Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Горяинова Ирина Борисовна

Тема занятия: «Звуки{Ч} {Ц} и буквы «Ч», «Х».

Цели:

1.Познакомить со звуками {Ч} {Ц} и буквами «Ч», «Х»

 2.Учить выделять звуки {Ч} {Ц} в словах

3.Развивать фонематический слух, учить детей правильно произносить звуки {Ч} {Ц}, отличать их от других звуков.

4. Обогащать словарный запас новыми словами, развивать у детей связную речь, побуждая отвечать на вопросы полным ответом

5. Развивать наблюдательность, логическое мышление

6. Демонстрационный материал: картинки с изображением цыпленка, ножниц, охотника, воробья, белки, зайца, дятла, мыши, карточки с буквами «Ц», «Ч»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obchuchenie_gramote.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема занятия: «Звуки{Ч} {Ц} и буквы «Ч», «Х».

Цели:

1.Познакомить со звуками {Ч} {Ц} и буквами «Ч», «Х»

 2.Учить выделять звуки {Ч} {Ц} в словах

3.Развивать фонематический слух, учить детей правильно произносить звуки {Ч} {Ц}, отличать их от других звуков.

4. Обогащать словарный запас новыми словами, развивать у детей связную речь, побуждая отвечать на вопросы полным ответом

5. Развивать наблюдательность, логическое мышление

6. Демонстрационный материал: картинки с изображением цыпленка, ножниц, охотника, воробья, белки, зайца, дятла, мыши, карточки с буквами «Ц», «Ч»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вижу, у вас сегодня замечательное настроение! Предположу, что это от чудесной погоды. Какая она сегодня?

Ответы детей

На улице тепло, светит солнце, дует легкий ветерок.

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Ответы детей.

Сейчас идет весна, наступила весна, пришла весна.

Воспитатель: Правильно, весна. Второй месяц весны – апрель. Становится тепло, солнышко пригревает все больше и больше, согревает землю, теплый дождь наполняет ее водой и вот-вот появятся первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Почему их так называют?

Ответы детей.

Эти цветы зацветают первыми.

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами превратились в эти красивые первоцветы.

Введение в игровую ситуацию с элементами физкультминутки:

Воспитатель: Первоцветы всегда радуются солнышку. Встанем, поднимем руки вверх и потянемся высоко-высоко к солнцу. Голову, руки, тянем вверх, чтобы вырасти большими. Вернулись в исходной положение. Спрятались первоцветы: голову опускаем, глаза закрываем руками. Вдруг подул теплый, приятный, весенний ветерок. Поднимаем руки, первоцветы закачались: влево, вправо, влево, вправо, влево - вправо. Исходное положение. Садимся красиво, спины держим прямо. Мы снова в ребяток превратились. Что за чудо? Качая первоцветы, ветер принес нам чудесную коробочку. Откроем ее. Что в ней?

Ответы детей:

Картинки.

Кто изображен на этой картинке?

Ответы детей:

На картинке нарисован цыпленок.

Какой он?

Ответы детей:

Воспитатель: Цыпленок желтый, маленький. Произнесем, как мы зовем цыпленка, а пальчиками обеих рук покажем, как его кормим: «цып -цып-цып», «цып -цып-цып», «цып -цып-цып».Ребята, какой звук слышим и произносим в начале слова «цып»?

Ответы детей:

В начале слова слышим звук «ц».

Воспитатель: Его записывают буквой «Ц». (Воспитатель выставляет карточку с буквой «Ц»). Посмотрите, из скольких палочек состоит эта буква?

Ответы детей:

Из трех.

Воспитатель: Как они расположены?

Две вертикальные, внизу они соединены горизонтальной палочкой. Горизонтальная немного свисает «хвостиком».

Воспитатель достает вторую картинку. На этой картинке что изображено?

Ответы детей:

На картинке изображены ножницы.

Воспитатель: Давайте покажем указательным и средним пальцами, как они режут и произнесем слово, какое всегда слышится при этом: «Чик-чик», «чик-чик», «чик-чик». Ребята, какой звук слышим и произносим в начале слова «чик»?

Ответы детей:

В начале слова произносим звук «Ч».

Воспитатель: Его записывают буквой «Ч». (Воспитатель выставляет карточку с буквой «Ч»).

Ответы детей:

На цифру 4.

Воспитатель: «Рядом с палочкой крючок, с длинной ручкой червячок!» Из каких деталей состоит буква Ч?

Ответы детей:

Буква «Ч» состоит из вертикальной палочки и крючка.

Воспитатель: Правильно. Ребята, слово «чик» начинается на звук «ч», а слово «цып» - на звук…

Ответы детей:

«Ц».

Воспитатель: Эти звуки научимся произносить и различать. Для этого потренируем наши губы и язык: сделаем артикуляционную гимнастику. «Тянем губки прямо к ушкам, улыбаемся друг дружке» (3 раза).

«Подражаю я слону: губки хоботом тяну» (3 раза).

Воспитатель: Теперь поиграем: я буду произносить предложения, а вы повторяйте за мной только последний слог последнего слова.

Воспитатель: На лугу овца.

Дети: ца-ца-ца.

Воспитатель: Флаг из кумача.

Дети:

Ча-ча-ча.

Воспитатель: Стало горячо.

Дети:

Чо-чо-чо

Воспитатель: Выросли огурцы.

Дети: Цы-цы-цы.

Воспитатель: Достаю ключи.

Дети: чи-чи-чи

Воспитатель: Румянец на лице.

Дети: це-це-це

Воспитатель: Гулять хочу.

Дети: чу-чу-чу

(Повторить 2 раза)

Воспитатель: А теперь поиграем, а заодно проверим, запомнили вы звуки и сможете их услышать и выделить в слове? Я буду произносить слова, а вы если услышите в слове звук Ц, то поднимает е руку. Если Ч – то качаете рукой влево -вправо, влево -вправо. Чашка, цапля, очки, огурец, скрипач, скворец, одуванчик, бабочка.

Физминутка.

Видишь, бабочка летает (показывают руками как летает бабочка).

На лугу цветы считает:

1, 2, 3,4,5 (Считают указательным пальцем).

Ох, считать, не сосчитать (обхватили руками голову и покачали головой).

6, 7,8, 9,10 (Считают указательным пальцем).

Даже мудрая пчела сосчитать не смогла (качают головой и указательным пальцем).

Воспитатель: Поиграем в игру «Большое и маленькое», например, я говорю «слон» большой, а маленький «слоник». Заяц, лиса, блюдце, кольцо, яйцо, палец, крыльцо, пуговица, огурец, страница, птенец. Обращает внимание детей, что в названных детьми словах появляется звук Ч.

Воспитатель: Ребята, оказывается, в нашей коробочке лежит еще одна картинка, а что на ней изображено, вы догадаетесь, когда я вам прочту стихотворение Джеймса Ривза "Шумный Ба-бах". Послушайте и скажите, кто такой Ба-бах?

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну вбежал Цок-Цок,

В чащу кинулся Прыг-скок...

Чик-чиришка в листья — порх!

Шебуршонок в норку — шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах

В очень громких сапогах.

Воспитатель: Кто может бабахать в лесу? Из чего бабахать?

Ответы детей:

Охотник

Воспитатель показывает картинку с изображением охотника.

Воспитатель: Кто может стучать: Тук-тук в лесу?

Ответы детей:

Дятел.

Воспитатель: Кто на сосну вбежал Цок-Цок?

Ответы детей:

Белка.

Воспитатель: Кто кинулся в чащу:Прыг-скок?

Ответы детей:

Заяц.

Воспитатель: Кто такой чик-чиришка?

Ответы детей:

Воробей.

Кто такой шебуршонок?

Ответы детей:

Мышка.

Воспитатель: Назовите слова, в которых вы услышали звуки Ч, Ц.

Ответы детей:

Цок-цок, Чик-чиришка, чаща.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили звуки!

Список литературы:

1.Е. Н. Лункина. Подготовка детей к школе. Программа и методические рекомендации, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015.

2.Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет, Мозаика-Синтез, 2010.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». . –– М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....