Консультация "Особенности обучения грамоте старших дошкольников по ФГОС"
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Доронькина Светлана Дмитриевна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения грамоте старших дошкольников по ФГОС

Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении  ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему.

     Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть   научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно   заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в  удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие  за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее  время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством   некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок»  педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например,  появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного   возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также  педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. 

Например:- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития  их   фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и

функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют  восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что    может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются   с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова   СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа   позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д. При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов  ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

Звуки - звуки мы слышим и произносим.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают   ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что   гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно   выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь    никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми   они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками.

Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых   синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко).

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной    и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте  лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного  анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать  сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при  обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и  синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят  слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети  должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать  гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить  сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить  речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке  детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития  у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными  буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико- фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фоне  математическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен  для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на  составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления.

Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать  звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин  «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением  их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки , сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании  алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы

 Опознание буквы в ее связи со звуком

Слияние нескольких букв в слог.

Слияние нескольких слогов в слово.

Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа  и синтеза.

Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется   «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв  по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким   образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные  слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ,  УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического  развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....