"Звук и буква Ээ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Ээ". (по Нищевой Н.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [э] и буква Э».

Коррекционно-образовательные задачи: Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Оборудование: Пластмассовые магнитные буквы, предметные картинки, красные флажки, «Мой букварь»,  полукруги,  палочки, рабочие тетради, цветные карандаши, разноцветные шнурки с магнитами на концах.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей, организует приветствие. На столе лежат предметными картинки (эльф, эскимо, эму, этажерка).

Посмотрите на свои картинки. Разделите их названия на слоги. Сначала сядет тот, у кого в слове 1 слог. (…).  Теперь можно сесть тому, у кого в слове 2 слога.

2. Игра  «Зажги звезду».

      Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю при произношении.

Это Эля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

(Это звук [э]). Давайте произнесем звук [э] все вместе. (…..)

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [э] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его можно петь. Давайте попробуем это сделать.  Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Верно. А теперь вы будете поднимать флажки, как только услышите звук [э].

Материал: э, и, а, э, у, э, э, о, э, а, э, Эмма, утка, иглы, эхо, Эдик, остров, этот.

Дети слушают и поднимают флажок, услышав звук [э].

Молодцы! Вы были очень внимательными.

3. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Э, т, а. Что получилось? (…).

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: э, т, и; э, м, у; э, ль, ф.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Это Эля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

В каких словах этого стихотворения есть звук [э]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буква Ээ. Под ней  вы видите красный кружок. Что это значит? (Значит, буква Ээ обозначает гласный  звук [э]). Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сказочного героя, название ко-рого начинается со звука [э].

Дети находят и называют эльфа.

Молодцы. Вы быстро выполнили это задание. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? (Мы взяли полукруг и палочку). Как расположить эти элементы? (Полукруг открыт влево, и в центре его расположена палочка).

Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

(Эта…..Эскимос). Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними. (Эскимо). Что такое эскимо? (Это мороженое). (Эскимос). Кто такой эскимос? (Это такие люди, ко-рые живут на Севере). Теперь прочитайте предложения. (…). Вы великолепно читали сегодня. Я горжусь вами.

5. Подвижная игра-пятнашки  «Пес».

Дремлет в будке старый пес.         В центре ковра на корточках сидит ребенок

Как зовут его? Барбос!                      -«пес».

Сад вишневый охраняет,               Дети свободно двигаются по ковру, бегают,

Если кто войдет, поймает.              прыгают. 

Мы его перехитрим,                      Поскоками двигаются к ребенку-«псу».

Мимо будки пробежим.                Скачут вокруг  «пса», дразнят его.

Раз, два, три,

Барбос, лови!                                  На слово «лови» ребенок-«пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце помещения.

6. Работа в тетради.

Откройте последнюю страницу тетради. Что вы видите в её верхней части? (…). Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…).

Дети раскрашивают буквы.

Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте «напишите» букву Ээ в воздухе.

Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я напишу полукруг, открытый влево, потом горизонтальную палочку в его середине. Напишите 4 больших буквы и 3 маленьких по точкам.

Дети выполняют задание.

Сделайте звуковой анализ слова эму, раскрасьте кружки под ним.

Дети выполняют задание.

7. Игра «Разноцветные шнурки».                                                              Педагог приглашает детей к доске, на ко-ой в произвольном порядке расположены картинки (эльф, акула, удод, ослик) и буквы (Э, А, У, О). Педагог раздает  детям разноцветные шнурки с магнитами на концах.

Сейчас каждый из вас выберет картинку, вспомнит ее название, выделит первый звук в названии и соединит картинку с соответствующей буквой.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

8. Окончание занятия.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....