"Правила выполнения звукобуквенного и слогового анализа слов".
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Платонова Татьяна Уалентовна

Материал будет полезен тем, кому необходимо вспомнить правила звукобуквенного и слоговаго разбора слов, отличие звуков русского языка по определенным характеристикам. Приведены примеры разбора слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила  выполнения звукобуквенного

и слогового анализа слов.

Что входит в звукобуквенный и слоговой анализ:               

1. Определение линейной последовательности звуков, букв.  

      2. Различение звуков по определенным характеристикам.

      3. Выделение отдельных звуков.

      4. Определение количества слогов в слове.

  Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

  В русском  языке гласных звуков – 10,

  согласных звуков – 21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

1. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И  БУКВЫ:          А - Я, О - Ё, У - Ю,  Ы - И, Э - Е.

2. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И  БУКВЫ    обозначающие два звука:

-Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в начале слова, после гласной, мягкого и твердого знаков. Буква Е обозначает звуки [Й][Э].   Буква Ё обозначает звуки [Й][О].

Буква Ю обозначает звуки [Й][У].  Буква Я обозначает звуки [Й][А].

В остальных случаях эти буквы обозначают  один звук.

3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:   Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:  Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р

Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З     -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

   5. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ:   К ним  относятся согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

   6. СЛОГИ. Правило:  В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на –  в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласных буквы/звука.

  7. ЗВУКОБУКВЕННЫЙ  АНАЛИЗ СЛОВА.

Гласные звуки обозначаются красной фишкой.

Согласные твердые звуки – синей фишкой.

Согласные мягкие звуки – зеленой фишкой.

Например, разбор слова ЩУКА:                  Например, разбор слова  КАБИНА:

Щ – согласный, мягкий звук,                                     К- согласный, твердый звук,

У – гласный звук,                                                              А – гласный звук

К – согласный, твердый звук,                                    Б – согласный, мягкий звук,

А – гласный звук.                                                        И – гласный  звук

В слове  ЩУКА 4звука, 4 буквы, 2 слога                  Н – согласный, твердый звук, разбор слова АЛЬБОМ:                                            А – гласный звук

А- гласный звук,                                             В слове КАБИНА 6 звуков, 6 букв, 3 слога

Л -согласный мягкий звук,

Б- согласный звонкий, твердый,

О- гласный звук,

М- согласный , твердый,

В слове АЛЬБОМ 5 звуков, 6 букв, 2 слога                                                                          

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.

В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Схема выполнения звуко-слогового анализа слова

Обучение дошкольников выполнять звуко-слоговой анализ слов...