справиться с заданиями которые нам приготовила Зима?

Дети: 

- Да.

1 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ -  «ВОПРОСЫ О ЗИМЕ»

Воспитатель:

- Когда наступает зима? ( сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).

- Как светит солнце зимой? (зимой солнце светит ярко, оно мало греет,  слабо).

- Каким может быть  небо зимой? (голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).

- Какие деревья зимой? (Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и  защитили корни деревьев  от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).

- Что зимой происходит с реками? (Реки покрываются льдом).

- Как зимой одеты люди? (люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и.т.д.).

- Как ведут себя птицы, животные зимой?  (птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают (называют) , а некоторые (называют) остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).

- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята, справились с заданием, переходим ко второму заданию.

2 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Воспитатель:

 - К  слову надо подобрать слово – признак по образцу,  например: зима - холодная, снежная, и т. д. Итак:

– зима  (суровая, снежная, весёлая, красивая, нарядная, вьюжная, ветряная, холодная, морозная, белоснежная);

- снег  (пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий 

рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый,  лёгкий, мягкий, мокрый); 
- снежинки
 (холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые);

- лёд  ( прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный);                                                                                               - настроение   (веселое, радостное,  новогоднее, грустное, отличное, хорошее, прекрасное, плохое, праздничное).

3 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СКАЖИ  НАОБОРОТ»

Воспитатель:

- Зима придумала слова, к  которым нужно подобрать противоположное слово.

- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

- летом день длинный, а зимой - (короткий)

- летом солнце греет, а зимой - (светит, но не греет)

- весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

- одни сосульки длинные, а другие - (короткие)

- снег мягкий, а лёд - (твердый).

4 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СКАЖИ ЛАСКОВО».

Воспитатель:

- А сейчас Зима предлагает вам назвать слова ласково.

Зима - (зимушка);

мороз –  (морозец);

лёд – (ледок);

 холод – (холодок); 

снежинка – (снежиночка);

метель – (метелица); 

снег – (снежок);

санки – (саночки); 

снеговик – (снеговичок); 

валенки – (валеночки);

сапоги – (сапожки);

ветер – (ветерок);

шапка – (шапочка);

пальто – (пальтишко);

льдина – (льдинка);

Воспитатель:

- Ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗИМНЕЕ ОКОШКО»

Посмотри в окошко:       (Имитация)
Белая дорожка,             (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,             (Вращение руками)
Спят под снегом ели.     (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна.       (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она.  (Круговые движения головой).

5 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - ЗАГАДКИ О ЗИМЕ

Воспитатель:

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

6 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОБЕРИ КАРТИНКУ» 

Воспитатель:

- Нужно каждой подгруппе встать около своего стола и собрать пазл - картинку полностью и сказать какое время года изображено на них, и почему вы так решили).

 (на 4  столах разложены пазлы – по 1 картинке на стол. Дети делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа собирает 1 пазл.

7 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЗИМЕ»

Воспитатель:

- Зима предлагает вам составить предложения о ней, то есть о зиме.

(дети составляют предложения).(Наступила красавица – зима. Зимой много снега. Снег укрыл всю землю. Снежинки кружатся в воздухе. Реки покрылись льдом. И т.д.)

ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА»

Воспитатель:

- Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. 
Воспитатель: 

- Пусть Диана изображает слово «Дети»,  Аня – слово «горки», Настя – слово «катаются», Маша – слово «с»,  Встаньте друг за другом.  Давайте прочитаем, что получилось. (Дети горки катаются с). Воспитатель: 

- Мы так говорим? (Нет).

- Поменяем местами слова, чтобы получилось предложение. (Дети  меняют местами детей, обозначающих  слова).

- Что получилось? (Дети катаются с горки).

 Воспитатель: 

 - Молодцы!. А сейчас составим ещё одно предложение. (Предлагаются слова: «Забавы, зимние, любят, дети, все»). 

 

8 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИТЕ  ПРАВИЛЬНО»

Воспитатель:

- Следующее задание Зимы. На столах лежат картинки зимы и лета. Нужно правильно разложить маленькие картинки: предметы для зимних видов спорта и развлечений положить на картинку с изображением зимы, а для летних – на картинку с изображением лета.

(После выполнения работы, воспитатель проверяет задание. Просит прокомментировать почему они положили тот или иной предмет на лето или на зиму).

9 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» 

Воспитатель:

- Зима прислала нам картинку Зимние забавы». Она просит рассмотреть её и составить по ней рассказ. Кто изображен на картинке? Что делают дети? Какое у них настроение? Кто ещё нарисован?

А теперь попробуйте составить небольшой рассказ по картинке.                                                                                                                               1-2 детей рассказывают полностью.                                                                                                                (Дети вышли на прогулку.  Им весело, они улыбаются. Девочки катают снежные  комки.  Другие дети слепили снеговиков. Они  большие и красивые. Шляпы дети сделали из кастрюли и ведра. глазки из пуговиц, вместо рук веточки дерева. Рядом сидит щенок. Ему тоже весело.  Детям   нравится  гулять  и  лепить  снеговиков).

ИТОГ: 

Воспитатель: 

- Обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями.

- Какие задания Зимы вам понравились? (ответы детей)

- Теперь Зима уступит своё место Весне и мы будем радоваться весеннему теплу. А зима приготовила для вас подарки: картинки – раскраски «Зимние забавы», и вы сможете их раскрасить цветными карандашами или красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Тема: «Зима» Цель: • Обучение детей составлению описательного рассказа о зиме ( с использованием наглядного моделирования). • Формирование навыков связной речи с опорой на наглядный материал. • Закреп...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка-Зима, вот ты какова"

* Закрепить знания о зиме, её признаках.*Согласование существительного с прилагательным, использование притяжательных прилагательных.*Учить детей правильно объяснять смысл пословиц (логическое мышлени...

Итоговое занятие по развитию речи: "Зима"

Продолжать учить детей составлять творческие рассказы с использованием опорных схем и моделей;обогащать и систематизировать знания детей о зиме, подбирать однокоренные слова;способствовать развитию пр...

Итоговое занятие по теме "Матушка Зима"

конспект обобщающего занятия в подготовительной группе...

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Волшебница зима"

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Волшебница зима"...

Итоговое занятие: «Жизнь диких животных зимой»

Закрепляющий материал по пройденной теме....