Проект "По дороге к школе!"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Михайловна Фролова

Организация коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_doroge_k_shkole.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

 города Балашова Саратовской области»

Проект «По дороге к школе!»

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) " Ладушки" (5-7 лет)

                                                                 Учитель – логопед: Фролова Е.М.

                                                                        Воспитатели: Дружкина С.П.

                                                                                                Панчехина С.В.                                                          

Балашов

2019-2020 учебный год

Тема проекта: «По дороге к школе!».

Актуальность: В последние годы увеличилось количество детей  с различными трудностями обучения в начальной школе.  Проблема нарушения речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для детей в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте.

Проблема: Как подготовить ребенка к школе?

Цель проекта: Организация коррекционно-развивающей деятельности посредством знакомства детей с букварем. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи: 

  • Формировать познавательный интерес к школе;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • формировать грамматического строя речи ребенка;
  • повышать уровень  родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: 05.11.19г. – 15.01.03.20г.
Итоговое мероприятие проекта: Участие родителей в конкурсе дизайнерского творчества «Первая буква моего имени!»- изготовление родителями совместно с детьми первой буквы имени ребенка, проявление творчества, фантазии, выдумки (соленое тесто, оригами, аппликация, лоскутное шитье, вышивка…).

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: Среднесрочный.

       

Формы работы:

  • занятия с учителем-логопедом: подготовка к обучению грамоте.
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», Мой самый лучший альбом: «От звука к слову!».
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.

Этапы реализации проекта

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Почта», «Детский сад», «Школа».

Игровые пособия: «Буквы», «Цифры».
Дидактические игры:
 «Числовые домики», «Лабиринт», «Цепочка слов», «Что лишнее?» «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Упрямые звуки», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Пальчиковая азбука».

Игры на развитие мелкой моторики.

Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки к письму.

Учитель-логопед
воспитатели
дети

Речь и речевое развитие

Беседа «Правила поведения в школе, в классе».
Беседа «Профессия учитель».

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие по букварю», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.

Составление рассказов по схеме: «Игрушки», Посуда», «Зима», «Домашние, дикие животные».
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

 Учитель-логопед
воспитатели
дети

Художественная литература

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква», Л.Н.Толстой «Филиппок».

С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо», «Школа», «Школьные принадлежности».

Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.

 Учитель-логопед
воспитатели

родители
дети

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Мой школьный портфель», «Книга».

Аппликация  на тему: «Закладки для книги»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку», «Я –будущий школьник».
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Мой букварь».
Лепка из соленого теста (пластилина) на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Ручной труд на тему: «Портфель», «Книга малышам».

 Учитель-логопед
воспитатели

родители
дети

Учебная деятельность

Познавательные занятия
Подготовка к обучению грамоте.

  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Просмотр цикла образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».
  • Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
  • Создание тематического уголка «Школьные принадлежности».

 Учитель-логопед
воспитатели

родители
дети

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Первая буква моего имени!»

Участие в конкурсе альбомов «От звука к слову!».
Семинары- практикумы с учителем - логопедом по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим  ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети?».
Консультации по темам: «Учите, играя!», «Что и как читать ребенку?»
Презентация проекта для родителей «По дороге к школе» (отчет о проведение и результативности)
Участие в логопедическом досуге «По дороге к школе».

 Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители — школьники».

 Учитель-логопед
воспитатели
родители

Мониторинг

  • Анализ результатов анкетирования с родителями
  • Анализ эффективности работы  проекта

учитель-логопед

воспитатели

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Создана копилка методических, практических пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Список литературы:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

3. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
4. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
5. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"...

Подготовка ребенка к школе "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ"

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: • состав чисел первого д...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...