Памятка о звуках "Звук - это не буква"
методическая разработка по логопедии
Памятка о звуках предназначена для начинающих логопедов, воспитателей и родителей дошколят. В ней дана характеристика гласных и согласных звуков с опорой на фонетические законы русского языка, объяснено, в чём состоит отличие звука от буквы, а также предложена методика обучения звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_o_zvukah.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА о ЗВУКАХ
Звук – это НЕ буква!
Помните: звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем. Звук называется чисто, без сочетания с другими звуками: «М», не «ЭМ» или «МЭ». «МЭ» – это 2 звука: [М] и [Э]. Изучая с ребёнком названия букв, произносите их как звуки. Таким образом, вы облегчите ребёнку процесс обучения чтению, потому что при чтении ребёнок сливает не буквы, а звуки: [М]___[А] = МА.
Гласные звуки: А, О, У, Э, И, Ы ( всего 6 звуков):
- образуются с помощью голоса и определённой позиции губ;
- не встречают преграды в виде языка;
- поются;
- образуют слог.
Гласные звуки [О] и [Э] не всегда соотносятся с буквами, а только лишь, находясь под ударением: облако, осень, очень, окна, обруч, озеро, печь [п’эч], меч. Сравните: слово «очки» мы произносим как [ачки]. Гласный звук [И] тоже иногда не соотносится с буквой И, так в слове ЦИРК мы слышим и произносим звук [Ы].
Согласные звуки (все остальные звуки):
- произносятся при помощи голоса и шума (звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Й, З, Ж, Л, М, Н, Р,) или только шума (глухие звуки: Ц, К, Ш, Щ, Х, Ф, П, Ч, С, Т);
- встречают преграду в виде языка или зубов;
- не поются, хотя и существуют долгие согласные звуки, которые можно протянуть: [Ш], [Ж], [С], [З], [М], [Н], [Р],[В], [Ф] (и их мягкие варианты, если они есть);
- не образуют слог;
- могут быть парными по звонкости-глухости: [Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ш-Ж].
Звонкие парные согласные звуки оглушаются в конце слов и перед глухими согласными (ЖУК - [ЖУК], но НОЖ – [НОШ], сравните: ножик, ножка – но[ш]ка). То есть, звонкие согласные не могут находиться в конце слов или перед глухими согласным звуками, они «превращаются» в глухие.
- Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости: [Б-БЬ, П-ПЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, З-ЗЬ, М-МЬ, Н-НЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ].
То есть, одна буква может обозначать 2 звука: так буква Р может обозначать как твёрдый звук [Р], так и мягкий звук [РЬ] (рот – рёв). Будьте внимательны! Например, звука [Л] в словах «лес», «лиса», «лето» нет, здесь есть звук [ЛЬ]).
Звуки Ш, Ц, Ж всегда твёрдые. Звуки Й, Щ, Ч, Й всегда мягкие.
Буквы Ъ, Ь не обозначают звуков! Буква Ь говорит о мягкости предыдущего звука.
Йотированные буквы:
Буквы Я, Ю, Е, Ё в определённой позиции слова обозначают два звука [ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО ]: ЯМА – [ЙА-МА], ЮЛА – [ЙУ-ЛА], ЁЖ – [ЙОШ ], ЕЛЬ – [ЙЭЛЬ].
- в начале слова (ЮЛА);
- после гласного звука или разделительного знака (МАЯК- [МА-ЙАК]).
На начальном этапе важно научить ребёнка слышать гласные звуки в слове, иначе гласный звук воспринимается им как призвук согласного. Для этого следует обратить внимание на артикуляцию гласных звуков, она очень показательна, ведь можно догадаться о каком звуке идёт речь, даже не произнося его вслух, по положению губ: при произнесении звука /А/ рот широко открыт, при звуке /У/ губы вытягиваются трубочкой, при /О/ – губы принимают форму вертикального овала, при /Э/ – горизонтального большого овала, при /И/ – улыбаются («добрый» звук), при /Ы/ – принимают форму оскала («сердитый» звук – показывает зубки). Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, то зрительный контроль (опора на артикуляцию) просто необходим. Сначала следует учить определять гласный звук в начале слова; далее – в односложных словах типа ЛАК, ЛУК, ЛОБ, СЫН, НИЗ, ДЫМ, пропевая гласные (ла-а-ак); далее – определять количество данного звука в слове, по-прежнему пропевая и чётко артикулируя гласные звуки (ба-а-на-а-ан, а-на-а-на-ас). И только после этой кропотливой работы можно начинать знакомить детей с согласными звуками.
Количество звуков в слове сначала определяется в закрытом слоге (АП, АМ, ОП, АП, ОХ, АХ, ЭХ, УХ..), затем – в открытом (ПА, МА, БА, ХА, МУ, КО, ГА…), далее – в односложных словах (ЛОБ), двухсложных с открытыми слогам (ЛАМА), односложных со стечением согласных звуков (СТОЛ).
При работе в тетради твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие – зелёным; гласные – красным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей - Понятия звук и буква.
Памятка для родителейПонятия звук и буква.БУКВЫ мы видим и пишем, а ЗВУКИ мы слышим и произносим.Чтобы не путать ребёнка, на протяжении периода обучения чтению дома следует называть и звуки, и соответ...
Памятка для родителей "Звуки и буквы"
Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, ...
Памятка для родителей «Поговорим о буквах и о звуках»
Уважаемые родители, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить некоторые правила....
Памятка для родителей "Поговорим о буквах и звуках"
Уважаемые родители, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить о том, что:Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то,...
Памятка для родителей "Звуки и буквы"
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить что такое "буква" и что такое "звук"....
Памятка для родителей "Приемы запоминания букв"
Процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Для лучшего запоминания буквы и развития мелкой моторики пальцев рук каждому ре...
Памятка для родителей "Речевые звуки. Буквы"
Одной из удобных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей является – памятка, которая позволяет кратко и ёмко раскрывать вопросы развития речи ребенка.Памятка для родителей «Речевы...