Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Тема занятия: «Звуки{Ч} {Ц} и буквы «Ч», «Х».
Цели:
1.Познакомить со звуками {Ч} {Ц} и буквами «Ч», «Х»
2.Учить выделять звуки {Ч} {Ц} в словах
3.Развивать фонематический слух, учить детей правильно произносить звуки {Ч} {Ц}, отличать их от других звуков.
4. Обогащать словарный запас новыми словами, развивать у детей связную речь, побуждая отвечать на вопросы полным ответом
5. Развивать наблюдательность, логическое мышление
6. Демонстрационный материал: картинки с изображением цыпленка, ножниц, охотника, воробья, белки, зайца, дятла, мыши, карточки с буквами «Ц», «Ч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obchuchenie_gramote.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема занятия: «Звуки{Ч} {Ц} и буквы «Ч», «Х».
Цели:
1.Познакомить со звуками {Ч} {Ц} и буквами «Ч», «Х»
2.Учить выделять звуки {Ч} {Ц} в словах
3.Развивать фонематический слух, учить детей правильно произносить звуки {Ч} {Ц}, отличать их от других звуков.
4. Обогащать словарный запас новыми словами, развивать у детей связную речь, побуждая отвечать на вопросы полным ответом
5. Развивать наблюдательность, логическое мышление
6. Демонстрационный материал: картинки с изображением цыпленка, ножниц, охотника, воробья, белки, зайца, дятла, мыши, карточки с буквами «Ц», «Ч»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вижу, у вас сегодня замечательное настроение! Предположу, что это от чудесной погоды. Какая она сегодня?
Ответы детей
На улице тепло, светит солнце, дует легкий ветерок.
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Ответы детей.
Сейчас идет весна, наступила весна, пришла весна.
Воспитатель: Правильно, весна. Второй месяц весны – апрель. Становится тепло, солнышко пригревает все больше и больше, согревает землю, теплый дождь наполняет ее водой и вот-вот появятся первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Почему их так называют?
Ответы детей.
Эти цветы зацветают первыми.
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами превратились в эти красивые первоцветы.
Введение в игровую ситуацию с элементами физкультминутки:
Воспитатель: Первоцветы всегда радуются солнышку. Встанем, поднимем руки вверх и потянемся высоко-высоко к солнцу. Голову, руки, тянем вверх, чтобы вырасти большими. Вернулись в исходной положение. Спрятались первоцветы: голову опускаем, глаза закрываем руками. Вдруг подул теплый, приятный, весенний ветерок. Поднимаем руки, первоцветы закачались: влево, вправо, влево, вправо, влево - вправо. Исходное положение. Садимся красиво, спины держим прямо. Мы снова в ребяток превратились. Что за чудо? Качая первоцветы, ветер принес нам чудесную коробочку. Откроем ее. Что в ней?
Ответы детей:
Картинки.
Кто изображен на этой картинке?
Ответы детей:
На картинке нарисован цыпленок.
Какой он?
Ответы детей:
Воспитатель: Цыпленок желтый, маленький. Произнесем, как мы зовем цыпленка, а пальчиками обеих рук покажем, как его кормим: «цып -цып-цып», «цып -цып-цып», «цып -цып-цып».Ребята, какой звук слышим и произносим в начале слова «цып»?
Ответы детей:
В начале слова слышим звук «ц».
Воспитатель: Его записывают буквой «Ц». (Воспитатель выставляет карточку с буквой «Ц»). Посмотрите, из скольких палочек состоит эта буква?
Ответы детей:
Из трех.
Воспитатель: Как они расположены?
Две вертикальные, внизу они соединены горизонтальной палочкой. Горизонтальная немного свисает «хвостиком».
Воспитатель достает вторую картинку. На этой картинке что изображено?
Ответы детей:
На картинке изображены ножницы.
Воспитатель: Давайте покажем указательным и средним пальцами, как они режут и произнесем слово, какое всегда слышится при этом: «Чик-чик», «чик-чик», «чик-чик». Ребята, какой звук слышим и произносим в начале слова «чик»?
Ответы детей:
В начале слова произносим звук «Ч».
Воспитатель: Его записывают буквой «Ч». (Воспитатель выставляет карточку с буквой «Ч»).
Ответы детей:
На цифру 4.
Воспитатель: «Рядом с палочкой крючок, с длинной ручкой червячок!» Из каких деталей состоит буква Ч?
Ответы детей:
Буква «Ч» состоит из вертикальной палочки и крючка.
Воспитатель: Правильно. Ребята, слово «чик» начинается на звук «ч», а слово «цып» - на звук…
Ответы детей:
«Ц».
Воспитатель: Эти звуки научимся произносить и различать. Для этого потренируем наши губы и язык: сделаем артикуляционную гимнастику. «Тянем губки прямо к ушкам, улыбаемся друг дружке» (3 раза).
«Подражаю я слону: губки хоботом тяну» (3 раза).
Воспитатель: Теперь поиграем: я буду произносить предложения, а вы повторяйте за мной только последний слог последнего слова.
Воспитатель: На лугу овца.
Дети: ца-ца-ца.
Воспитатель: Флаг из кумача.
Дети:
Ча-ча-ча.
Воспитатель: Стало горячо.
Дети:
Чо-чо-чо
Воспитатель: Выросли огурцы.
Дети: Цы-цы-цы.
Воспитатель: Достаю ключи.
Дети: чи-чи-чи
Воспитатель: Румянец на лице.
Дети: це-це-це
Воспитатель: Гулять хочу.
Дети: чу-чу-чу
(Повторить 2 раза)
Воспитатель: А теперь поиграем, а заодно проверим, запомнили вы звуки и сможете их услышать и выделить в слове? Я буду произносить слова, а вы если услышите в слове звук Ц, то поднимает е руку. Если Ч – то качаете рукой влево -вправо, влево -вправо. Чашка, цапля, очки, огурец, скрипач, скворец, одуванчик, бабочка.
Физминутка.
Видишь, бабочка летает (показывают руками как летает бабочка).
На лугу цветы считает:
1, 2, 3,4,5 (Считают указательным пальцем).
Ох, считать, не сосчитать (обхватили руками голову и покачали головой).
6, 7,8, 9,10 (Считают указательным пальцем).
Даже мудрая пчела сосчитать не смогла (качают головой и указательным пальцем).
Воспитатель: Поиграем в игру «Большое и маленькое», например, я говорю «слон» большой, а маленький «слоник». Заяц, лиса, блюдце, кольцо, яйцо, палец, крыльцо, пуговица, огурец, страница, птенец. Обращает внимание детей, что в названных детьми словах появляется звук Ч.
Воспитатель: Ребята, оказывается, в нашей коробочке лежит еще одна картинка, а что на ней изображено, вы догадаетесь, когда я вам прочту стихотворение Джеймса Ривза "Шумный Ба-бах". Послушайте и скажите, кто такой Ба-бах?
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну вбежал Цок-Цок,
В чащу кинулся Прыг-скок...
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.
Воспитатель: Кто может бабахать в лесу? Из чего бабахать?
Ответы детей:
Охотник
Воспитатель показывает картинку с изображением охотника.
Воспитатель: Кто может стучать: Тук-тук в лесу?
Ответы детей:
Дятел.
Воспитатель: Кто на сосну вбежал Цок-Цок?
Ответы детей:
Белка.
Воспитатель: Кто кинулся в чащу:Прыг-скок?
Ответы детей:
Заяц.
Воспитатель: Кто такой чик-чиришка?
Ответы детей:
Воробей.
Кто такой шебуршонок?
Ответы детей:
Мышка.
Воспитатель: Назовите слова, в которых вы услышали звуки Ч, Ц.
Ответы детей:
Цок-цок, Чик-чиришка, чаща.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили звуки!
Список литературы:
1.Е. Н. Лункина. Подготовка детей к школе. Программа и методические рекомендации, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015.
2.Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет, Мозаика-Синтез, 2010.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». . –– М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
- Мне нравится (1)