«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
занятия по речевому развитию
в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivavnova_i_v_konspekt.docx | 395.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по речевому развитию
в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Иванова Ирина Владимировны
воспитателя высшей категории
МБДОУ «Кутушинский детский сад»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Программное содержание:
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;
-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
-развивать артикуляционную моторику;
-способствовать развитию координации речи с движением;
-способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные:
-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш;
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришлигости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
Воспитатель: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (САЙД 1)
Воспитатель:: А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Давайте обозначим его таким движением - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
Воспитатель.: А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (САЙД 2)
Воспитатель: А какая песенка у жука? Правильно, Ж-Ж-Ж-Ж... Давайте обозначим его таким движением - поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
Воспитатель: Теперь попробуем не запутаться…
(Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
Воспитатель:Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Повтори не ошибись». (Воспитатель проговаривает чистоговорку а ребёнок повторяет.) Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
Ша-Ша-Ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Ша – Ша – Ша– моет мама малыша;
Жу – Жу – Жу – я вам сказку расскажу;
Аж – Аж – Аж – летом все идут на пляж;
Аш – Аш – Аш – есть у Кати карандаш.
Жа – Жа – Жа, мы видели ежа,
Ша – Ша – Ша, у меня лапша,
Ши – Ши – Ши, это малыши.
Жу – Жу – Жу, на лужок хожу,
Шу – Шу – Шу, я флажком машу,
Жок – Жок – Жок, у меня флажок,
Шок – Шок – Шок, у меня пушок.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру . Она называется «Засели домик».
Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи), а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
Воспитатель: : Молодцы. Давайте будем играть дальше.
А сейчас я вам предлагаю немного размяться.
Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
А теперь новая игра «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.
Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.
Воспитатель:: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
«Добавь слово»
Воспитатель:: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Воспитатель: -А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»
Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»
Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …
Воспитатель: -Молодцы ребята.
Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель:: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.
Например: снег-снежок
Слова:
утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, медведь-медвежонок, книга-книжечка.
Воспитатель:: -И последняя игра, которая называется «Четвертый лишний».
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Картинки: шапка, кошка, жук, камыш. Какая картинка лишняя, почему? (жук).
Картинки: лыжи, нож, жираф, мешок. Какая картинка лишняя, почему? (мешок).
ИТОГ:
А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...