Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы на тему «Поиграем с Машей»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вологдина Светлана

Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте

для подготовительной группы

на тему «Поиграем с Машей»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: способствовать развитию развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слов.

Упражнять в составлении предложений,

Развивающие: развивать внимание, воображение; развивать мелкую моторику; развивать зрительное восприятие;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность.

Предварительная работа: дидактические игры «Отгадай слово», «Придумай предложение»

Оборудование: кукла Маша, карточки со словами, веревочка (15 м.), портфель, букварь, ручка, тетрадь, линейка, пенал, альбом.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Дети заходят в группу,  встают полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.

Дети отвечают.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я Машенька. В этом году мне в школу надо собраться. Вот, я уже портфель приготовила. А что в него положить не знаю.

Воспитатель: Дети, поможем Маше в школу собраться?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: Что нужно положить Маше в портфель?

Чтобы этот предмет положить, нужно объяснить Маше для чего он нужен.

Вот так: Это карандаш. Он нужен в школе, чтобы рисовать в тетрадях.

Теперь кто попробует?

Ребенок: Это альбом. Он нужен в школе, чтобы рисовать рисунки.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это пенал. Он нужен в школе, чтобы в него складывать карандаши.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это линейка. Она нужна в школе, чтобы рисовать.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это тетрадь. Она нужна в школе, чтобы в ней писать.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это ручка. Она нужна в школе, чтобы писать буквы в тетради.

Кладет в портфель.

Воспитатель: А эти вещи нужны в школе?

Воспитатель показывает: Мячик, кукла, машинка?

Дети: нет.

Воспитатель: А это что?

Дети: Букварь.

Воспитатель: Он нужен в школе?

Дети: Да.

Воспитатель: А зачем?

Дети: Чтобы учиться читать.

Воспитатель: А зачем нам учиться читать?

Дети отвечают.

Воспитатель (за Машу): Ой, а я совсем не умею читать, и букв не знаю. Что меня в школу не возьмут?

Дети: Возьмут.

Воспитатель: Возьмут, тебя, Машенька. В школе всему научат. Но подготовиться было бы неплохо.

Воспитатель (за Машу): А как готовиться? Я не знаю.

Воспитатель: Давайте, дети, научим Машу. Знаешь, Маша, все слова, состоят из звуков.

Воспитатель (За Машу): Про звуки, я знаю, я когда шла по лугу к вам, слушала много звуков.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

На лугу мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас давайте вспомним и скажем, как рычали собаки?

Детп произносят.

- Какие звуки издавали коровы?

- Как жужжали мухи?

- Какие звуки пели комары?

- А листья в лесу как шумели?

- Как шипели змеи?

Дети произносят.

Воспитатель: Скажите, а змеи, комары, собаки, они могут разговаривать словами речи?

Дети: нет.

Воспитатель: Только человек обладает речью. И мы с вами тоже произносим звуки. Все слова состоят из звуков.

Воспитатель: А теперь мы поиграем и слух поразвиваем.

Итак, первая игра «Угадай слово».

Маша, и вы дети, отгадайте слово, оно находится в нашей комнате, вы прямо на него смотрите. На «С» начинается (Воспитатель четко произносит звук «с», без «э» на конце).

Пока дети думают, еще раз произнести «с».

Воспитатель: С-сахар. Нет, не сахар. Сахара здесь нет.

Кто-то из детей: стол.

Воспитатель: Верно, стол.

Воспитатель: А вот слово на звук «п». Кто отгадает? Мы его сегодня собирали.

Дети думают.

Кто-то называет: портфель.

Воспитатель: верно.

Воспитатель (за Машу): Теперь я загадаю: «м».

Дети думают.

Кто-то говорит: Маша.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: А кто, дети, сам хочет загадать слово, которое находится в этой комнате?

Дети загадывают по очереди.

Воспитатель: Молодцы. Весело поиграли. Наверное вы засиделись. Давайте встанем и поиграем в другую игру. Посмотрите.

Здесь на полу веревочка. Мы по ней будем иди по кругу. А на полу карточки лежат.

Воспитатель: Раз-два три, иди, иди,

раз, два три, карточку бери.

Наклоняйтесь, берите карточку, если она рядом с вами. Смотрите, что там? На какой звук?

Дети берут карточки, называю слово и звук: с – собака, в – волк.

Воспитатель: Молодцы, карточки на пол кладите. И дальше по веревочке идите.

Дети идут по веревочке.

Воспитатель: Раз-два три, иди, иди, раз, два три, карточку бери.

Дети берут карточки, называю слово и звук: м – медведь, к – кошка.

Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Молодцы, походили, поиграли, давайте присядем за столики, да позанимаемся.

Дети садятся. У каждого карточка.

Воспитатель: Посмотрите на картинки.

- Что изображено в верхнем ряду слева? Какая птица?

Дети: Дятел.

Воспитатель. А внизу вы видите квадратики. Это звуки, из которых состоит слово дятел. Первый звук какой?

Дети: Д.

Воспитатель: раскрасьте первый квадратик карандашом.

 

Воспитатель: Что изображено в верхнем правом углу?

Дети: Лук.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: Л.

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Что изображено в нижнем левом углу?

Дети: Коза.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: К

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Что изображено в нижнем правом углу?

Дети: Сыр.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: С.

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте встанем и потянемся.

Выполняется физкультминутка: Деревце, качается, деревце растет высоко.

Воспитатель: Надо нам за столик сесть и чего-нибудь съесть.

Воспитатель: Вы получите еду, если назовете что-нибудь съедобное на букву «к».

Итак, что бы будете кушать?

В случае затруднения, воспитатель показывает карточку.

Дети думают, называют: Картошку, капусту, колбасу, котлету, компот, кефир, крыжовник, кашу, курицу, кисель, конфету и т.д.

Воспитатель: Молодцы, поели. А теперь можно и повеселиться. Сейчас мы с вами будем в цирк играть и смешные предложения сочинять.

Игра «Составь предложение из трех слов».

Воспитатель: Скажу я разные три слова, а вы составьте с ними коротенький рассказ, так чтобы было смешно. Например, вот слова: кошка, тарелка, мяч.

Я составлю: кошка играла в мяч и разбила тарелку. А теперь вы попробуйте: Собака, девочка, машинка.

Дети пробуют: Девочка села в игрушечную машинку с собакой. Собака катала девочку на машинке. Собака села в машинку и уехала от девочки. Девочка догоняла собаку, которая догоняла машинку.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас веселые предложения получились. А кто нам скажет три слова?

Один ребенок: Маша, книга, каша,

Дети: Маша уронила книгу в кашу.

Воспитатель (за Машу): Не роняла, я книгу в кашу.

Воспитатель: Машенька, не обижайся, это же для смеха.

Воспитатель (за Машу): А я вовсе и не обижалась. Это я так тренировалась. На актрису буду поступать. Только надо еще мне научиться читать.

Воспитатель: Хорошо, Машенька, приходи к нам в детский сад, мы тебя научим. Правда, дети?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, понравилось вам занятие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Кто к вам сегодня приходил? В какие игры вы играли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Скажите, чему вы сегодня научились?

Ответы детей.

Воспитатель: Занятие закончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_gramot.docx107.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте

для подготовительной группы

на тему «Поиграем с Машей»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: способствовать развитию развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слов.

Упражнять в составлении предложений,

Развивающие: развивать внимание, воображение; развивать мелкую моторику; развивать зрительное восприятие;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность.

Предварительная работа: дидактические игры «Отгадай слово», «Придумай предложение»

Оборудование: кукла Маша, карточки со словами, веревочка (15 м.), портфель, букварь, ручка, тетрадь, линейка, пенал, альбом.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Дети заходят в группу,  встают полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.

Дети отвечают.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я Машенька. В этом году мне в школу надо собраться. Вот, я уже портфель приготовила. А что в него положить не знаю.

Воспитатель: Дети, поможем Маше в школу собраться?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: Что нужно положить Маше в портфель?

Чтобы этот предмет положить, нужно объяснить Маше для чего он нужен.

Вот так: Это карандаш. Он нужен в школе, чтобы рисовать в тетрадях.

Теперь кто попробует?

Ребенок: Это альбом. Он нужен в школе, чтобы рисовать рисунки.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это пенал. Он нужен в школе, чтобы в него складывать карандаши.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это линейка. Она нужна в школе, чтобы рисовать.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это тетрадь. Она нужна в школе, чтобы в ней писать.

Кладет в портфель.

Следующий ребенок: Это ручка. Она нужна в школе, чтобы писать буквы в тетради.

Кладет в портфель.

Воспитатель: А эти вещи нужны в школе?

Воспитатель показывает: Мячик, кукла, машинка?

Дети: нет.

Воспитатель: А это что?

Дети: Букварь.

Воспитатель: Он нужен в школе?

Дети: Да.

Воспитатель: А зачем?

Дети: Чтобы учиться читать.

Воспитатель: А зачем нам учиться читать?

Дети отвечают.

Воспитатель (за Машу): Ой, а я совсем не умею читать, и букв не знаю. Что меня в школу не возьмут?

Дети: Возьмут.

Воспитатель: Возьмут, тебя, Машенька. В школе всему научат. Но подготовиться было бы неплохо.

Воспитатель (за Машу): А как готовиться? Я не знаю.

Воспитатель: Давайте, дети, научим Машу. Знаешь, Маша, все слова, состоят из звуков.

Воспитатель (За Машу): Про звуки, я знаю, я когда шла по лугу к вам, слушала много звуков.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

На лугу мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас давайте вспомним и скажем, как рычали собаки?

Детп произносят.

- Какие звуки издавали коровы?

- Как жужжали мухи?

- Какие звуки пели комары?

- А листья в лесу как шумели?

- Как шипели змеи?

Дети произносят.

Воспитатель: Скажите, а змеи, комары, собаки, они могут разговаривать словами речи?

Дети: нет.

Воспитатель: Только человек обладает речью. И мы с вами тоже произносим звуки. Все слова состоят из звуков.

Воспитатель: А теперь мы поиграем и слух поразвиваем.

Итак, первая игра «Угадай слово».

Маша, и вы дети, отгадайте слово, оно находится в нашей комнате, вы прямо на него смотрите. На «С» начинается (Воспитатель четко произносит звук «с», без «э» на конце).

Пока дети думают, еще раз произнести «с».

Воспитатель: С-сахар. Нет, не сахар. Сахара здесь нет.

Кто-то из детей: стол.

Воспитатель: Верно, стол.

Воспитатель: А вот слово на звук «п». Кто отгадает? Мы его сегодня собирали.

Дети думают.

Кто-то называет: портфель.

Воспитатель: верно.

Воспитатель (за Машу): Теперь я загадаю: «м».

Дети думают.

Кто-то говорит: Маша.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: А кто, дети, сам хочет загадать слово, которое находится в этой комнате?

Дети загадывают по очереди.

Воспитатель: Молодцы. Весело поиграли. Наверное вы засиделись. Давайте встанем и поиграем в другую игру. Посмотрите.

Здесь на полу веревочка. Мы по ней будем иди по кругу. А на полу карточки лежат.

Воспитатель: Раз-два три, иди, иди,

раз, два три, карточку бери.

Наклоняйтесь, берите карточку, если она рядом с вами. Смотрите, что там? На какой звук?

Дети берут карточки, называю слово и звук: с – собака, в – волк.

Воспитатель: Молодцы, карточки на пол кладите. И дальше по веревочке идите.

Дети идут по веревочке.

Воспитатель: Раз-два три, иди, иди, раз, два три, карточку бери.

Дети берут карточки, называю слово и звук: м – медведь, к – кошка.

Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Молодцы, походили, поиграли, давайте присядем за столики, да позанимаемся.

Дети садятся. У каждого карточка.

Воспитатель: Посмотрите на картинки.

- Что изображено в верхнем ряду слева? Какая птица?

Дети: Дятел.

Воспитатель. А внизу вы видите квадратики. Это звуки, из которых состоит слово дятел. Первый звук какой?

Дети: Д.

Воспитатель: раскрасьте первый квадратик карандашом.

https://www.farosta.ru/sites/default/files/articles/15/1_22.jpg

Воспитатель: Что изображено в верхнем правом углу?

Дети: Лук.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: Л.

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Что изображено в нижнем левом углу?

Дети: Коза.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: К

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Что изображено в нижнем правом углу?

Дети: Сыр.

Какой первый звук в этом слове?

Дети: С.

Найдите первый квадратик и разукрасьте.

Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте встанем и потянемся.

Выполняется физкультминутка: Деревце, качается, деревце растет высоко.

Воспитатель: Надо нам за столик сесть и чего-нибудь съесть.

Воспитатель: Вы получите еду, если назовете что-нибудь съедобное на букву «к».

Итак, что бы будете кушать?

В случае затруднения, воспитатель показывает карточку.

Дети думают, называют: Картошку, капусту, колбасу, котлету, компот, кефир, крыжовник, кашу, курицу, кисель, конфету и т.д.

Воспитатель: Молодцы, поели. А теперь можно и повеселиться. Сейчас мы с вами будем в цирк играть и смешные предложения сочинять.

Игра «Составь предложение из трех слов».

Воспитатель: Скажу я разные три слова, а вы составьте с ними коротенький рассказ, так чтобы было смешно. Например, вот слова: кошка, тарелка, мяч.

Я составлю: кошка играла в мяч и разбила тарелку. А теперь вы попробуйте: Собака, девочка, машинка.

Дети пробуют: Девочка села в игрушечную машинку с собакой. Собака катала девочку на машинке. Собака села в машинку и уехала от девочки. Девочка догоняла собаку, которая догоняла машинку.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас веселые предложения получились. А кто нам скажет три слова?

Один ребенок: Маша, книга, каша,

Дети: Маша уронила книгу в кашу.

Воспитатель (за Машу): Не роняла, я книгу в кашу.

Воспитатель: Машенька, не обижайся, это же для смеха.

Воспитатель (за Машу): А я вовсе и не обижалась. Это я так тренировалась. На актрису буду поступать. Только надо еще мне научиться читать.

Воспитатель: Хорошо, Машенька, приходи к нам в детский сад, мы тебя научим. Правда, дети?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, понравилось вам занятие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Кто к вам сегодня приходил? В какие игры вы играли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Скажите, чему вы сегодня научились?

Ответы детей.

Воспитатель: Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми 1 младшей группы Тема: «Устроим кукле Маше комнату».

Данный конспект разработан для детей 2 - 3 летЦель: расширение представления детей о мебели.Задачи:Формировать представления детей о мебели, активизировать в их речи слова, обозначающие названия предм...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к куклам Кате и Маше»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по  теме: «В гости к куклам Кате и Маше»...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимнее путешествие"...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: Чтение потешки «Наша Маша маленькая», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: Чтение потешки «Наша Маша маленькая», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» Цель:Воспитание желания ...