Звук Ц и буква Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ц. Буква Ц" в подготовительной к школе группе
Подготовила:Зимирева И.В.
Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,
в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;
Закреплять понятие «слог»;
анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.
Организационный момент (на ковре).
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.
1. -Какие бывают звуки?
Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Назовите гласные ,которые вы знаете?
Почему они гласные?
Назовите согласные.
Почему они согласные?
2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:
На шесте дворец
Во дворце певец (скворец)
Кто все пугается, под кустом спасается
Злому волку в зубы попадается (заяц)
Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
Дети:(отгадывают)
Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?
Дети: -Звук Ц.
Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.
Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).
Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками
3.Характеристика звука.
В: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.
Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?
Дети:(отвечают).
Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).
А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?
Дети: -Нет.
Воспитатель: -Голос есть (нет).Значит звук Ц какой (глухой).
-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились
Пришло время немного поиграть
4. Упражнение на дыхание.
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот
5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.
(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)
5а Игра «Волшебный колодец».
В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.
Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении
6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.
7. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.
Дети:(выполняют задание)
Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец
8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)
Физкультминутка"Цапля".
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка , (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. ( руки на пояс)
9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.
Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»
. Составление схемы слова ЦЫП.
-Давайте составим схему слова ЦЫП.
10.Знакомство с буквой Ц.
«Что за хвостик на конце,
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет».
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ц- цепочка, украшение
Людям всем на загляденье.
-Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).
Пальчиковая гимнастика
«Цепь»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.
Пишем букву Ц и слоги.
Итог.
-Давайте ещё раз , вспомним, какой звук «Ц»
(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова,, в которых есть звук «Ц»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...