ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
рабочая программа по развитию речи по теме
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние словообразования», куда входит и словообразование родственных слов.
Обычно обследование состояния сформированности словообразования родственных слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения словообразования у ребёнка в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые он допускает. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_14.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Приказом СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
От «02» сентября 2013г № 53 - ОД
Заместитель руководителя
по дошкольному образованию
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
____________________О.Ф.Разинова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Срок реализации программы 2 года.
Составитель:
Андреева И.В.
учитель-логопед
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Принято:
Решением педагогического совета
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
От 02 сентября 2013 г. протокол № 1.
Председатель педагогического совета
____________________Разинова О.Ф.
2013 г.
Предисловие.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние словообразования», куда входит и словообразование родственных слов.
Обычно обследование состояния сформированности словообразования родственных слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения словообразования у ребёнка в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые он допускает. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционный процесс.
Итак, традиционно логопед проводит обследование по следующим критериям:
- Обследование понимания словообразовательных аффиксов
- Покажи, где гриб, а где грибок.
- Покажи, где дом, а где домик.
- Покажи, где волк, а где волчонок.
2. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- стол - столик
- книга - …
- воробей - …
- ведро - …
- гнездо - …
и др..
3.Образование имён существительных, обозначающих профессси (суффиксальный способ образования)
- стекло – стекольщик
- сварка - …
- кран -…
- сапог -…
и др..
4. Образование глаголов префиксальным способом (шёл – ушёл, пришёл, зашёл, нашёл, вышел и др..)
5. Образование имён прилагательных от имён существительных.
- скамейка из дерева (какая?) деревянная, сок из клюквы (какой?) … и др..
6. Образование глаголов от имён прилагательных
- красный – краснеть, белый -… и др..
7. Образование притяжательных прилагательных от имён существительных
- у лисы хвост (чей?) лисий, а морда (чья?) и др..
Однако данная методика диагностирования не рассматривает образование относительных и качественных родственных слов, сравнительной степени прилагательных, образование существительных от прилагательных и глаголов, умение детей самостоятельно подбирать родственные слова, на слух выделять их из текста. В связи с этим, взяв за основу традиционную методику диагностирования детей с общим недоразвитием речи, мы предлагаем дополнительные задания для более глубокого обследования состояния словообразования родственных слов у детей 5-7 лет, опираясь на методы и приёмы Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В.
Диагностика.
Цель диагностики: провести всестороннее обследование возможностей дошкольников в усвоении словообразования, а именно в формировании родственных слов.
Представленные игры и задания помогут педагогам и родителям определить степень усвоения детьми содержания программы.
I. Образование родственных существительных
1.Обследование понимания словообразовательных аффиксов
Инструкции | Понимание |
Покажи, где гриб, а где грибок. | |
Покажи, где дом, а где домик. | |
Покажи, где волк, а где волчонок. | |
Покажи, где ёлка, а где ёлочка. | |
Покажи, где лиса, а где лисёнок. | |
Покажи, где заяц, а где зайчонок. |
2.Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнение «Большой и маленький».
С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
- Что это? (дом)
- Этот дом большой, а этот? (маленький).
- Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).
- Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок) и т.д..
Имена существительные | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
Стол | столик |
Книга | |
Воробей | |
Дом | |
Ведро | |
Хлеб | |
Ковёр | |
Ёлка | |
Заяц | |
Гнездо | |
Гриб | |
Окно |
3. Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (птиц).
Упражнение «Кто у кого?»
Детям показывают картинки с изображениями кошки и котенка, козы и козленка и т.д.
- Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок)
- Один котенок, а если много, как говорят? (котята) и т.д..
Взрослое животное | Детёныш | Детёныши |
Кошка | Котёнок | Котята |
Коза | ||
Кролик | ||
Медведь | ||
Заяц | ||
Волк | ||
Гусь |
4. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)
Упражнение «Встреча гостей»
Задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Взрослый предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.
- Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)
- Куда положили хлеб? (в хлебницу)
- Где будут лежать конфеты? (в конфетнице) и т.д..
Имя существительное | Суффикс –ниц- |
Суп | Супница |
Соус | |
Салат | |
Конфеты | |
Хлеб | |
Сухарь |
5. Образование имен существительных, обозначающих профессии
Упражнение «Назови профессию» (в старшей группе по картинкам)
Детям предлагают ответить на вопросы:
-Кто сваривает трубы? (сварщик)
- Кто вставляет стекло? (стекольщик) и т.д.
Имена существительные | Суффиксальный способ образования |
Стекло | стекольщик |
Сварка | |
Кран | |
Сапог | |
Двор |
6. Образование имен существительных с увеличительными суффиксами
Игра « Великан»
Игра состоит из набора картинок (игрушек), изображающих большие предметы, а также картинки с изображением великана. Ребёнок выбирает, любую картинку и озвучивает так, как это сказал бы великан.
Имена существительные | Увеличительные суффиксы |
Медведь | Медведище |
Голова | |
Глаза | |
Снег | |
Гнездо |
7. Образование имен существительных с суффиксами единичности
Игра «Аналогии»
Изменить слова по аналогии
Виноград – виноградинка, горох -…
Имена существительные | Суффиксы единичности |
Бусы | Бусинка |
Дождь | |
Пыль | |
Изюм | |
Икра | |
Снег | Снежинка |
Пух |
8. Образование сложных слов
Упражнение «Придумай одно слово вместо двух»
Снег чистит | снегоочиститель |
Канавы копает | |
Рыбу ловит | |
Быстро ходит |
9. Определение «лишнего» слова из ряда родственных слов, умения аргументировать свой ответ.
«Найди лишнее слово»
Боль, большой, больница | большой |
Лес, лесник, лестница | |
Беседа, беседка, соседка | |
Море, морщины, морской | |
Водить, вода, водный |
II. Образование родственных прилагательных
- Образование относительных прилагательных
«Игра со словами».
Игра направлена на проверку умения образовывать относительные прилагательные от имён существительных.
-Стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный)
-Стол сделан из дерева. Какой он? (деревянный) и т.д..
Имя существительное | Имя прилагательное |
Скамейка из дерева, какая? | деревянная |
Сок из клюквы, какой? | |
Сумка из кожи, какая? | |
Тетрадь из бумаги, какая? | |
Ручка из пластмассы, какая? | |
Кукла из резины, какая? | |
Стакан из стекла, какой? | |
Шуба из меха, какая? |
- Образование качественных прилагательных
Игра «Назови, какой?»
Игра направлена на проверку умения образовывать качественные прилагательные от имён существительных.
Имя существительное | Имя прилагательное |
Мороз | морозный |
Жир | |
Смех | |
Лень | |
Трус | |
Обида | |
Снег | |
Зима |
3.Образование притяжательных прилагательных от имен существительных
Игра «Ералаш»
Используются картинки с изображениями животных, разрезанных на 3 части. Ребёнок называет, чья это голова, хвост, туловище или ноги
Инструкция | Имя прилагательное |
У лисы хвост чей? | лисий |
Морда чья? | |
Туловище чьё? | |
Лапы чьи? |
4. Образование имён прилагательных в сравнительной степени.
Упражнение «Сравни предметы и закончи предложения»
Апельсин большой, а арбуз … | Апельсин большой, а арбуз ещё больше |
Клубника маленькая, а смородина ещё… | |
Дыня сладкая, а арбуз ещё… | |
Груша вкусная, а ананас ещё… | |
Дерево высокое, а башня ещё…. |
IIΙ. Образование родственных глаголов.
1.Образование глаголов префиксальным способом
Упражнение «Назови действие»
(шел - ушел, пришел, нашел, зашел, вышел)
Педагог предлагает ребёнку назвать действия по картинкам.
Глагол | У- | При- | На- | За- | Вы- | Подо- |
Шёл | ||||||
Ехал |
2. Образование глаголов от имен прилагательных
Игра «Выбери нужную картинку»
Взрослый предлагает показать картинку, куда подходит выражение красный помидор, а куда краснеть от стыда. Затем педагог произносит только выражения с прилагательными и показывает соответствующую картинку, ребёнок должен найти картинку с действием и озвучить её.
Имя прилагательное | Глагол |
Красный помидор | Краснеть от стыда |
Белый мел | Белить стену |
Гладкий камень | Гладить бельё |
Обеденный стол | Семья обедает |
3. Назвать характерное действие по предъявляемому производителю.
Упражнение «Кто он такой?»
Задание предназначено для проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Как ты объяснишь, кто - такой строитель?
- Как ты объяснишь, кто - такой учитель? и т.д..
Существительные | Глаголы |
Повар | Варит |
Учитель | Учит |
Строитель | Строит |
Воспитатель | Воспитывает |
Продавец | Продаёт |
Швея | Шьёт |
Заключение.
Использование предложенного комплекса заданий (16 штук) для диагностического обследования дошкольников оценивается по трехбалльной системе:
1б.- низкий уровень развития
2б. - средний уровень
3б.- высокий уровень развития.
Итого: максимально ребёнок может получить 48 баллов.
От 1 до 16 – низкий уровень развития, от 16 до 32 – средний уровень, от 32 до 48 – высокий.
Если в каких-то заданиях дошкольник испытывает затруднения, окажите ему помощь, постарайтесь понять, почему это произошло: до школы ещё есть время.
Выполнение ребёнком заданий по этим разделам позволит проверить не только сформированность словообразовательных навыков, но предпосылки к учебной деятельности:
- понимание задачи;
- умение выполнять её самостоятельно;
- развивать самоконтроль и самооценку;
- умение адекватно воспринимать оценку выполненной им работы.
Список использованной литературы.
1. Арушанова А.Г..Речь и речевое общение.-М.: Мозаика-Синтез,1999
2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня// Логопед №1,2004
3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. – М., 2004.
4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб., «Каро», 2002.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб., 2001.
8. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.
10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
11. Мазанова Е.В. Коррекционная образовательная программа для детей с ОНР (3-7 лет), Самара, 2011
12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
13.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
14. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шанхрович А.М. К проблеме онтогенеза
18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., Педагогика, 1991.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., Педагогика, 1993.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»- М.: Просвещение, 2010
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Выступление для педагогов «Изучение родственных слов с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Описание системы работы над родственными словами....
Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"
В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...