«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Ирина Владимировна

занятия по речевому развитию

в старшей группе

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivavnova_i_v_konspekt.docx395.3 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/81/90/91/819091782449bb0ebdfbc33b1d812a08--borders-and-frames-page-borders.jpg

Конспект

занятия по речевому развитию

в старшей группе

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Иванова Ирина Владимировны

воспитателя высшей категории

МБДОУ «Кутушинский детский сад»

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

Программное содержание:

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;

-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;

-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

-развивать артикуляционную моторику;

-способствовать развитию координации речи с движением;

-способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш;

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришлигости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: – Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

 Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

Воспитатель: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (САЙД 1)

Воспитатель:: А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Давайте обозначим его таким движением - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

Воспитатель.: А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (САЙД 2)

Воспитатель: А какая песенка у жука? Правильно, Ж-Ж-Ж-Ж... Давайте обозначим его таким движением - поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем  отличаются эти звуки(звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки(оба звука – всегда твердые, согласные).

Воспитатель: Теперь попробуем не запутаться…

 (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

 

Воспитатель:Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

 

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Повтори не ошибись». (Воспитатель проговаривает чистоговорку а ребёнок повторяет.) Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

Ша-Ша-Ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Ша – Ша – Ша– моет мама малыша;

Жу – Жу – Жу – я вам сказку расскажу;

Аж – Аж – Аж – летом все идут на пляж;

Аш – Аш – Аш – есть у Кати карандаш.

Жа – Жа – Жа, мы видели ежа,

Ша – Ша – Ша, у меня лапша,

Ши – Ши – Ши, это малыши.

Жу – Жу – Жу, на лужок хожу,

Шу – Шу – Шу, я флажком машу,

Жок – Жок – Жок, у меня флажок,

Шок – Шок – Шок, у меня пушок.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

 

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру . Она называется «Засели домик».

Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи), а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

Воспитатель: : Молодцы. Давайте будем играть дальше.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

 Физ. минутка.

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

 

А теперь новая игра «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.

Воспитатель:: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

«Добавь слово»

Воспитатель:: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

Воспитатель: -А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»

Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

Воспитатель: -Молодцы ребята.

Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель:: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, медведь-медвежонок, книга-книжечка.

Воспитатель:: -И последняя игра, которая называется «Четвертый лишний». 

C:\Users\Gold\Downloads\img8 (1).jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1636338/f7b5c8e5-151d-4b4c-8a35-daf8fee2b7ac/s1200?webp=false

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Картинки: шапка, кошка, жук, камыш. Какая картинка лишняя, почему? (жук).

Картинки: лыжи, нож, жираф, мешок. Какая картинка лишняя, почему? (мешок).

ИТОГ:

А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...