Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Проделки Буквоеда»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Знакомство детей с согласными звуками Т, Ть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_obucheniyu_gramote_shcherbinskaya_e._a._1.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте
«Проделки Буквоеда»
для детей подготовительной группы
Щербинская Елена Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»
Цель: создание условий для знакомства детей с согласными звуками Т, Ть.
Задачи:
- продолжать формировать умение определять место звука Т в словах, находить слова с этим звуком, выполнять звуковой анализ слова, соотносить его с заданной схемой, дифференцировать звуки Т, Ть по твердости-мягкости;
- закрепить графическое изображение звука Т;
- развивать умение различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
- способствовать развитию умения анализировать, фонематического слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики рук, совершенствованию диалогической формы речи;
- поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарищей;
- Создать условия для воспитания умения взаимодействовать друг с другом.
Материалы и оборудование: крупный конструктор Lego, компьютер, флешка с видеозаписями, мольберт, сундучок, кляксы с заданиями, карточки с изображением телефона, моста, стола, торта, каши, схема слова торт из деталей конструктора, игрушки: мяч, телефон, тигрёнок, трактор, танк, собачка, схема буквы Т из Lego.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Дети сидят за столом, играют с конструктором Lego. Воспитатель стоит рядом, наблюдает за процессом. С компьютера доносится сигнал. Педагог обращает внимание ребят на видеописьмо.
Воспитатель: Дети, нам пришло видеописьмо от наших друзей – лего-человечков.
Мотивация детей к деятельности:
Воспитатель загружает видео, на экране появляются роботы из конструктора Lego: «Друзья, у нас случилась беда. В нашу лего-азбуку пробрался злодей Буквоед, и заколдовал букву…» Сигнал пропадает.
Воспитатель: Сигнал пропал. Наши друзья не успели нам всего рассказать. Что же все-таки у них случилось? Как узнать, о какой букве шла речь, и какая им нужна помощь?
Дети: Необходимо отправиться к ним.
Воспитатель: Подумайте, на чём мы сможем до них добраться?
Дети предлагают свои варианты ответа. Выбор останавливают на ракете.
Воспитатель: А почему вы выбрали ракету?
Дети: В космос можно отправиться только на ракете.
Воспитатель: Из чего вы сделаете ракету?
Дети: Из Lego-конструктора.
Воспитатель: Поддерживаю ваше предложение. Но, ребята, я знаю один секрет – ракета отправиться в полет, если вы построите ее по определённой звуковой схеме. Она будет состоять из деталей красного и синего цвета. Напомните мне, пожалуйста, - какой звук обозначают красные кирпичики? А синие? Согласна. Так как в ракету помещается всего 2 космонавта, вы будете работать в парах.
Дидактическое упражнение «Звуковая ракета»
Материал: детали конструктора красного и синего цвета.
Описание: воспитатель называет ряд разных согласных твердых и гласных звуков, дети выкладывают детали в виде ракеты.
По завершении упражнения проводится взаимопроверка построек.
Воспитатель: Все готово, пора отправляться в полет.
Физминутка «Полёт»
А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)
Улетаем на ракете
(потянуться, подняв руки над головой)
На носки поднимись,
(подняться на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз (опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться)
Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)
Звучит космическая музыка. На экране появляется заставка - ракеты ребят приближаются к Лего - планете. На следующем кадре снова появляются роботы. Друзья приветствуют друг друга.
Постановка детьми цели предстоящей деятельности:
Воспитатель: Рассказывайте, что у вас случилось. Пропал сигнал, и мы не узнали, что натворил Буквоед.
Голос лего – человечков: «Злодей заколдовал букву Т, сделал её невидимой. Чтобы вернуть ее на место, необходимо пойти на условия злодея. Свою силу он хранит в кляксах-заданиях, выполнив которые мы сможем вернуть детали, спрятанные в волшебный сундучок, и сложить букву.
Воспитатель: Ребята, вы готовы победить волшебство Буквоеда?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нам поможет в этом?
Дети: Наши знания.
Воспитатель: Какие знания нам сегодня пригодятся?
Дети: О звуках, обозначающих букву Т.
Воспитатель: Какие это звуки?
Дети: Т, Ть.
Воспитатель: Они гласные или согласные?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Как определили?
Дети: При произнесении звуков, язык встречает преграду.
Воспитатель: Не сомневаюсь, что у нас все получится. Давайте не будем терять время, и выполним задания злого волшебника.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности:
Воспитатель берёт первую кляксу с сундучка.
Воспитатель: Буквоед спрятал звуки Т, Ть в слова, обозначающие предметы на картинке. Если мы их найдём, то клякса исчезнет.
1 клякса: словесное упражнение «Определи место звука в слове»
Материал: карточки с изображением телефона, стола, моста, торта.
Описание: Воспитатель показывает картинку, дети проговаривают слово-название и определяют место звуков Т, Ть в слове. Затем выбирают маленький кирпичик в соответствии с заданным звуком и прикрепляют его на то место, где слышатся звуки.
По завершении упражнения проводится взаимопроверка.
Воспитатель: У злодея есть любимое лакомство, его название он то же заколдовал. (Воспитатель показывает детям звуковую схему слова из деталей конструктора). Чтобы сила колдуна стала слабее, необходимо узнать, что он любит.
2 клякса: дидактическая игра «Сыщики»
Материал: карточки с изображением торта, каши, звуковая схема слова ТОРТ из деталей конструктора.
Описание: дети проводят звуковой анализ слов и подбирают подходящую картинку.
Воспитатель обращает внимание на последнюю кляксу, на которой нарисован подарок.
Воспитатель: Ребята, что же это может значить?
Дети высказывают предположения.
Голос лего – человечков «Буквоед, когда уходил, сказал, что навел беспорядок в нашей лего-азбуке, потому что ему никто не уделает внимания и не дарит подарки».
Воспитатель: Предлагаю задобрить волшебника, чтобы его покинули злые чары, и он никогда не совершал плохих поступков. Что мы ему можем подарить?
Дети предлагают свои варианты, воспитатель подводит их к тому, что ему можно подарить игрушки детей, так как у них их много.
Самостоятельная работа детей по апробации средств деятельности:
3 клякса: словесно-дидактическая игра «Подарки для Буквоеда»
Материал: игрушки, названия которых начинаются на звуки Т, Ть (телефон, танк, трактор, тигр)
Описание: дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа выбирает игрушки, начинающиеся на звук Т, другая – Ть.
По завершении упражнения проводится взаимопроверка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все кляксы исчезли. Что это значит?
Дети: Мы победили зло Буквоеда и расколдовали сундучок.
Воспитатель: А зачем мы это делали?
Дети: Чтобы вернуть букву Т в лего-азбуку.
Воспитатель: Давайте не будем терять время и откроем сундучок.
Воспитатель достает из сундучка детали и схему постройки.
Конструирование буквы Т.
Рефлексия:
Воспитатель: Я рада, что у нас все получилось. На этом наше путешествие подошло к концу. Поделитесь впечатлениями:
- трудно ли вам было помогать нашим друзьям?
- что было интересного сегодня?
- какие трудности вы испытывали?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Как вы оцениваете свои старания?
Воспитатель предлагает детям оценить свою деятельность при помощи деталей Lego: ребенок берёт зелёную деталь, если он не испытывал трудностей, синюю – сомневался, ему встречались трудности, но он старался их преодолеть, красную – было трудно и не мог справиться с заданиями.
Воспитатель: Дети, вы доставили мне удовольствие своими знаниями и стараниями, но мы совсем забыли про лего-друзей. Они давно хотят нам что-то сказать.
На экране появляются лего-человечки и Буквоед.
Голос лего-человечков: «Спасибо вам, друзья, за помощь. Надеемся Буквоед больше никогда не будет совершать плохих поступков».
Голос Буквоеда: «Обещаю, что впредь не буду обижать буквы и стану добрым, как вы, ребята. А за это у меня для вас подарок, его вы найдете в сундучке».
Воспитатель: Спасибо, Буквоед! А нам пора возвращаться. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: «1, 2, 3 обернись, в своей группе очутись!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Игра «Доктор Айболит»
Формирование представлений о знаках препинания в конце предложения, развитие умения правильно определять интонацию предложения....
Конспект образовательной деятельности по обучению ПДД с использованием ИКТ
образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию навыков безопасного повдения на дороге...
конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"
Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Дифференциация З-Ж."
Для детей подготовительной к школе группы....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте "В гости к царице Грамматике"
Тема: «В гости к царице Грамматике»Цель: закреплять и расширять знания детей о грамотной и красивой речи.Задачи:- Продолжать формировать умение составлять целое слово из слогов...