Программа кружка "Волшебный мир слова"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Программа для кружка по развитию речи и обучению грамоте детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по развитию речи и обучению грамоте | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
- развитию речи и подготовке к обучению грамоты
- введению в художественную литературу
- ознакомлению с окружающим миром
- введению в математику.
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Развитие речи осуществляется в следующих направления:
- Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
- Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
- ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
- Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
- Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
- Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет)
Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет: состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)
«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты:
- Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
- слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
- сенсомоторные координации,
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
(по Колесниковой Е. В.)
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала
* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц | неделя | (№) занятия, тема |
Сентябрь | 1 | (1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец). |
2 | (2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно». | |
3 | (3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | |
4 | (4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. | |
5 | Мониторинг – диагностика. | |
Октябрь | 1 | (5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку. |
2 | (6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
3 | (7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
4 | (8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. | |
Ноябрь | 1 | (9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. |
2 | (10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку. | |
3 | (11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. | |
(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку. | ||
Декабрь | 1 | (13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. |
2 | (14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. | |
Январь | 1 | (15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку. |
2 | (16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. | |
Февраль | 1 | (17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. |
2 | (18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. | |
3 | (19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |
4 | (20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку. | |
Март | 1 | (21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. |
2 | (22) Тема – «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. | |
3 | (23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | |
4 | (24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. | |
Апрель | 1 | Мониторинг – диагностика. |
2 | (25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов. | |
3 | (26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. | |
4 | (27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | |
Май | 1 | Повторение – закрепление. |
2 | Повторение – закрепление. |
Развивающая среда в группе
Магнитная азбука;
Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
Работа с родителями
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, март.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Литература:
- Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
- Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст
Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...
Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
Целью программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Сценарий праздничной программы "Эти добрые слова - Бабушка и Дедушка.
Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Совместные праздники помогут сделать бабушек и дедушек активными участниками жизни внуков в дошкольном учреждении. Добрые стихи, за...
Программа кружка "От слова к звуку"
Программа кружка "От слова к звуку"...
Программа кружка "Художественное слово"
Пояснительная записка Направленность программы - художественнаяОдной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры чел...