Звуки З-Зь и буква З
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zvuki_z-z_i_bukva_z.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема: «Звуки З - Зь и буква З».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- познакомить детей со звуками (З, Зь);
- уточнить артикуляцию звуков (З, Зь);
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова,
дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
- познакомить с графическим обозначением звуков - буквой З;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
- развивать фонематические представления.
Коррекционно-образовательные:
- продолжать развивать лексико-грамматические категории (в ед. и во мн. числе);
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
- упражнять в подборе антонимов;
- упражнять в чтении прямых и обратных слогов.
Коррекционно - воспитательные:
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности.
- воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Оборудование:
Картинки на звуки (З-Зь), карточка с буквой З, кассы букв, зонт детский, кукла, корзина, карточки со стихами и загадками, индивидуальные зеркала.
Ход занятия
- Организационный момент.
*«Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
* Сядет на свое место тот, кто назовет слово со звуком (С).
2. Повторение пройденного материала.
* Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться, («Улыбка»)
А подвижный язычок работой заниматься:
Наш язык лопатку сделал, раз, два, («Лопатка»)
А потом забор построил. Красота! («Заборчик»)
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»)
По нему несется воздуха поток (выдох по «желобку»)
Качели надо делать не спеша («Качели»)
Физкультура получилась хороша.
*Игра «Назови слово полностью»:
.ом, .тул, .тол, .ок, .уп, .он, .ын, .лон, .тук.
3.Изучение нового материала.
* Зачитать стихотворение, выделяя голосом звук (З):
«Найдем её мы в звездочке,
и в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе».
- Что мы можем найти во всех этих словах одинаковое? (звук З).
- Вот вы мне и назвали звук, с которым предстоит сегодня встреча.
* Артикуляция звука:
- Давайте вместе расскажем, как произносится звук (З):
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по- середине языка небольшой желобок, по которому идет холодный воздух, дрожание голосовых связок.
- Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый, мягкий).
4. Закрепление нового материала.
* К нам на занятие пришла кукла, но она не может назвать свое имя.
«Какое имя кукле дать?
Задачка непростая.
У куклы зеленые глаза и челка золотая.
И два курносых башмачка,
И шелковое платье.
И только имени пока у куклы нет, представьте!»
- Её имя начинается на тот же звук, что и вот этот предмет (зонт).
Имя (Зоя, Зина).
*Что спрятано у Зои (Зины) под зонтом?
Загадки:
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождик пройдет
Сделает наоборот. (Зонт)
Через поле напрямик
Скачет серый воротник. (Заяц)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок).
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея).
Около проруби сидят белые голуби. (Зубы).
Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает? (Зима).
5. Физкультминутка:
* Игра «Запретное слово» (повторяем за мной все движения и слова кроме запретного слова).
6. Знакомство с образом буквы.
* Показ буквы (кукла принесла с собой).
* «На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три».
«З – смешная завитушка.
З – закручена, как стружка».
* Нахождение буквы в кассах.
* Прорисовывание её в воздухе, выкладывание из нитки.
7. Слоговой синтез.
*Букве З надо удержать свои воздушные шары, в которых спрятались другие буквы. Не забывайте, что букву мы видим и пишем, а произносим и слышим звуки (чтение слогов).
* Составьте сами слоги, слова из своих букв.
8. Развитие лексико-грамматических категорий.
* Назовите, что изображено на ваших картинках в ед. и во мн. числе.
* Где в вашем слове находится звук (З) (начало, середина, конец слова).
9. Итог занятия.
* С какими звуками мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Кто нам помогал? (кукла…).
С какой буквой познакомились?
*Сочиним для Зои (Зины) чистоговорки со словом коза:
За-за-за, на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу.
Зы-зы-зы, колокольчик у козы.
За-за-за, уходи домой коза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".
Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".
Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’] изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....