Игра "УЧИМ БУКВЫ"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Нашла очень интересныйконспект у своей коллеги, хочу поделиться им с вами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_uchim_bukvy.docx | 91.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).
Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я.
Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в слове ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА).. А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК ), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О (МЁД или ЛЁД).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами.
Поэтому, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Успехов Вам и Вашим детям!
Игры с буквами для дошколят
Сложи камешки или веселые макароны.
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков или макарон.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине) или макароны.
Как играть?
Выкладываете буквы из камешков или макарон, когда учите ребенка новой букве.
Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков, макарон. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера , а если вы выбрали макароны, то лучше взять перья- тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков( макарон) у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, а макароны разной формы, то воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву О вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие макароны/камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из макарон/камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.
Вариант:
Эта игра прекрасно подходит для полезного времяпровождения когда мама очень занята на кухне- с макаронами, а также на улице - на детской площадке, на берегу реки или моря- с камушками
Пластилиновый конструктор
Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.
Как играть?
Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.
Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.
Варианты:
Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов. Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву.
Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.
Можно использовать диск « Пластилиновая азбука» Железновых.
Волшебные палочки
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: счетные палочки.
Как играть?
Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.
Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя "волшебниками". Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.
В следующий раз из фигуры "Дверь" предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.
Волшебные превращения могут происходить и с еще одной фигурой, она напоминает окно.
Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы: букву Ф (если убрать 4 палочки), букву Ю (если убрать 3 палочки), букву Ш (если убрать 4 палочки).
Варианты:
Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из "волшебных" палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь сделать букву В; из буквы В сделать букву Р; из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф сделать Я.
Умные кубики
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из кубиков, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: кубики.
Как играть?
Для игры подойдут любые кубики одинакового размера - как без рисунка,так и с рисунками (в том числе от игр типа "Составь картинку"). Самый простой способ - выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Конечно, так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И.
Вариант:
Когда ребенок потренируется в выкладывании букв из кубиков, можно предлагать ему преобразовывать сложенные из кубиков буквы. Интересно будет сделать из буквы Т букву Г, убрав лишний кубик, передвинуть один кубик в букве Н так, чтобы получилась буква П, "превращать" Е в Ё, а Щ в Ш или Ц.
Веревочные буковки
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из веревочек, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.
Как играть?
Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами - новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил. На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть малыш нанесет клей по контуру - "напишет клеем" букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.
Предложите ребенку ощупать необычную букву, "запомнить ее руками".
Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.
Вариант:
Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.
Соленые (песочные) буквы
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: набор картона синего и красного цветов , а можно и разноцветного (кроме белого для соли, так как будет плохо видно), поваренная соль крупного помола ( сухой речной песок), клей ПВА, кисточка для клея, простой карандаш, ножницы, платок или шарфик.
Как играть?
Изготовить необходимые атрибуты для игры вы можете сами или вместе с ребенком. Сначала необходимо определить удобный для вашего ребенка размер карточек. Для этого приложите ладонь ребенка к листу картона и обведите карандашом, измерьте ширину и высоту получившегося изображения - это будут соответственно ширина и высота игровых карточек. Изготовьте из картона карточки заданного размера. Их количество определите сами в зависимости от количества изучаемых вместе с ребенком букв.
На каждой карточке простым карандашом нарисуйте контуры выбранных букв. Весь контур с помощью кисточки густо намажьте клеем ПВА. Пока клей не высох, на поверхность карточки насыпьте слой соли(песка). Подождите, пока соль (песок) немного приклеится, а затем переверните карточку, ссыпая остатки соли(песка). Дайте буквам высохнуть.
Когда карточки будут готовы, предложите ребенку ощупать контуры букв ладошкой, провести по ним каждым пальчиком правой и левой руки, запомнить свои ощущения. Завяжите ребенку глаза платком или шарфом, пусть он попробует отгадывать буквы на ощупь.
Обязательно проследите за тем, чтобы малыш вымыл руки после игры, чтобы соль (песок) случайно не попала ему в глаза.
Впечатления, полученные при выполнении задания, весьма необычны. Ребенку, скорее всего, понравится запоминать буквы таким образом, и, вероятно, через некоторое время вы захотите изготовить и другие буквы.
Вариант:
Когда ребенок будет учиться читать, «соленые» или «песочные» буквы могут пригодиться снова. Используйте их для составления простых слов (из 3-4 букв) и "чтения" с завязанными глазами.
Таким же способом можно изготовить и цифры. Или для изготовления букв использовать бархатную бумагу, или самую мелкую наждачную бумагу, тогда буквы/цифры вам придется вырезать самостоятельно. Но мне кажется, что совместное дело гораздо полезнее и интереснее.
Экран с манкой
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: поднос для посуды яркого цвета, манная крупа. Можно конечно использовать песок (речной или декоративный), но использование манки более безопасно.
Как играть?
На поднос насыпьте манку слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы на манке пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь "неправильной" буквы.
На таком экране любому ребенку будет приятно учиться писать буквы: ведь стоит только потрясти немного поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!
Обратите внимание, если вы используете песок! Из гигиенических соображений перед использованием в игре песок желательно прокалить в духовом шкафу.
Вариант:
Вместо манки используйте крупы - гречку, рис, пшено, или их можно добавить к манке. Работа с разного рода сыпучими материалами развивает чувствительность пальцев рук, стимулирует речевое развитие.
Фантазеры, или на что похожа буква
Цель: запоминать буквы, развивать фантазию
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.
Как играть?
Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.
Ниже описаны некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.
А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б - барабан и палочки, кенгуру.
В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г - коса, семафор.
Д - домик, легковой автомобиль.
Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине.
Ж - жук, снежинка.
3 - змейка, птица в полете.
И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й - рядом дерево и гора, птица над ними.
К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л - развязались ленточки в косе.
М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н - носилки, кроватка.
О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П - качели, ворота.
Р - ромашка.
С - сушка, ухо слона.
Т - молоток.
У - уши зайца.
Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.
X - вертушка, акробат.
Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш - ежик.
Щ - щетка.
Ь - ключ.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ - поварешка.
Э - эхо.
Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Будет очень хорошо, если ваш ребенок увидит буквы и в других предметах окружающего мира или в образах животных и людей.
Если картинки к буквам нарисовать в альбоме, располагая их в алфавитном порядке, у вас получится уникальная детская азбука. Такой книгой вы сможете долго пользоваться сами, а потом передать ее "по наследству" младшему ребенку, друзьям малыша, оставить в группе дет.сада.
Альбомчик для букв
Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: фотоальбом для 36 фотографий 10х15 см, карточки из белого картона (10х15 см, 66 штук), цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, журналы/каталоги/ открытки/наклейки, ножницы, клей.
Как играть?
С помощью обычного фотоальбома, картинок из журналов и каталогов, из открыток и наклеек, вы можете изготовить полезное пособие для изучения букв вашим ребенком.
На карточках из белого картона с помощью цветных карандашей или фломастеров, акварели или гуаши напишите крупные и красивые буквы алфавита.
Вставьте эти карточки в фотоальбом, располагая их в развороте слева. Подберите картинки на буквы алфавита. Чем больше картинок вы подберете, тем ярче будет пособие и тем интереснее с ним будет заниматься вашему ребенку. На оставшиеся картонные карточки приклейте картинки, начинающиеся на одинаковые буквы. Вставьте карточки с предметными картинками соответственно в разворот фотоальбома справа. Альбомчик готов!
Ребенок, рассматривая картинки и буквы в альбомчике, будет ненавязчиво запоминать буквы. Такой альбомчик вы сможете взять с собой в дорогу или на прогулку, не боясь, что ребенок его испортит или запачкает - ведь буквы и картинки в нем защищены пленкой.
Волшебный мешочек
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.
Как играть?
Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный пакет.
В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).
Умные прятки
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки, скотч.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги большие объемные буквы или напишите их на альбомных листах цветными карандашами (фломастерами). Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них - не более 3 новых для ребенка.
Все буквы спрячьте где-нибудь в квартире (или в комнате) так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Спрятать буквы можно: за зеркало, под шкаф, за занавеску, в книжку, в ящик стола, на потолке, под подушкой, за абажуром и т. д. Для крепления букв используйте скотч или скрепки. Всю подготовительную работу проводите без ребенка.
Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки. Предложите найти буквы.
Ребенку будет интересно находить как знакомые, так и новые буквы. Если ребенок увидит знакомую ему букву, прежде, чем он ее достанет, попросите отгадать по видимой части, что это за буква. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в "специальных" местах. Например: букву X можно спрятать в холодильнике, букву 3 - за зеркалом, букву К - в ящике комода, букву Ц - в горшке с комнатным цветком, букву В - повесить на вешалку в прихожей и т. п.
Бабочки
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте "серединки" цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на "серединках", с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу"Превратите" ребенка в бабочку: прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок - "крылья". Говорите "бабочке", на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете "приземляться" вы.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать "серединки" и прикрепить их к прежним цветам.
Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой - имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы П, Н, И, Т, Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы В, Б, Р, Ы, 3, Я, Ф.
Вариант:
Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите" ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой вариант игры больше понравится мальчику.
Рыбалка
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: изображения рыбок (из лото или из детских журналов/силуэты, вырезанные из бумаги), скрепки, цветные карандаши или фломастеры, веревочка (длиной 30 см), магнит, линейка (длиной 20-30 см), скотч, обруч (синий платок/синий коврик/голубое одеяло), ведерко.
Как играть?
Перед началом игры необходимо изготовить удочку и "улов". Чтобы сделать удочку, к линейке привяжите веревочку, а на конец веревочки прикрепите магнитик (можно привязать его или приклеить скотчем). На рыбках напишите буквы, которые в настоящее время ваш ребенок запоминает. К каждой рыбке прикрепите "на нос" скрепку.
На пол положите обруч - это будет "озеро". Вместо обруча можете использовать большой платок, одеяло, коврик, синего или голубого цвета. "Запустите" рыбок в озеро - сложите всех рыбок в обруч. Теперь ваш ребенок, как "настоящий рыбак", может ловить рыбу в озере. Главное правило игры: только та рыбка считается пойманной, "название" которой (букву, прикрепленную на ней) ребенок сможет узнать. Весь улов рыбака складывается в ведерко.
Обратите внимание! Перед началом игры решите для себя, как для вашего ребенка полезнее перевернуть рыбок в озере - буквами вверх или буквами вниз. Если ребенок будет видеть, какие буквы написаны на рыбках, то, возможно, он специально не будет "ловить" рыбок с малознакомыми ему буквами. С другой стороны, если рыбки перевернуты буквами вверх, вы сможете сами говорить ребенку, какую рыбку ему поймать. В таком варианте игры ребенку нужно будет вспомнить, как выглядит названная вами буква, и после того как малыш поймает соответствующую рыбку, он только повторит название буквы, написанной на рыбке.
Буквы на спине
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.
Как играть?
Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.
Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам твердо выучить.
Вариант:
Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.
Зеркальные буквы
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: картон, ножницы, карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Подготовьте карточки одинакового размера (примерно 8х12 см) из расчета по 2 штуки на изученные ребенком буквы. На каждой карточке напишите по 1 букве. Буквы должны быть написаны в правильном и зеркальном ("задом наперед") изображении.
Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из "Азбуки" или "Букваря". Обязательно спрашивайте, как называется буква.
Упражнение поможет в дальнейшем избежать ошибок в написании букв.
Буква в окошке
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: белый и цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Подготовьте карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13х18 см. Цветных карточек может пригодиться 3-5 штук, а количество белых карточек определите, исходя из количества заучиваемых букв. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона вырежьте "окошки" разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки желательно вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.
Спрячьте за карточкой с окошком карточку с буквой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ребенок не увидел букву раньше времени. Покажите ребенку окошко с буквой. Попросите его узнать и назвать букву в окошке (по фрагменту).
Обратите внимание! Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком "вверх ногами").
Игра поможет хорошо запомнить графические образы букв, не путать буквы при дальнейшем обучении чтению.
Буквоед
Цель: запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага (альбом, блокнот, тетрадь, листы), цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите "испорченные" буквы (недописанные, с отсутствующими деталями). Расскажите ребенку, что эти буквы испортил вредный Буквоед и попросите ребенка восстановить (дописать/починить) их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.
Вы можете написать один из часто встречающихся элементов букв (вертикальную линию, горизонтальную линию, наклонную линию, круг, полукруг) и просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Например, правый полукруг встречается в буквах 3, Ф, Ы, В, Р, Э, Б, Ь, Ъ, левый полукруг есть в буквах Ф и Я, наклонная линия - составляющая букв И, Й, У, К, X, Ж, М, горизонтальная линия присутствует в буквах А, П, Н, Т, Г, Б, Э, Е, Ю, Ш, Щ, Ц, Д.
Такое упражнение развивает зрительное внимание, предупреждает ошибочное называние букв при чтении и неправильное написание букв при печатании. Предупредить эти ошибки очень важно, т. к. весь период дошкольного детства ваш ребенок будет писать именно с помощью печатных букв. Освоение "письменных" букв малыш начнет только в первом классе.
Варианты:
Попробуйте "загадать" буквы, в которых есть 2 одинаковых элемента. Например, две вертикальные линии. Такие линии - составляющие части букв Н, И, Й, Ы, М, П, Ц, Ш, Щ. Любая из перечисленных букв будет правильным ответом на загадку.
Можно проводить эту игру и на улице: писать буквы палочкой на песке или мелом на асфальте. Зимой протаптывайте буквы на снегу или пишите по снегу лопаткой.
Найди и зачеркни
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.
При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.
Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.
Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень подходят рекламные листовки или объявления в газетах - там представлены буквы не только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для подготовки таких заданий - печатание их на компьютере с использованием различных стилей и разных размеров букв.
Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например, работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1 минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности ребенка.
Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять инструкции.
Вариант:
Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки, предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения задания.
Буква растет
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5x20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги "посадите" (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так "буква растет". Предложите ему самому "вырастить" какую-нибудь букву.
Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: "А следующая буква чуть-чуть повыше", "Теперь еще чуть выше", "Снова буква повыше..."
Есть еще один способ помощи в случае затруднений при выполнении задания. "Превратите" ребенка в букву, попросите показать, как буква растет - сначала ребенок стоит на корточках, опустив голову вниз, потом поднимает голову, постепенно встает, затем медленно поднимает руки вверх, в конце встает на цыпочки.
Упражнение прекрасно развивает мелкую моторику, формирует умение следовать инструкции.
Варианты:
Можно изменить условия задания: писать, уменьшая размер буквы. Тогда нужно в левом углу полоски написать букву максимального размера - во всю ширину листа.
Попробуйте составлять из букв "горки". Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине полоски, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки. Или наоборот - начинайте писать с самой большой буквы, постепенно уменьшайте размер, доведя его до минимального к середине листа, а затем постепенно увеличивайте размер буквы, доводя его до исходного к концу строки.
Буквенное лотo
Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.
Как играть?
Листы бумаги разделите на 6-8 прямоугольников одинакового размера. В каждом прямоугольнике напишите по одной букве. Пишите буквы крупно, яркими цветами. Из настольных игр или из журналов подберите картинки, названия которых начинаются на буквы, записанные на листах бумаги.
Предложите ребенку выбрать одну из карточек с буквами и найти к каждой букве соответствующую картинку из подготовленных для игры. Букву нужно закрывать картинкой.
Когда ребенок научится находить нужные картинки, вы можете играть в эту игру всей семьей. Правила игры просты. Каждый из членов семьи выбирает себе карточку с буквой. Один из членов семьи - ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной, спрашивает: "Кому нужен ... ?" (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующая буква, забирает картинку себе, закрывая ею букву. Выигрывает первый закрывший все буквы на своей карточке.
Вариант:
На большие карточки приклейте предметные картинки, доставайте из мешочка буквы и закрывайте ими картинки. Правила игры - те же. Если предметные картинки приклеить на большие карточки по темам (обувь, одежда, звери, птицы, рыбы, насекомые, деревья, цветы, грибы, овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера), то еще одной целью игры станет развитие речи и расширение словарного запаса малыша.
Буква-путешественница
Цель: учиться определять наличие звука в словах, учиться определять место звука в слове, запоминать буквы.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль), буквы из набора магнитных букв.
Как играть?
Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части - условно начало, середина и конец пассажирского салона.
Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ваш ребенок. Выберите вид транспорта для "путешествия буквы". Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). "Билет" называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.
Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете "билет" - слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и "сажает" букву в начало салона. Поменяйте билет - назовите слово КАМЫШ (произносите утрированно КАМЫШ-Ш-Ш). Ребенок "посадит" букву Ш в хвост самолета. Снова поменяйте билет - утрированно произнесите слово КРЫШ-Ш-ША. Ребенок "посадит" букву Ш в середину салона, т. к. звук Ш в слове КРЫША находится в середине слова. Предложите ребенку обманный билет - слово ЖУК. В этом слове буквы "Ш" нет, поэтому ребенок снимет букву с самолета.
Вариант:
В качестве "билетов" используйте предметные картинки, в названиях которых есть "буква-путешественница". Не забывайте предлагать ребенку и картинки, в названии которых нет этой буквы, чтобы ребенок учился определять ее отсутствие в словах.
Буквенное домино
Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: белый картон, предметные картинки, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
В настоящее время в продаже есть много вариантов готовых обучающих игр с буквами по типу "Домино". Все эти игры, как правило, имеют одну особенность: в каждый комплект входит только одна буква, к каждой букве подбирают только одну соответствующую картинку. Когда ребенок играет в такое домино, он достаточно быстро запоминает предлагаемые соответствия букв и картинок, и поэтому игра в скором времени становится неинтересной для ребенка.
Подобную игру можно сделать самостоятельно. Для того чтобы игра была интересной, подберите не по одной картинке на каждую букву алфавита, а по несколько. Используйте для поиска картинок старые журналы, буклеты, каталоги. Вам могут пригодиться уже использованные книжки с наклейками, открытки, фантики от конфет.
Из белого картона сделайте набор карточек одинакового размера. Размер карточки определите сами в зависимости от размера подобранных вами картинок: картинка должна поместиться на половину карточки. На каждой карточке сделайте разметку: разделите ее с помощью карандаша и линейки пополам. На правой половинке карточек напишите буквы алфавита, а на левые половинки приклейте предметные картинки. Можно писать буквы от руки, распечатать их на принтере или вырезать крупные буквы из журналов/газет.
Особых правил в подборе картинок и букв для одной карточки - нет. Но нужно избегать совпадения на одной карточке написанной/приклеенной буквы и буквы, с которой начинается название предмета на картинке.
Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую карточку таким образом, чтобы написанные буквы совпали с картинками, на эти буквы начинающимися. Возьмите себе и дайте ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из букв и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, у кого раньше закончатся карточки. Не забывайте просить ребенка называть буквы на карточках!
Вариант:
Предложите ребенку самому построить цепочку из карточек, соблюдая правило игры в "Домино". Пусть подбирает карточки таким образом, чтобы использовать в одной цепочке как можно больше букв и картинок. Лучший вариант выполнения такого задания - выложить все карточки изготовленного комплекта в одну цепочку.
Дружилки
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.
Как играть?
Разложите картинки с животными на одном столе (табуретке, диване), а буквы на другом столе (табуретке, диване). Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход - вашего ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросите ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...