Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей 6-7 лет и направлена на подготовку руки к письму и овладение базовыми навыками каллиграфии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishi_krasivo_podgotov.gruppa.docx | 51.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования Кореновский район
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №38
муниципального образования Кореновский район
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета И. о. Заведующего МДОБУ детский сад № 38
от «27» августа 2021 г _________________________ О.В. Аракелова
Протокол № 1 Приказ № от 27.08.2021 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
По дополнительной платной образовательной услуге
«Пиши красиво»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год (72 часа)
Возрастная категория: 6-7 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Ясиева Елена Александровна
воспитатель
г. Кореновск 2021
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из наиболее важных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного, физического и эстетического развития, формируется личность.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пиши красиво» разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
Актуальность Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 6-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Педагогическая целесообразность Поэтапное освоение детьми 6-7 лет разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Отличительной особенностью Технология разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей 6-7 лет и направлена именно на подготовку руки к письму. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.
Учебный материал дается в игровой форме и адаптирован для дошкольников. В основе работы с дошкольниками, во взаимосвязи с их возрастными особенностями, учитываются различные параметры: характер, физическое, эмоциональное состояние, настроение ребёнка, его желания.
Адресат программы: Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует у детей 6-7 лет графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и упражнений способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи детей.
Интенсивно идет развитие центральной нервной системы - совершенствуются основные нервные процессы возбуждения и торможения - их сила, уравновешенность и подвижность.
Этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка 6-7 лет формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. Психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию. Воспитанник очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношение к ребенку, создавать благоприятный психологический климат на занятии.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пиши красиво» имеет ознакомительный уровень и создает возможность активного погружения учащихся в предмет « Пиши красиво». Учащиеся, прошедшие курс программы ознакомительного уровня, могут получить более глубокие знания при освоении базовой программы. По итогам ознакомительного уровня проводится итоговая диагностика в форме опроса и практических заданий.
Срок обучения по программе – 1 год.
Продолжительность образовательного процесса - 72 часа.
Форма обучения: при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пиши красиво» применяется очная форма обучения, занятия имеют практический характер.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса: для реализации программы формируются постоянные одновозрастные группы учащихся.
Форма занятий групповая, занятия проводятся в виде практических, открытых занятий.
Цель программы - создание условий для детей 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи программы:
Образовательные (предметные)
1.Обучать детей правильному захвату карандаша пальцами рук;
2.Развивать осознанно-правильную посадку за столом;
3.Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки; 4.Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, регулировать нажим.
5.Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету, по образцу, по заданию.
Личностные
1.Воспитание трудоспособности, ответственности, целеустремленности в достижении результатов.
2.Организация взаимоотношений со сверстниками.
3.Формирование ответственного и бережного отношения к своему организму.
4.Обогащение духовного мира ребенка.
Метапредметные
1.Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги;
2.Подготовить руку ребёнка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев;
3.Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку;
4.Научить штриховать в разных направлениях;
5.Научить письму элементов букв.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Прак- тика | |||
1 | Закрепление правил при письме | 4 | 1 | 3 | Опрос, игра |
2 | Штриховка горизонтальными линиями | 8 | 1 | 7 | Практическое задание |
3 | Штриховка вертикальными линиями | 8 | 1 | 7 | Практическое задание |
4 | Штриховка наклонными линиями | 9 | 1 | 8 | Практическое задание |
5 | Рисование по точкам | 7 | 1 | 6 | Практическое задание |
6 | Рисование спирали | 7 | 1 | 6 | Практическое задание |
7 | Рисование линий в различных направлениях | 9 | 1 | 8 | Практическое задание |
8 | Графические узоры | 8 | 1 | 7 | Практическое задание |
9 | Учимся писать цифры | 6 | 1 | 5 | Практическое задание |
10 | Учимся писать буквы | 6 | 1 | 5 | Практическое задание |
Итого: | 72 | 10 | 62 |
Содержание учебного плана:
1. Закрепление правил при письме
Теория
1. Организационная беседа
2. Закрепить знания детей о правильном захвате карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа.
Практика
1. Сформировать правильный захват орудия письма – карандаша.
2. Упражнения: «Посолим суп», «Катаем шарик», «Скакалочка», «Урожай», упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Упражнения: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», работа со штампами, в ручном труде, развивать мелкую моторику рук.
2. Штриховка горизонтальными линиями
Теория
1. Закрепить знания детей о правилах штриховки.
2. Проводить линии только в заданном направлении, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника).
Практика
1. Соблюдать параллельность линий.
2. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.
3. Штриховка вертикальными линиями
Теория
Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник.
Практика
Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.
4. Штриховка наклонными линиями
Теория
Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру.
Практика
Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.
5. Рисование по точкам
Теория
Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
Практика
1. Развивать пространственное видение.
2. Заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.
6. Рисование спирали
Теория
1. Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок,
2. Формировать восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию.
3. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.
Практика
Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа.
7. Рисование линий в различных направлениях
Теория
Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу.
Практика
1. Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства,
2. Формировать умение соблюдать направление линии.
8. Графические узоры
Теория
Учить детей рисовать графические узоры по образцу.
Практика
1. Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Самостоятельно рисовать графические узоры по образцу.
3. Развивать зрительно-моторную координацию.
9. Учимся писать цифры
Теория
1. Познакомить детей с тетрадью в клетку.
2. Учить детей согласовывать свои действия с инструкциями педагога
3. Закрепить понятия пространственных ориентаций: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол.
Практика
Учить писать цифры 1-10.
10. Учимся писать буквы
Теория
1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога
3. Закрепить понятия пространственных ориентаций: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол.
Практика
Учить писать буквы.
Планируемые результаты:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Раздел 2 «Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации».
Условия реализации программы:
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пиши красиво» необходимо:
Материально – техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы «Пишу красиво» обеспечены необходимые условия в течение всего периода: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь с воспитателями, преподавателями по изобразительной деятельности, и встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.
Информационное обеспечение.
1. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
2. Монитор.
3. Ноутбук, флеш - носители.
Формы аттестации:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля:
- Текущая диагностика (в течение всего года – по окончании темы, раздела).
- Итоговая диагностика (май).
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
В течение всего учебного года | Текущая диагностика Определение степени усвоения учащимися учебного материала (ориентировка на листе бумаги) | Практические задания, |
Май | Итоговая диагностика Определение степени усвоения основных элементов письма (формирование элементарных графических умений) | Теоретические и практические задания |
На основе проведённой итоговой диагностики, составляется мониторинг результатов освоения уровней дополнительной общеразвивающей программы по группам и по детскому объединению в целом.
Оценочные материалы: практические задания.
Методические материалы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пиши красиво» применяются разнообразные принципы и методы обучения:
1. Словесные: открытого диалога, объяснение с показом, беседа, рассказ.
2. Наглядные: показ с помощью наглядных материалов: картин, фото, плакатов.
З. Практические: выполнение работ на заданную тему, по инструкции (графические упражнения).
Основные принципы обучения:
- Принцип воспитывающего характера обучения, заключается в правильной организации процесса обучения. Обучения и воспитание являются взаимосвязанными процессами, несмотря на то, что имеют разные содержание и методы. Процесс обучения всегда должен нести воспитательный характер, то есть формировать личность в целом.
- Принцип наглядности, использование в процессе обучения различного рода наглядностей (плакаты, макеты, чертежи и т.д.), с целью показать ребенку предмет или действие в естественной среде. При использовании наглядности ребенок имеет возможность увидеть предмет с выделением его особенных, характерных свойств и особенностей. Принцип наглядности подразумевает использование наглядностей в разумном количестве, со словесным сопровождением.
- Принцип доступности, предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. То есть, принцип доступности ориентирован на предоставления возможности обучатся каждому ребенку с учетом его возрастных и психологических возможностей.
- Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед обучающимся и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
- Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют обучающихся, приучают их к методичной, регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
- Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
- Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных, ритмических навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям, в повторяющиеся упражнения (игры) вносятся некоторые изменения, или применяются разнообразные методы и приемы их выполнения.
- Принцип учета индивидуальных особенностей, основан на том, что процесс обучения, организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия педагога с данным ребенком. Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку.
Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:
1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение материала.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др.
Виды игр, используемых на занятиях: игры на знакомство; игры с правилами; игры соревнования; игры - упражнения с предметами; развивающие игры; игры – загадки; подвижные игры.
2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу.
Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.
3. Технология здоровьесберегающего обучения.
В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Дети могут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в коллективе проходят в форме практических занятий, бесед, игр, открытых занятий, в форме практической работы.
При проведении занятий необходимо руководствоваться следующими моментами:
- Постепенное увеличение нагрузки;
- Чередование темпа нагрузки.
При подготовке к занятию необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности группы.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
Алгоритм занятия (план занятия):
Каждое занятие состоит из 2-х частей - теоретической и практической.
Теоретическая часть планируется с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся, включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни. Практическая часть занятий предполагает обучение.
Занятие включает в себя три этапа:
1.Вводная часть
2.Основная
3.Заключительная
Вводная часть:
Создание мотивации, интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность.
Основная часть:
- Организация детского внимания
- Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин)
- Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом).
Заключительная часть:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем они будут заниматься в следующий раз).
Литература:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада/сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 180с.
2. Е.В. Гурьянов Психология обучения письму. Формирование графических навыков/ Е.В. Гурьянов – М.: АПН РСФСР, 2014 – 230с.
3. С.С. Кашлев Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов – М.: Университетское, 2015 – 95с.
4.М.И. Кудинова Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии/ М.И. Кудинова – М.: 2016 – 364с.
5. Володина Н.В. Пишу красиво: для одаренных детей. – М.: Эксмо, 2008 –120с.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. –192 с., ил.
7. Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2000. –240 с.
8. Шибанова А. Подготовка руки к письму. / Мой ребенок / Август, 2009 – 144с.
9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010 –186 с.
10. Т.С. Голубина Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму – Мозаика-Синтез, 2001г – 62с.
11. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
конспект занятия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Пластилиновая страна" пластилинография "Красивая чашка"
Продолжать развивать умения детей лепить в технике пластилинографии. Развивать творческие способности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...