Звуки З-Зь и буква З
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvuki_z-z_i_bukva_z.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

Тема: «Звуки З - Зь и буква З».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- познакомить детей со звуками (З, Зь);

- уточнить артикуляцию звуков (З, Зь);

- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова,  

   дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

- познакомить с графическим обозначением звуков - буквой З;

- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

- развивать фонематические представления.

Коррекционно-образовательные:

- продолжать развивать лексико-грамматические категории (в ед. и во мн. числе);

 -продолжать работу по профилактике дисграфии;

- упражнять в подборе антонимов;

- упражнять в чтении прямых и обратных слогов.

Коррекционно - воспитательные:

- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,

   ответственности.

- воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Оборудование:

Картинки на звуки (З-Зь), карточка с буквой З, кассы букв, зонт детский, кукла, корзина, карточки со стихами и загадками, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

*«Доброе утро и солнцу, и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам!»

* Сядет на свое место тот, кто назовет слово со звуком (С).

     2. Повторение пройденного материала.

* Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться,         («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься:

Наш язык лопатку сделал, раз, два,                («Лопатка»)

А потом забор построил. Красота!                («Заборчик»)

Рядом с новеньким забором – желобок        («Желобок»)

По нему несется воздуха поток                (выдох по «желобку»)

Качели надо делать не спеша                        («Качели»)

Физкультура получилась хороша.

 *Игра «Назови слово полностью»:

   .ом,  .тул, .тол, .ок, .уп, .он, .ын, .лон, .тук.

   3.Изучение нового материала.

* Зачитать стихотворение, выделяя голосом звук (З):

        «Найдем её мы в звездочке,

и в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе».

- Что мы можем найти во всех этих словах одинаковое? (звук З).

- Вот вы мне и назвали звук, с которым предстоит сегодня встреча.

* Артикуляция звука:

- Давайте вместе расскажем, как произносится звук (З):

  Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по-  середине языка небольшой желобок, по которому идет холодный воздух, дрожание голосовых связок.  

- Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый, мягкий).

   4. Закрепление нового материала.

 * К нам на занятие пришла кукла, но она не может назвать свое имя.

        «Какое имя кукле дать?

Задачка непростая.

У куклы зеленые глаза и челка золотая.

И два курносых башмачка,

И шелковое платье.

И только имени пока у куклы нет, представьте!»

 - Её имя начинается на тот же звук, что и вот этот предмет (зонт).

   Имя (Зоя, Зина).

*Что спрятано у Зои (Зины)  под зонтом?

Загадки:

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождик пройдет

Сделает наоборот.   (Зонт)

Через поле напрямик

Скачет серый воротник.   (Заяц)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.   (Замок).

Вьется веревка,

На конце головка.   (Змея).

Около проруби сидят белые голуби.   (Зубы).

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает?   (Зима).

   5. Физкультминутка:

* Игра «Запретное слово» (повторяем за мной все движения и слова кроме запретного слова).

   6. Знакомство с образом буквы.

* Показ буквы (кукла принесла с собой).

* «На эту букву посмотри –

     Она совсем как цифра три».

«З – смешная завитушка.

З – закручена, как стружка».

* Нахождение буквы в кассах.

* Прорисовывание её в воздухе, выкладывание из нитки.

   7. Слоговой синтез.

*Букве З надо удержать свои воздушные шары, в которых спрятались другие буквы. Не забывайте, что букву мы видим и пишем, а произносим и слышим звуки (чтение слогов).

* Составьте сами слоги, слова из своих букв.

   8. Развитие лексико-грамматических категорий.

* Назовите, что изображено на ваших картинках в ед. и во мн. числе.

* Где в вашем слове находится звук (З) (начало, середина, конец слова).

   9. Итог занятия.

* С какими звуками мы сегодня познакомились?

   Какой это звук?

   Кто нам помогал? (кукла…).

   С какой буквой познакомились?

*Сочиним для Зои (Зины) чистоговорки со словом коза:

   За-за-за, на лугу стоит коза.

   Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу.

   Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

   За-за-за, уходи домой коза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...