Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы на тему «Поиграем с Машей»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте
для подготовительной группы
на тему «Поиграем с Машей»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: способствовать развитию развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слов.
Упражнять в составлении предложений,
Развивающие: развивать внимание, воображение; развивать мелкую моторику; развивать зрительное восприятие;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность.
Предварительная работа: дидактические игры «Отгадай слово», «Придумай предложение»
Оборудование: кукла Маша, карточки со словами, веревочка (15 м.), портфель, букварь, ручка, тетрадь, линейка, пенал, альбом.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Дети заходят в группу, встают полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.
Дети отвечают.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я Машенька. В этом году мне в школу надо собраться. Вот, я уже портфель приготовила. А что в него положить не знаю.
Воспитатель: Дети, поможем Маше в школу собраться?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: Что нужно положить Маше в портфель?
Чтобы этот предмет положить, нужно объяснить Маше для чего он нужен.
Вот так: Это карандаш. Он нужен в школе, чтобы рисовать в тетрадях.
Теперь кто попробует?
Ребенок: Это альбом. Он нужен в школе, чтобы рисовать рисунки.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это пенал. Он нужен в школе, чтобы в него складывать карандаши.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это линейка. Она нужна в школе, чтобы рисовать.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это тетрадь. Она нужна в школе, чтобы в ней писать.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это ручка. Она нужна в школе, чтобы писать буквы в тетради.
Кладет в портфель.
Воспитатель: А эти вещи нужны в школе?
Воспитатель показывает: Мячик, кукла, машинка?
Дети: нет.
Воспитатель: А это что?
Дети: Букварь.
Воспитатель: Он нужен в школе?
Дети: Да.
Воспитатель: А зачем?
Дети: Чтобы учиться читать.
Воспитатель: А зачем нам учиться читать?
Дети отвечают.
Воспитатель (за Машу): Ой, а я совсем не умею читать, и букв не знаю. Что меня в школу не возьмут?
Дети: Возьмут.
Воспитатель: Возьмут, тебя, Машенька. В школе всему научат. Но подготовиться было бы неплохо.
Воспитатель (за Машу): А как готовиться? Я не знаю.
Воспитатель: Давайте, дети, научим Машу. Знаешь, Маша, все слова, состоят из звуков.
Воспитатель (За Машу): Про звуки, я знаю, я когда шла по лугу к вам, слушала много звуков.
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
На лугу мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Ррр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
А сейчас давайте вспомним и скажем, как рычали собаки?
Детп произносят.
- Какие звуки издавали коровы?
- Как жужжали мухи?
- Какие звуки пели комары?
- А листья в лесу как шумели?
- Как шипели змеи?
Дети произносят.
Воспитатель: Скажите, а змеи, комары, собаки, они могут разговаривать словами речи?
Дети: нет.
Воспитатель: Только человек обладает речью. И мы с вами тоже произносим звуки. Все слова состоят из звуков.
Воспитатель: А теперь мы поиграем и слух поразвиваем.
Итак, первая игра «Угадай слово».
Маша, и вы дети, отгадайте слово, оно находится в нашей комнате, вы прямо на него смотрите. На «С» начинается (Воспитатель четко произносит звук «с», без «э» на конце).
Пока дети думают, еще раз произнести «с».
Воспитатель: С-сахар. Нет, не сахар. Сахара здесь нет.
Кто-то из детей: стол.
Воспитатель: Верно, стол.
Воспитатель: А вот слово на звук «п». Кто отгадает? Мы его сегодня собирали.
Дети думают.
Кто-то называет: портфель.
Воспитатель: верно.
Воспитатель (за Машу): Теперь я загадаю: «м».
Дети думают.
Кто-то говорит: Маша.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А кто, дети, сам хочет загадать слово, которое находится в этой комнате?
Дети загадывают по очереди.
Воспитатель: Молодцы. Весело поиграли. Наверное вы засиделись. Давайте встанем и поиграем в другую игру. Посмотрите.
Здесь на полу веревочка. Мы по ней будем иди по кругу. А на полу карточки лежат.
Воспитатель: Раз-два три, иди, иди,
раз, два три, карточку бери.
Наклоняйтесь, берите карточку, если она рядом с вами. Смотрите, что там? На какой звук?
Дети берут карточки, называю слово и звук: с – собака, в – волк.
Воспитатель: Молодцы, карточки на пол кладите. И дальше по веревочке идите.
Дети идут по веревочке.
Воспитатель: Раз-два три, иди, иди, раз, два три, карточку бери.
Дети берут карточки, называю слово и звук: м – медведь, к – кошка.
Игра повторяется 4-5 раз.
Воспитатель: Молодцы, походили, поиграли, давайте присядем за столики, да позанимаемся.
Дети садятся. У каждого карточка.
Воспитатель: Посмотрите на картинки.
- Что изображено в верхнем ряду слева? Какая птица?
Дети: Дятел.
Воспитатель. А внизу вы видите квадратики. Это звуки, из которых состоит слово дятел. Первый звук какой?
Дети: Д.
Воспитатель: раскрасьте первый квадратик карандашом.
Воспитатель: Что изображено в верхнем правом углу?
Дети: Лук.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: Л.
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Что изображено в нижнем левом углу?
Дети: Коза.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: К
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Что изображено в нижнем правом углу?
Дети: Сыр.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: С.
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте встанем и потянемся.
Выполняется физкультминутка: Деревце, качается, деревце растет высоко.
Воспитатель: Надо нам за столик сесть и чего-нибудь съесть.
Воспитатель: Вы получите еду, если назовете что-нибудь съедобное на букву «к».
Итак, что бы будете кушать?
В случае затруднения, воспитатель показывает карточку.
Дети думают, называют: Картошку, капусту, колбасу, котлету, компот, кефир, крыжовник, кашу, курицу, кисель, конфету и т.д.
Воспитатель: Молодцы, поели. А теперь можно и повеселиться. Сейчас мы с вами будем в цирк играть и смешные предложения сочинять.
Игра «Составь предложение из трех слов».
Воспитатель: Скажу я разные три слова, а вы составьте с ними коротенький рассказ, так чтобы было смешно. Например, вот слова: кошка, тарелка, мяч.
Я составлю: кошка играла в мяч и разбила тарелку. А теперь вы попробуйте: Собака, девочка, машинка.
Дети пробуют: Девочка села в игрушечную машинку с собакой. Собака катала девочку на машинке. Собака села в машинку и уехала от девочки. Девочка догоняла собаку, которая догоняла машинку.
Воспитатель: Молодцы, какие у вас веселые предложения получились. А кто нам скажет три слова?
Один ребенок: Маша, книга, каша,
Дети: Маша уронила книгу в кашу.
Воспитатель (за Машу): Не роняла, я книгу в кашу.
Воспитатель: Машенька, не обижайся, это же для смеха.
Воспитатель (за Машу): А я вовсе и не обижалась. Это я так тренировалась. На актрису буду поступать. Только надо еще мне научиться читать.
Воспитатель: Хорошо, Машенька, приходи к нам в детский сад, мы тебя научим. Правда, дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, понравилось вам занятие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кто к вам сегодня приходил? В какие игры вы играли?
Дети отвечают.
Воспитатель: Скажите, чему вы сегодня научились?
Ответы детей.
Воспитатель: Занятие закончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspet_gramot.docx | 107.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте
для подготовительной группы
на тему «Поиграем с Машей»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: способствовать развитию развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слов.
Упражнять в составлении предложений,
Развивающие: развивать внимание, воображение; развивать мелкую моторику; развивать зрительное восприятие;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность.
Предварительная работа: дидактические игры «Отгадай слово», «Придумай предложение»
Оборудование: кукла Маша, карточки со словами, веревочка (15 м.), портфель, букварь, ручка, тетрадь, линейка, пенал, альбом.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Дети заходят в группу, встают полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.
Дети отвечают.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я Машенька. В этом году мне в школу надо собраться. Вот, я уже портфель приготовила. А что в него положить не знаю.
Воспитатель: Дети, поможем Маше в школу собраться?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: Что нужно положить Маше в портфель?
Чтобы этот предмет положить, нужно объяснить Маше для чего он нужен.
Вот так: Это карандаш. Он нужен в школе, чтобы рисовать в тетрадях.
Теперь кто попробует?
Ребенок: Это альбом. Он нужен в школе, чтобы рисовать рисунки.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это пенал. Он нужен в школе, чтобы в него складывать карандаши.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это линейка. Она нужна в школе, чтобы рисовать.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это тетрадь. Она нужна в школе, чтобы в ней писать.
Кладет в портфель.
Следующий ребенок: Это ручка. Она нужна в школе, чтобы писать буквы в тетради.
Кладет в портфель.
Воспитатель: А эти вещи нужны в школе?
Воспитатель показывает: Мячик, кукла, машинка?
Дети: нет.
Воспитатель: А это что?
Дети: Букварь.
Воспитатель: Он нужен в школе?
Дети: Да.
Воспитатель: А зачем?
Дети: Чтобы учиться читать.
Воспитатель: А зачем нам учиться читать?
Дети отвечают.
Воспитатель (за Машу): Ой, а я совсем не умею читать, и букв не знаю. Что меня в школу не возьмут?
Дети: Возьмут.
Воспитатель: Возьмут, тебя, Машенька. В школе всему научат. Но подготовиться было бы неплохо.
Воспитатель (за Машу): А как готовиться? Я не знаю.
Воспитатель: Давайте, дети, научим Машу. Знаешь, Маша, все слова, состоят из звуков.
Воспитатель (За Машу): Про звуки, я знаю, я когда шла по лугу к вам, слушала много звуков.
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
На лугу мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Ррр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
А сейчас давайте вспомним и скажем, как рычали собаки?
Детп произносят.
- Какие звуки издавали коровы?
- Как жужжали мухи?
- Какие звуки пели комары?
- А листья в лесу как шумели?
- Как шипели змеи?
Дети произносят.
Воспитатель: Скажите, а змеи, комары, собаки, они могут разговаривать словами речи?
Дети: нет.
Воспитатель: Только человек обладает речью. И мы с вами тоже произносим звуки. Все слова состоят из звуков.
Воспитатель: А теперь мы поиграем и слух поразвиваем.
Итак, первая игра «Угадай слово».
Маша, и вы дети, отгадайте слово, оно находится в нашей комнате, вы прямо на него смотрите. На «С» начинается (Воспитатель четко произносит звук «с», без «э» на конце).
Пока дети думают, еще раз произнести «с».
Воспитатель: С-сахар. Нет, не сахар. Сахара здесь нет.
Кто-то из детей: стол.
Воспитатель: Верно, стол.
Воспитатель: А вот слово на звук «п». Кто отгадает? Мы его сегодня собирали.
Дети думают.
Кто-то называет: портфель.
Воспитатель: верно.
Воспитатель (за Машу): Теперь я загадаю: «м».
Дети думают.
Кто-то говорит: Маша.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А кто, дети, сам хочет загадать слово, которое находится в этой комнате?
Дети загадывают по очереди.
Воспитатель: Молодцы. Весело поиграли. Наверное вы засиделись. Давайте встанем и поиграем в другую игру. Посмотрите.
Здесь на полу веревочка. Мы по ней будем иди по кругу. А на полу карточки лежат.
Воспитатель: Раз-два три, иди, иди,
раз, два три, карточку бери.
Наклоняйтесь, берите карточку, если она рядом с вами. Смотрите, что там? На какой звук?
Дети берут карточки, называю слово и звук: с – собака, в – волк.
Воспитатель: Молодцы, карточки на пол кладите. И дальше по веревочке идите.
Дети идут по веревочке.
Воспитатель: Раз-два три, иди, иди, раз, два три, карточку бери.
Дети берут карточки, называю слово и звук: м – медведь, к – кошка.
Игра повторяется 4-5 раз.
Воспитатель: Молодцы, походили, поиграли, давайте присядем за столики, да позанимаемся.
Дети садятся. У каждого карточка.
Воспитатель: Посмотрите на картинки.
- Что изображено в верхнем ряду слева? Какая птица?
Дети: Дятел.
Воспитатель. А внизу вы видите квадратики. Это звуки, из которых состоит слово дятел. Первый звук какой?
Дети: Д.
Воспитатель: раскрасьте первый квадратик карандашом.
Воспитатель: Что изображено в верхнем правом углу?
Дети: Лук.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: Л.
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Что изображено в нижнем левом углу?
Дети: Коза.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: К
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Что изображено в нижнем правом углу?
Дети: Сыр.
Какой первый звук в этом слове?
Дети: С.
Найдите первый квадратик и разукрасьте.
Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте встанем и потянемся.
Выполняется физкультминутка: Деревце, качается, деревце растет высоко.
Воспитатель: Надо нам за столик сесть и чего-нибудь съесть.
Воспитатель: Вы получите еду, если назовете что-нибудь съедобное на букву «к».
Итак, что бы будете кушать?
В случае затруднения, воспитатель показывает карточку.
Дети думают, называют: Картошку, капусту, колбасу, котлету, компот, кефир, крыжовник, кашу, курицу, кисель, конфету и т.д.
Воспитатель: Молодцы, поели. А теперь можно и повеселиться. Сейчас мы с вами будем в цирк играть и смешные предложения сочинять.
Игра «Составь предложение из трех слов».
Воспитатель: Скажу я разные три слова, а вы составьте с ними коротенький рассказ, так чтобы было смешно. Например, вот слова: кошка, тарелка, мяч.
Я составлю: кошка играла в мяч и разбила тарелку. А теперь вы попробуйте: Собака, девочка, машинка.
Дети пробуют: Девочка села в игрушечную машинку с собакой. Собака катала девочку на машинке. Собака села в машинку и уехала от девочки. Девочка догоняла собаку, которая догоняла машинку.
Воспитатель: Молодцы, какие у вас веселые предложения получились. А кто нам скажет три слова?
Один ребенок: Маша, книга, каша,
Дети: Маша уронила книгу в кашу.
Воспитатель (за Машу): Не роняла, я книгу в кашу.
Воспитатель: Машенька, не обижайся, это же для смеха.
Воспитатель (за Машу): А я вовсе и не обижалась. Это я так тренировалась. На актрису буду поступать. Только надо еще мне научиться читать.
Воспитатель: Хорошо, Машенька, приходи к нам в детский сад, мы тебя научим. Правда, дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, понравилось вам занятие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кто к вам сегодня приходил? В какие игры вы играли?
Дети отвечают.
Воспитатель: Скажите, чему вы сегодня научились?
Ответы детей.
Воспитатель: Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе
План-конспект занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему: «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ) ВОСПИТАТЕЛЬ:За...
Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)
Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми 1 младшей группы Тема: «Устроим кукле Маше комнату».
Данный конспект разработан для детей 2 - 3 летЦель: расширение представления детей о мебели.Задачи:Формировать представления детей о мебели, активизировать в их речи слова, обозначающие названия предм...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к куклам Кате и Маше»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к куклам Кате и Маше»...
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимнее путешествие"...
Методическая разработка "Эмоциональный интеллект у дошкольников". Конспект НОД по развитию речи в старшей и подготовительной группе. Тема "Наши эмоции".
Конспект НОД по развитию речи в старшей и подготовительной группе на тему "Наши эмоции"....
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: Чтение потешки «Наша Маша маленькая», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: Чтение потешки «Наша Маша маленькая», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» Цель:Воспитание желания ...