Программа кружка "Художественное слово"
материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Направленность программы - художественная
Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhestvennoe_slovo_17-18.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба
(ГБОУ Школа №2092)
«ПРИНЯТО» На заседании педагогического совета
Протокол № ___ «___»_____ 2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию ____________ / С.А.Власенко / «___»_____ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школы №2092 __________/ Л.С.Кутузова / Приказ №_____ «___»_____ 2017 г.
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5- 7 лет
Срок реализации программы: 8 месяцев
Автор-составитель программы:
Анохина Марина Николаевна
Должность:
воспитатель
Москва – 2017 г.
Пояснительная записка
Направленность программы - художественная
Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.
Цель: приобщение детей к поэтическому творчеству отечественных и зарубежных писателей; формирование художественного вкуса
Задачи:
- развивать интерес к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка
- формировать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
- воспитывать общую культуру ребёнка средствами театральной деятельности;
- создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.
- ознакомление с жанрами художественной литературы
Особенности программы.
Процесс кружковых занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как темп, тембр, дикция и др. Происходит знакомство, как с авторскими произведениями так и с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок - миниатюр. Использование в сценках кукол, костюмов, музыки.
Формы и режим занятий.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют воспитанник 5-7 лет.
Сроки реализации программы: 8 месяцев
Занятия будут проводиться 2 раза в неделю в виде бесед, инсценировок, выразительного чтения, изготовление реквизитов.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Повышение уровня общей культуры учащихся.
Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.
Дети лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.
Будут принимать активное участие в жизни детского сада.
Будут организованы выступления перед воспитанниками садика, родителями.
Формы подведения итогов
Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие занятия, открытые просмотры, премьерные показы спектаклей, где дети демонстрируют своё театральное мастерство.
Подведение итогов реализации программы осуществляется путём организации выставок работ воспитанников (куклы, декорации, маски, костюмы), показа спектаклей, участия в конкурсах чтецов.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы.
Месяц | Теория | Практика |
Октябрь | 1 | 8 |
Ноябрь | 1 | 7 |
Декабрь | 1 | 7 |
Январь | 1 | 7 |
Февраль | 1 | 7 |
Март | 1 | 7 |
Апрель | 1 | 7 |
Май | 1 | 8 |
Итог. Всего 65 час | 8 | 57 |
Теоретический и практический материал | |||
теория | практика | ||
1 | Как мы говорим? Что такое слово, речь? Какой должна быть речь? | 1 | |
Жанры художественной литературы | 1 | ||
2 | Дыхание. Упражнения | 1 | |
3 | Голос. Главные качества голоса. | 1 | |
4 | Дикция и артикуляция. | 1 | |
5 | Интонация. | 1 | |
6 | Логическое ударение. | 1 | |
7 | Отработка ритма. Считалки. | 1 | |
8 | Работа с чистоговорками. | 1 | |
9 | Чтение потешек | 1 | |
10 | Тренировка в правильном употреблении звуков. Скороговорки. | 1 | |
11 | Конкурс чтецов (на лучшее прочтение стихотворения) | 1 | |
Приобщение к литературе. Драматизация | |||
12 | С.Маршак . Чтение произведений, распределение ролей. | 1 | |
13 | Репетиция. Постановка. | 1 | |
14 | С.Михалков, Чтение произведений, распределение ролей. | 1 | |
15 | Репетиция. Постановка. | 1 | |
16 | Э. Успенский «День рождения Дяди Фёдора» Чтение, распределение ролей. | 1 | 1 |
17 | Репетиция. Постановка. | ||
18 | Конкурс чтецов . | 1 | |
18 | Чтение русских народных сказок. Распределение ролей | 1 | |
19 | Работа над художественным словом. | 2 | |
20 | Инсценировки. | 1 | |
21 | Показ инсценировок. | 1 | |
22 | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Образы героев | 1 | |
23 | Работа над выразительностью речи. | 2 | |
24 | Постановка. | 1 | |
25 | Конкурс чтецов | 1 | |
25 | Художественная речь | 1 | |
26 | Мимика, жесты. | 1 | |
Театрализация. Инсценировки | |||
27 | К.Чуковский «Муха-цокотуха» Чтение , характеры героев, способы передачи словом | 1 | |
28 | Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов. | 2 | |
29 | Работа над выразительностью речи | 2 | |
30 | Постановка. | 1 | |
31 | В.Катаев «Цветик-семицветик»». Чтение , анализ героев. | 1 | |
32 | Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов. | 2 | |
33 | Работа над средствами художественной выразительности, мимикой, жестом. | 2 | |
34 | Постановка. | 1 | |
Всего: 65 часов | 8 | 57 |
Содержание программы.
Занятие
Дать детям представление о том, что такое слово и наша речь.
Хороший собеседник владеет голосом, речь его правильна, богата, выразительна. Какую речь приятно слушать. Повторение изученных средств выразительности речи.
Занятие
Дополнить знания детей о дыхании. Проведение тренировочных дыхательных упражнений.
Занятие .
Дополнить знания учащихся по главным качествам голоса: тон, темп, тембр. Чтобы речь была понятной для других , необходимо говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов. Упражнять в умении менять темп, тембр и тон голоса в зависимости от ситуации.
Занятие .
Познакомить с понятиями дикция и артикуляция. Проведение тренировочных упражнений по данным средствам выразительности речи.
Занятие .
Вспомнить и закрепить знания о интонации. Тренировать учащихся в употреблении разных видов интонации.
Занятие .
Познакомить с понятием логическое ударение. Показать практическую значимость этого средства выразительности устной речи; научить детей слышать смысловое выделение слов, словосочетаний и использовать логическое ударение в собственной устной речи. Тренировать в в постановке логического ударения в четверостишиях.
Занятие .
Продолжать знакомить с особенностями считалок и их структурными типами.
Занятие .
Тренировка в отрабатывании ритма при работе с чистоговорками, упражнять в правильном произнесении звуков в словах.
Занятие .
Тренировать в выразительном чтении потешек.
Занятие .
Как быстро научиться произносить скороговорки. Упражнять в правильном и быстром произнесении скороговорок.
Занятие .
Конкурс на лучшее чтение стихотворения.
Занятия .
Чтение стихотворений С.Маршака. Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.
Занятие .
Репетиция сценки по группам. Каждая группа представляет свой вариант.
Занятия .
Чтение произведений С.Михалкова. Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.
Занятие .
Репетиция сценки по группам. Каждая группа представляет свой вариант.
Занятия .
Чтение рассказа Э. Успенского «День рождения Дяди Фёдора». Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.
Занятие .
Репетиция сценки по группам. Каждая группа представляет свой вариант.
Занятие .
Чтение русских народных сказоук. Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.
Занятие .
Изготовление декораций. Проведение репетиции.
Занятие .
Репетиция сказки.
Занятие .
Проведение репетиции и выступления перед учащимися 1 класса.
Занятие .
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» . Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.
Занятие
Изготовление декораций. Проведение репетиции.
Занятие .
Проведение репетиции и выступления перед воспитанниками д/с.
Занятие
Продолжать знакомить детей с художественной речью. Сопоставить сугубо информативную деловую речь с изобразительной художественной. Как говорить зависит от «зачем говорить». Упражнять в чтении художественных текстов.
Занятие .
Закреплять знания и умения по выражению чувств и эмоций при помощи жестов и мимики.
Занятие .
Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха»». Распределение ролей.
Занятие .
Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.
Занятие .
Изготовление реквизитов. Репетиция.
Занятие .
Постановка. Представление родителям.
Занятие .
Чтение рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик». Распределение ролей.
Занятие .
Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.
Занятие .
Изготовление реквизитов. Репетиция.
Занятие .
Постановка. Представление родителям и детям.
Методическое обеспечение.
Для постановок сценок будут изготавливаться необходимые реквизиты, костюмы. При постановке кукольных спектаклей будут использоваться куклы. При постановке спектаклей будут использоваться костюмы и маски.
На занятиях будут использоваться презентации, музыка, просмотры мультфильмов, прослушивание фонограмм текстов в исполнении мастеров слова. В наличии есть методическая литература: для развития дикции, упражнения для развития темпа и тембра, упражнения для чтения с различной интонацией, игры и упражнения для исправления речевых недостатков, занимательные упражнения по орфоэпии, речевые ситуации, речевые игры, игры в рифмы, пиктограммы, практические работы над дикцией, чистоговорки, скороговорки, небылицы, потешки.
Список используемой литературы.
1.Л.Успенская «Учитесь правильно говорить»
Москва Просвещение 1999г.
2.Т. Ладыженская «Речь, речь, речь»
Москва «Педагогика» 2000г.
3.Т.Ладыженская «Речевые уроки»
Москва Просвещение 1995г.
4.М.Львов «Школа творческого мышления»
Москва Астрель 2003г.
5.Давыдова «Праздник в школе»
Москва Айрис Пресс 2004г.
6.Бугаева З.Н. Игры и задания для развития устной речи и дикции
БАО Донецк 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
Целью программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...
ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)
Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова, подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа может быть рекомендована для ...
Познавательно – игровая программа: « Благодарное слово».
Сергий Радонежский был один из первых, кто укрепил Дух народа и поднял воинство на Великую Куликовскую битву. Он сказал князю Донскому: "Врага ожидает конечная гибель, а тебе князь милость, помо...
Практические материалы для работы по Программе (художественное слово, материал для ННОД и развлечений, игры)
Практические материалы для работы по Программе(художественное слово, материал для ННОД и развлечений, игры)...
Авторская развивающая психолого-педагогическая программа "В слове МЫ сто тысяч Я"
Програама индивидуальных развивающих психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста. Предназначена для педогогов-психологов ДОУ...
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"...
Дополнительная программа "Живое слово"
Данная программа даёт возможность более целенаправленно работать над выразительностью речи дошкольников, обогащать их словарный запас...