Обучение грамоте. Тема " Дифференциация звуков В-Ф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: формировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить различать на слух и в произношении звуки [В] — [Ф],
- закреплять навыки звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- фонематический слух,
- слуховое и зрительное внимание,
- слуховую память,
- мышление,
- мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские отношения между людьми. Оборудование: картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 17.2 КБ |
vasilki_floksy_razdatochnoe.docx | 808.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить различать на слух и в произношении звуки [В] — [Ф],
- закреплять навыки звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- фонематический слух,
- слуховое и зрительное внимание,
- слуховую память,
- мышление,
- мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские отношения между людьми. Оборудование: картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши.
Структура и содержание занятия.
I. Организационный момент. Представление сказочных персонажей.
На лесной полянке стояли два одинаковых домика. Жили в них два весёлых человечка волшебник и фокусник. (По щелчку комп. мыши на экране появляются волшебник и фокусник) — Кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний) — Кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов) Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф]. Спор длился много лет.
II. Основная часть
1. Характеристика звуков [В], [Ф] (акустическая и артикуляционная)
Дети характеризуют и сравнивают звуки. [В] – согласный, твёрдый, звонкий; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу. [Ф] — согласный, твёрдый, глухой; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.
2. Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки» (слайд 3)
У фокусника жил поросёнок Фунтик , а у волшебника барашек Валик. (По щелчку комп. мыши на экране появляются Фунтик и Валик)
Они тоже спорили между собой, и даже дразнились:
Валик говорил Ва-ва-ва, а Фунтик передразнивал: фа–фа-фа
Во-во-во фо-фо-фо
Ву-ву-ву фу-фу-фу
Вы-вы-вы фы-фы-фы
Вэ-вэ-вэ фэ-фэ-фэ
Педагог проговаривает слоговой ряд со звуком [В], а дети проговаривают аналогичный слоговой ряд со звуком [Ф], и наоборот.
3. Дифференциация [В] – [Ф] на слух. (слайд 4)
Волшебник выращивал васильки. Фокусник выращивал флоксы. (По щелчку комп. мыши на экране около одного домика появляются васильки, а затем около другого домика появляются флоксы) — Почему волшебник выращивал васильки, а фокусник флоксы? — Если вы услышите в слове звук [В], то показываете картинку с изображением васильков. Если услышите [Ф] – показываете картинку с изображением флоксов.
Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара.
4. Звуковой анализ слов (слайд 5, 6)
Волшебнику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Он сказал волшебные слова «Ваки воки вук!» и у него в руках оказалась сладкая сахарная вата. Давайте выложим квадратиками слово вата (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)
[В] – согл., твёрд., звонкий. [А] – гласный [Т] – согл., твёрд., глухой [А] – гласный
Фокусник подошёл к вате, накрыл её чудесным платком и вместо ваты появилась фата (на слайде № 6 по щелчку мыши волшебный платок накрывает вату: далее по щелчку мыши платок исчезает, а вместо ваты появляется фата). Дети сравнивают слова, в звуковой схеме меняют синий квадрат с колокольчиком на синий без колокольчика (на экране по щелчку мыши происходит соответствующая замена звукового символа).
5. Физкультминутка
Волшебник и фокусник по утрам делали зарядку. Давайте тоже немного разомнёмся.
Раз, два, три, четыре.
Ноги вместе, руки шире,
Влево, вправо наклонитесь,
И до неба дотянитесь.
Хлопнуть раз и хлопнуть два.
Вправо, лево голова.
Вы рукой достаньте пятку.
Вот и кончилась зарядка!
6. Дифференциация [В – Ф] в словах. Д/и «Чьи вещи?» (слайд 7)
Волшебник и фокусник решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук [В], а в названии вещей фокусника – [Ф]. Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину. Вещи: валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван, магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры (При наведении курсора на картинку в названии которой слышится [В] и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка в названии которой слышится [Ф] – к фокуснику.)
8. Развитие мелкой моторики.
Волшебник и фокусник очень любили рисовать. (Детям предлагаются листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек.) Отгадайте, что нарисовал фокусник, а что волшебник. — Мальчики закрасят рисунки волшебника, а девочки рисунки фокусника.
9. Выделение слова со звуками [В] и [Ф] (слайд 8)
Волшебник и фокусник решили больше никогда не ссориться и устроили чаепитие. А чай они пили со сладостями, в названии которых слышится два звука и [В] и [Ф]. Отгадайте, что это за сладости ( конфеты, пряники, вафли, печенье, мармелад, шоколад)? При наведении курсора на картинку с неправильным ответом и щелчке мыши, картинка исчезает. Картинка с правильным ответом увеличивается и перемещается в середину слайда.
(слайд 9) Волшебник и фокусник помирились и больше никогда не ссорились.
III. Итог занятия
— О ком вы сегодня услышали сказочную историю. — О каких звуках всегда спорили фокусник и волшебник? — Вспомните слова со звуками [В] — Вспомните слова со звуками [Ф]
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...
Занятие по обучению грамоте.Тема: дифференциация звуков С -Сь
Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Дифференциация звуков С - Сь" в старшей группе для детей с ТНР....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [л] – [л’]. Буква Л»
Дифференциация звуков, буква Л...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]».
Цель занятия:-закрепление умения анализировать звуки [с] – [ш] , делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.Задачи:Коррекционно – образовательная:...
Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.
Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.Задачи:1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.2. Учить детей правильно и чи...