ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Чернякова Любовь Юрьевна

Цель: закрепить правильное произношение звуков с—ц

Задачи:

-учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;

- упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе, умение слышать ударное слово в рифмовке;

-воспитывать чувства сопереживания ближнему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_r_echi_1.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц

Любовь Юрьевна Чернякова,

воспитатель МБДОУ детского сада №72

Белгородская область, г. Белгород

Наталия Александровна Субботина,

воспитатель МБДОУ детского сада №72

Белгородская область, г. Белгород

Цель: закрепить правильное произношение звуков с—ц

Задачи:

-учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;

- упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе, умение слышать ударное слово в рифмовке;

-воспитывать чувства сопереживания ближнему.

Материалы и оборудование: игровое поле « Фиолетовый лес», сказочные образы: Гномы  Кохле, Охле,   Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи,   озеро Айс, Белочка, ворон Метр, комплект  «Разноцветные верёвочки»  красного и синего цвета, карточки на каждого ребёнка со звуками « С » - « Ц », развивающая предметно – пространственная среда « Фиолетовый лес» (солнышко , лучики, птица, цветок, облака ).

Методика проведения:

 Однажды гномы  Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи отправились в лес за дровами. Когда они уже  возвращались домой , то заметили , что одного брата нет . Они стали его звать: « Селе, Селе»  (воспитатель  предлагает детям помочь гномам позвать Селе, акцентирует  внимание на первый звук « С»). Но Селе не отзывался.  Гномы отправились на поиски брата, и пришли к озеру Айс. Воспитатель просит детей произнести название озера, выделяя звук «С». Педагог продолжает. - Озеро  обещало показать дорожку, куда отправился Селе , но для этого нужно  лишь правильно исполнить песенку  воды. Дети  все вместе произносят звук « С ». Озеро Айс  поблагодарило гномов и  деток за красивую песенку и показало дорогу (воспитатель прикрепляет к ковру  красную верёвочку-дорожку).  

Гномы отправились по дорожке, которая привела их дереву, на котором сидела белочка. Белочка сказала, что видела, куда пошёл дальше  гном, и если они  правильно исполнят её песенку и поиграют с ней, поможет им (дети  помогают  гномам, произносят  звук  «Ц»). Затем воспитатель произносит звуки « С» и «Ц», спрашивает, чья песенка с (воды) и чья ц (белочки). Проводится игра.

- Давайте договоримся,— предлагает педагог,— если вы услышите звук «С», делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук «Ц», махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо). Затем воспитатель произносит то звук «С», то звук «Ц» (губы он прикрывает листом бумаги). Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками  (мальчики контролируют), только мальчиками, только детьми, сидящими за первыми столами, за последними столами. Белочке очень  понравилось  игра  и за это она  покажет дорогу (воспитатель прикрепляет синюю верёвочку – дорожку к игровому   полю « Фиолетовый лес»).

Воспитатель  продолжает занятие:-  Ребята, посмотрите, куда гномов привела дорожка. К  мудрому ворону Метру. - Эти звуки встречаются во многих словах, говорит ворон Метр  гномам,  определите эти звуки.  Педагог предлагает детям  взять со стола карточки со звуками « С» и « Ц»  и помочь гномам.  – Покажите-ка, какой звук слышится в словах: солнышко,  цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец. (Выполняется задание).  Ворон хвалит детей  и гномов и показывает полянку,   где отдыхал от работы  гном Селе.  Гномы обрадовались, что нашли брата, говорят детям спасибо, что помогли им и просят   вместе с ними сделать упражнения.

 (Выполняется физ.минутка ).

Ранним утром солнце встало, (дети встают с корточек)

Поднялось и запылало (поднимаются на носочки)

Все уснувшее проснулось, (имитируют умывание)

Отряхнулось, встрепенулось; (наклониться и выпрямиться)

Над кустом взлетела птица, (прыжок на двух ногах)

Над цветком пчела кружится. (Повороты в стороны)

( Я. Щеголев. «Ранним утром»)

 Дети садятся на места.

Спросив у детей, понравилось ли им  стихотворение, под которое они выполняли упражнения, воспитатель предлагает вспомнить две первые строчки. Объясняет, что в прочитанном отрывке есть слово, где есть оба звука – «С» и «Ц» (солнце). За правильный ответ педагог дает  круглое солнышко и предлагает ребенку прикрепить на Фиолетовый лес. Далее педагог  говорит, что в строчках ещё есть 3 слова со звуком «С». Читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им лучики солнца, дети  добавляют их к солнышку на ковре.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком  «Ц» (птица, цветком) и получают  птицу и цветок из Фиолетового леса.

 Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение:

Всё уснувшее проснулось.

Всё уснувшее проснулось.

Всё уснувшее проснулось.

Дети называют ударные слова (подчеркнуты в тексте).

- Жили-были три цыпленка:  Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып,— рассказывает далее воспитатель. Просит повторить имена цыплят. Предлагает:

- Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: жили-были три цыпленка. А вы продолжайте: Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, и вы будете называть имена цыплят в таком же темпе, потом скажу еще быстрее и совсем быстро. (Упражнение повторяется дважды.) А теперь проведем соревнование «Чей ряд победит?». Я буду говорить, жили-были три цыпленка в разном темпе, а вы так же быстро или медленно называть имена цыплят, но не все вместе, а по рядам — тот ряд, на который я укажу.

В заключении педагог просит детей отгадать загадку, в которой есть слова со звуком «С».

Без крыльев, летят.

Без ног спешат.

Без паруса плывут.

           ( Облака).

 Ребенок, который первый  отгадал, прикрепляет облако на игровое поле Фиолетовый лес.  Воспитатель предлагает детям запомнить  загадку, чтобы загадать её родителям. Подводится итог занятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воскобович В.В. Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр./ Под ред.В.В.Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.- 344с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 144с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...