Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Проделки Буквоеда»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Щербинская

Знакомство детей с согласными звуками Т, Ть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_obucheniyu_gramote_shcherbinskaya_e._a._1.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

«Проделки Буквоеда»

для детей подготовительной группы

  Щербинская Елена Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Цель: создание условий для знакомства детей с согласными звуками Т, Ть.

Задачи:

  • продолжать формировать умение определять место звука Т в словах, находить слова с этим звуком, выполнять звуковой анализ слова, соотносить его  с заданной схемой, дифференцировать звуки Т, Ть по твердости-мягкости;
  • закрепить графическое изображение звука Т;
  • развивать умение различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
  • способствовать развитию умения анализировать, фонематического слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики рук, совершенствованию диалогической формы речи;
  •  поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарищей;
  • Создать условия для воспитания умения взаимодействовать друг с другом.

Материалы и оборудование: крупный конструктор Lego, компьютер,  флешка с видеозаписями, мольберт, сундучок, кляксы с заданиями, карточки с изображением телефона, моста, стола, торта, каши, схема слова торт из деталей конструктора, игрушки: мяч, телефон, тигрёнок, трактор, танк, собачка, схема буквы Т из Lego.

Ход образовательной деятельности:

          Организационный момент:

Дети сидят за столом, играют с конструктором Lego. Воспитатель стоит рядом, наблюдает за процессом. С компьютера доносится сигнал. Педагог обращает внимание ребят на видеописьмо.

Воспитатель: Дети, нам пришло видеописьмо от наших друзей – лего-человечков.

           Мотивация детей к деятельности:

Воспитатель загружает видео, на экране появляются роботы из конструктора Lego: «Друзья, у нас случилась беда. В нашу лего-азбуку пробрался злодей Буквоед, и заколдовал букву…» Сигнал пропадает.

Воспитатель: Сигнал пропал. Наши друзья не успели нам всего рассказать. Что же все-таки у них случилось? Как узнать, о какой букве шла речь, и какая им нужна помощь?

Дети: Необходимо отправиться к ним.

Воспитатель: Подумайте, на чём мы сможем до них добраться?

Дети предлагают свои варианты ответа. Выбор останавливают на ракете.

Воспитатель: А почему вы выбрали ракету?

Дети: В космос можно отправиться только на ракете.

Воспитатель: Из чего вы сделаете ракету?

Дети: Из Lego-конструктора.

Воспитатель: Поддерживаю ваше предложение. Но, ребята, я знаю один секрет – ракета отправиться в полет, если вы построите ее по определённой звуковой  схеме. Она будет состоять из деталей красного и синего цвета. Напомните мне, пожалуйста, - какой звук обозначают красные кирпичики? А синие? Согласна. Так как в ракету помещается всего 2 космонавта, вы будете работать в парах.

 Дидактическое упражнение «Звуковая ракета»

Материал: детали конструктора красного и синего цвета.

Описание: воспитатель называет ряд разных согласных твердых и гласных звуков, дети выкладывают детали в виде ракеты.

По завершении упражнения проводится взаимопроверка построек.

Воспитатель: Все готово, пора отправляться в полет.

Физминутка «Полёт»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете

(потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись,

(подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)

Звучит космическая музыка. На экране появляется заставка -  ракеты ребят приближаются к Лего - планете. На следующем кадре снова появляются роботы. Друзья приветствуют друг друга.

        Постановка детьми цели предстоящей деятельности:

Воспитатель: Рассказывайте, что  у вас случилось. Пропал сигнал, и мы не узнали, что натворил Буквоед.

Голос лего – человечков: «Злодей заколдовал букву Т, сделал её невидимой. Чтобы вернуть ее на место, необходимо пойти на условия злодея. Свою силу он хранит в кляксах-заданиях, выполнив которые мы сможем вернуть детали, спрятанные в волшебный сундучок, и сложить букву.

Воспитатель: Ребята, вы готовы победить волшебство Буквоеда?  

Дети: Да.

Воспитатель: Что нам поможет в этом?

Дети: Наши знания.

Воспитатель: Какие знания нам сегодня пригодятся?

Дети: О звуках, обозначающих букву Т.

Воспитатель: Какие это звуки?

Дети: Т, Ть.

Воспитатель: Они гласные или согласные?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Как определили?

Дети: При произнесении звуков, язык встречает преграду.

Воспитатель: Не сомневаюсь, что у нас все получится. Давайте не будем терять время, и выполним задания злого волшебника.

          Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности:

Воспитатель берёт первую кляксу с сундучка.

Воспитатель: Буквоед спрятал звуки Т, Ть в слова, обозначающие предметы на картинке. Если мы их найдём, то клякса исчезнет.

1 клякса: словесное упражнение «Определи место звука в слове»

Материал: карточки с изображением телефона, стола, моста, торта.

Описание: Воспитатель показывает картинку, дети проговаривают слово-название и определяют место звуков Т, Ть в слове. Затем выбирают маленький кирпичик в соответствии с заданным звуком и прикрепляют его на то место, где слышатся звуки.

По завершении упражнения проводится взаимопроверка.

Воспитатель: У злодея есть любимое лакомство, его название он то же заколдовал. (Воспитатель показывает детям звуковую схему слова из деталей конструктора). Чтобы сила колдуна стала слабее, необходимо узнать, что он любит.

2 клякса: дидактическая игра «Сыщики»

Материал: карточки  с изображением торта, каши, звуковая схема слова ТОРТ из деталей конструктора.

Описание: дети проводят звуковой анализ слов и подбирают подходящую картинку.

Воспитатель обращает внимание на последнюю кляксу, на которой нарисован подарок.

Воспитатель: Ребята, что же это может значить?

Дети высказывают предположения.

Голос лего – человечков «Буквоед, когда уходил,  сказал, что навел беспорядок в нашей лего-азбуке, потому что ему никто не уделает внимания и не дарит подарки».

Воспитатель: Предлагаю задобрить волшебника, чтобы его покинули злые чары, и  он никогда не совершал плохих поступков. Что мы ему можем подарить?

Дети предлагают свои варианты, воспитатель подводит их к тому, что ему можно подарить игрушки детей, так как у них их много.

         Самостоятельная работа детей по апробации средств деятельности:

3 клякса: словесно-дидактическая игра «Подарки для Буквоеда»

Материал: игрушки, названия которых начинаются на звуки Т, Ть (телефон, танк, трактор, тигр)

Описание: дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа выбирает игрушки, начинающиеся на звук Т, другая – Ть.

По завершении упражнения проводится взаимопроверка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все кляксы исчезли. Что это значит?

Дети: Мы победили зло Буквоеда и расколдовали сундучок.

Воспитатель: А зачем мы это делали?

Дети: Чтобы вернуть букву Т в лего-азбуку.

Воспитатель: Давайте не будем терять время и откроем сундучок.

Воспитатель достает из сундучка детали и схему постройки.

Конструирование буквы Т.

          Рефлексия:

Воспитатель: Я рада, что у нас все получилось. На этом наше путешествие подошло к концу. Поделитесь впечатлениями:

- трудно ли вам было помогать нашим друзьям?

- что было интересного сегодня?

- какие трудности вы испытывали?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Как вы оцениваете свои старания?

Воспитатель предлагает детям оценить свою деятельность при помощи деталей Lego: ребенок берёт зелёную деталь, если он не испытывал трудностей, синюю – сомневался, ему встречались трудности, но он старался их преодолеть, красную – было трудно и не мог справиться с заданиями.

Воспитатель: Дети, вы доставили мне удовольствие своими знаниями и стараниями, но мы совсем забыли про лего-друзей. Они давно хотят нам что-то сказать.

На экране появляются лего-человечки и Буквоед.

Голос лего-человечков: «Спасибо вам, друзья, за помощь. Надеемся Буквоед больше никогда не будет совершать плохих поступков».

Голос Буквоеда: «Обещаю, что впредь не буду обижать буквы и стану добрым, как вы, ребята. А за это у меня  для вас подарок, его вы найдете в сундучке».

Воспитатель: Спасибо, Буквоед! А нам пора возвращаться. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: «1, 2, 3 обернись, в своей группе очутись!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Игра «Доктор Айболит»

Формирование представлений о знаках препинания в конце предложения, развитие умения правильно определять интонацию предложения....

Конспект образовательной деятельности по обучению ПДД с использованием ИКТ

образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию навыков безопасного повдения на дороге...

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте "В гости к царице Грамматике"

Тема: «В гости к царице Грамматике»Цель:  закреплять и расширять знания детей  о грамотной и красивой речи.Задачи:-  Продолжать формировать  умение составлять целое слово из слогов...