Гласные звуки. звук и буква У.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
В методическую копилку. Обучение грамоте.
Гласные звуки. Звук У.
I этап
Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.
А – руки вверх;
У – руки вперед;
И – руки в стороны;
О – руки перед собой;
Э – руки овалом сзади;
Ы – руки овалом спереди.
(Артикуляция голосом.)
Анализ артикуляции звука
Звук [У] можно свободно петь. Губы выпячиваем трубочкой, воздух свободно идет через рот, звук долго тянем. Во рту ничего не мешает. звук [У] гласный.
У – мы в дудочку дудим,
У – как поезд мы гудим
У – вперед мы тянем губки,
В узенькую дуем трубку.
Слушай, слушай: У - гудит,
У в начале слов звучит:
Утро, улей, Умка, уголь,
Угорь, утка, умница,
Ушки, угол, улица. И. Лопухина
Фонетическая зарядка
Как воет волк? (У-У-У) Как кричит человек, который заблудился в лесу? (АУ-АУ-АУ) Как плачет малыш в коляске? (УА-УА-УА) Как кукует кукушка? (КУ-КУ-КУ)
Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
(Пропевание стихотворения на простой мотив)
Громким голосом споем: У-У-У-У! (Дети подпевают громко.)
Тихим голосом споем: У-У-У-У! (Тихо.)
Звонким голосом споем: У-У-У-У! (Звонко, высоко.)
Грубым голосом споем: У-У-У-У! (Низко.)
Голосом, голосом все поют вокруг,
Потому что У-У-У-У – это гласный звук.
Красивый и певучий этот гласный звук,
Голосом, голосом все поют вокруг.
У-У-У-У (Петь по нотам знакомой песенки.)
Хлопни в ладоши если услышишь звук [У]
Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Хлопни в ладоши если услышишь звук [У]. О-у-а-ы-а-у-и-а …
Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха
Содержание упражнений | Выполняемые действия |
Вот помощники мои | |
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. | Дети держат ладошки пальчиками вверх. Крутят кистями рук вправо-влево. |
Раз, два, три, четыре, пять - | Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших. |
Могут пальчики играть! | Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки. |
Ветерок | |
Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку. | Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи. |
II этап
Образное называние звука или звукосочетания.
Утка утром рано встала, умываться сразу стала. (Б.Н. Тимофеев)
У опушки две старушки брали грузди и волнушки.
Филин: - У-ух! Филин: - У-ух!
У старушек замер дух:
Жутко.
ФКМ
Волки воют на луну: У-У-У-У. (Идти крадучись, как волк.)
Песню грустную пою: У-У-У-У. (Имитация пения, рука сжата в кулачок в виде микрофона, повороты корпусом.)
Ветер сильно завывает: У-У-У-У. (Руки вверх, покачивание руками как ветвями деревьев.)
Поезд тихо подъезжает: У-У-У-У. (Руки, согнуты в локтях, изображаем движение колес поезда.)
Я стою и звонким голосом пою, (Хлопки перед собой, сзади себя.)
Потому, что он - певучий,
Этот гласный У. (Повторяем дважды хором последние две строчки для закрепления понятия.)
III этап
Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.
Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки. Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Развитие фонематического слуха. Работа со звуком в слове.
Работа на усвоение терминов «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и другие упражнения, например
-каким словом можно сказать про то, что делает … (ветер, кошка и др.);
-о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка), красная (шапочка), узкая (лента);
-какими словами можно сказать про … (маму, солнышко, листочек);
-отгадай, о чем (о ком) эти слова большая стеклянная … (ваза или стакан)? Большая, пушистая … (собака или щенок).
«Хлопни, когда услышишь [У] в словах». Педагог утрированно читает слова, делая паузу после каждого слова.
Утенок за уткой быстро спешит.
«Я кушать хочу» - он тихо пищит.
Уточка в речку нырнула, и вот –
Утенок за ней как кораблик плывет.
IV этап
Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.
Загадки
Работа со звуком в слове
Что это у галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Скороговорки
В грязи у Олега увязла телега;
Сидеть тут Олегу до самого снегу.
Считалки
У тропинки у тропы
За ночь выросли грибы:
Подосиновик с осинку,
Подберезовик с березку,
А опенок как бочонок,
А маслята как ребята.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.
-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.
-Выложить букву из крупы.
-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В гостях у гласных звуков. Звук и буква О"
занятие для детей старшей группы...
Гласные звуки. Звук и буква И
Моя разработка по теме "Гласные звуки. Звук и буква И". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Осовная часть для знакомства со звуком и ...
Гласные звуки. Звук и буква Ы
Моя разработка по теме "Гласные звуки. Звук и буква Ы". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Основная часть для знакомства со звуком и...
Гласные звуки. Звук и буква Э
Моя разработка по теме "Гласные звуки. Звук и буква Э". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Основная часть для знакомства со звуком и...
Закрепление. Звуки А, О, У, И. Выделение начального гласного звука в слове. Буква О
Коррекционно-образовательные цели: - Узнавание и выделение звуков [а] [у] [о] [и], соотнесение звука со схемой. - Закрепление умения определять наличия гласных зву...
Памятка о звуках "Звук - это не буква"
Памятка о звуках предназначена для начинающих логопедов, воспитателей и родителей дошколят. В ней дана характеристика гласных и согласных звуков с опорой на фонетические законы русского языка, объясне...
Конспект занятия "Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А "(знакомство)
Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство)...