Буква и звук Й
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление детей с буквой и звуком Й | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы.
Цель: Ознакомление детей с буквой и звуком «Й».
Задачи: Развивать фонематическое восприятие детей.
Познакомить с буквой Й, повторить правила, что звук «Й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный.
Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать ответы товарищей.
Пособия: 6 конвертов с заданиями, звуковые линейки, разделенные на 3 части, напечатанные буквы алфавита, полоски бумаги, маркеры, фломастеры по количеству детей, картинка с изображением маков, майки, фишки: по2 красных, по 2 синих, по 1 зелёной на каждого ребёнка. Жёлтый круг диаметром 20см, полоски жёлтого цвета шириной 3см.
1.Ребята, хотите услышать новую сказку?
Давным - давно в тридевятом царстве в тридесятом государстве жила – была очень добрая и умная принцесса и было у неё 33 помощника, которые были старательными, исполнительными и с большим удовольствием помогали своей госпоже. И всё было бы хорошо, но помощники не могли говорить, с ними было трудно общаться. Думала, думала принцесса, как помочь своим друзьям и решила устроить бал и пригласить на него своих подданных, а надо сказать, что у принцессы была волшебная палочка, которая могла создавать волшебство, но действовала эта палочка очень короткое время.
И вот в назначенный час первыми на бал прибыло 6 придворных. Посмотрите на них. Показ букв (а, у, о, и, ы, э).
Взмахнула юная волшебница палочкой и случилось чудо, запели звуки, песня получилась протяжной, красивой, звучной. Эти звуки назвала принцесса - гласными. Услышали другие придворные эту песню и поспешили на бал (показ согласных). А, вы, помните, что действие палочки было недолгим, не хватило им протяжных голосов и достались этим друзьям короткие звуки.
(Чтение согласных) и называться они стали согласными.
И лишь один друг не спешил на бал, он долго наряжался, примерял то одну шляпку, то другую, а когда всё-таки появился на празднике, действие палочки подошло к концу, достался ему очень коротенький, слабенький звук. Послушайте, как он произносится (показ правильного произношения). Губы приближены к зубам, зубы сближены; произносится с сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.
Обидно «И краткому», трудно хоть криком кричи. Может, он и кричит да кто его услышит? Пожалела принцесса «И краткое» и повелела своим указом:
2. «Отныне и на века быть тебе мягким согласным звуком, обозначаться фишкой зеленого цвета и дружить с гласными и с согласными, только тогда будешь ты не только услышан, но даже сможешь отдавать приказы».
А, как это, недоумённо спросило Й?
Необходимо изменить слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждали к действию, поможем, ребята?
Если кто-то бежит, а его нужно остановить, что вы скажите? (Стой!)
Кто помог приказать? (звук Й)
Если нужно что-то помыть, постирать, спеть, построить, спеть, решить, подумать.
Так понравилось звуку Й, что решил он вас поиграть. Согласны?
Приготовил он для вас задания, а где они находятся, могут отыскать только очень опытные сыщики.
Выбирается водящий, который движется по указанию воспитателя. (Сделай 5 шагов прямо, поверни налево, сделай 3 шага, поверни направо, сделай 2шага)
Находит пронумерованные конверты (1, 2, 3, ………)
Вскрывают конверт №1
Я буду бросать мяч и называть множество предметов, а вы возвращаете мне мяч и называете один предмет.
(змеи – змей, трамваи - трамвай, сараи-сарай, лентяи- лентяй, муравьи- муравей, попугаи –попугай……)
Интересно, какое задание в следующем конверте? Какой номер нужно вскрыть? (№2)
Здесь находится картинка? (маки)
Если вставить в середину слова маки звук Й, оно превратится в слово? (маЙки)
- ре…ка?, ко…ка?, стро…ка?, ле…ка?, ла…ка?, мо...ка, со…ка?, ча…ка?, га…ка?
Открой следующий конверт Дарина №3
Для выполнения этого задания вам необходимо присесть за столы, потому что здесь находятся звуковые линеечки, вам нужно определить на каком месте линеечки находится мягкий согласный звук Й в слове Йод, ГаЙка, чаЙ?(в начале слова, в середине, в конце).
4.Какой конверт откроешь, Вика? Что там?
(картинка с изображением майки)
Я медленно произнесу слово, а вы определите сколько в этом слове звуков (м а й к а)? (5)
Какой первый? (Звук М), какую фишку нужно поставить? (синюю, потому что звук «М» твёрдый согласный звук), аналогично разбирается каждый звук.
Сколько в слове МАЙКА гласных звуков? (2, А,)
Сколько твёрдых согласных? (2, М,К).
Сколько мягких согласных? (1,Й), на каком месте в слове находится мягкий согласный? (на 3)
Сколько слогов в слове майка? (2)
На какой слог падает ударение?
5.Следующее задание (конверт №5)
Игра «Радисты». Встаньте. Если услышите звук Й в слове, хлопните в ладоши, если этого звука нет, хлопать нельзя. Будьте внимательны.
Лиса, лайка, игрок, лицо, змей, чай, хоккей, имя, шайба, машина, чайка).
6. Ох и трудное же задание в конверте №6.
Вам нужно за 1 минуту зачеркнуть все буквы И краткого. Время пошло (по окончании времени детям предлагается отложить листочки для проверки судьями).
7.Следующая игра «Солнышко».
Выглянуло солнышко, светит, а не греет, потому что потеряло свои лучики, вам, ребята, предстоит, взять полоску бумаги, придумать слово со звуком Й, тем, кто сам не может, попросить наших гостей помочь напечатать это слово и приложить лучик к краям круга. Вот какое жаркое, лучистое получилось солнышко. Назовите свои слова.
3.Понравились вам игры со звуком Й? Какое из заданий показалось трудным? Хотели бы вы узнать о таинственных приключениях этого звука. Я вам расскажу на следующем занятии.
Вы большие молодцы, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...