Рабочая программа кружка по обучению грамоте и чтению
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Целью программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Задачей программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_obucheniyu_chteniyu.docx | 48.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №169.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«Читай-ка»
Составитель:
Нуркаева Зульфия Камилевна
Уфа 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
Перспективное планирование программного содержания
- Методическое обеспечение программы
Технические средства. Учебно-наглядный материал
и оборудование
- Список использованной литературы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
.
- На основе программы Нищевой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
- требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
- занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
- Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
- Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
- Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
- Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
- Подготовка руки ребенка к письму.
Особенности программы.
Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения. На каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры.
- Фонематические упражнения.
- Работа с текстами.
- Рисование.
Участники программы – дети 5 - 7 лет.
Срок реализации программы- 1 год
Реализует программу:
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Нуркаева Зульфия Камилевна
Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);
- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;
- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;
- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
В процессе реализации программы необходимо добиться:
-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
-отслеживания динамики положительных изменений;
- своевременного закрепления достигнутых результатов.
Ожидаемый результат
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения,
- умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
3. Сформированность орфоэпической правильности речи.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
- В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
- К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Формы работы
- Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивной доски, игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Работа с родителями
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Формы подведения итогов:
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, апрель.
Перспективное планирование программного содержания
На 2020-2021 учебный год
Тематическое планирование занятий по обучению чтению.
месяц | № | тема | Содержание работы |
Сентябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика Звук а и буква А Звук у и буква У. Составление и чтение слияний АУ и УА. Повторение и закрепление пройденного. Звук о и буква О. Звук и и буква И. | Оценить состояние произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов у каждого ребенка. Ознакомление с артикуляцией звука а. Формирование умения узнавать звук а в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Ознакомление с артикуляцией звука у. Формирование умения узнавать звук у в ряду других гласных звуков. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения читать слияния АУ и УА. Формирование умения различать звуки а, у в ряду других звуков. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепление навыка узнавания букв А, У в словах. Ознакомление с артикуляцией звука о. Формирование умения узнавать звук о в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. Ознакомление с артикуляцией звука и в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву и в словах. |
Октябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. Звук т и буква Т. Повторение и закрепление пройденного. Звук п и буква П. Повторение и закрепление пройденного. Звук н и буква Н. Звук м и буква М. Повторение и закрепление пройденного. | Формирование умения составления и чтения слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. Ознакомление с артикуляцией звука т. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком т. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука т. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков Ознакомление с артикуляцией звука п. Формирование умения выделять конечный и начальный звук п. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком п. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение прямых и обратных слогов с буквой П. Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыка звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Совершенствование навыка конструирования и трансформирования пройденных букв из различных материалов. Ознакомление с артикуляцией звука н. Формирование умения конечный и начальный звук н. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком н. Деление двусложных слов (Нина, Ната, ноты) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н. Ознакомление с артикуляцией звука м. Формирование умения выделять конечный и начальный звук м. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком м. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение прямых и обратных слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Формирование понятия о предложении. Различение звуков н – м в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». |
Ноябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Звук к и буква К. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Звук б и буква Б. Звук д и буква Д. Повторение и закрепление пройденного. Звук г и буква Г. | Ознакомление с артикуляцией звука к. Выделение конечного и начального звука к. Подбор слов, начинающихся и заканчивающихся звуком к. Деление двусложных слов ( маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение прямых и обратных слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове, различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа (умения вставлять недостающую букву в слово). Совершенствование умения правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. Ознакомление с артикуляцией звука б. Формирование понятий о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов со звуком б. Узнавание буквы Б в словах. Ознакомление с артикуляцией звука д. Закрепление понятий о твердости-мягкости согласных звуков. Звуковой анализ. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. Ознакомление с артикуляцией звука г. Закрепление понятий о твердости-мягкости, о глухости-звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков. Подбор слов, начинающихся со звука г. Определение места звука г в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, слов с буквой Г. Формирование понятия о предложении. |
Декабрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного Звук ф и буква Ф. Звук в и буква В. Повторение и закрепление пройденного Звук х и буква Х. Повторение и закрепление пройденного. Звук ы и буква Ы. | Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком г. Упражнения в различении звуков г-г*, к-г. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами. Ознакомление с артикуляцией звука ф. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Подбор слов, начинающихся со звука ф. Звуковой анализ слов. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Ознакомление с артикуляцией звука в. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Подбор слов, начинающихся со звуков в. Звуковой анализ слов. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков в словах. Формирование навыка решения кроссворда. Ознакомление с артикуляцией звука х. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука х из слов. Подбор слов, начинающихся со звука х. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков в словах. Ознакомление с артикуляцией звука ы. Упражнение в узнавании звука ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков ы-и в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Формирование навыка звукового анализа трехзвучных слов. |
Январь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Звук с и буква С. Повторение и закрепление пройденного. Звук з и буква З. Звук ш и буква Ш. Повторение и закрепление пройденного. Звук ж и буква Ж. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. | Ознакомление с артикуляцией звука с. Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука с из слов. Подбор слов, начинающихся со звука с. Звуковой анализ слов. Упражнение на определение места звука с в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение прямых и обратных слогов с буквой С. Упражнение в деление слов на слоги. Упражнение в чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении слов на слоги. Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов. Ознакомление с артикуляцией звука з Закрепление понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Выделение звука з из слов. Подбор слов, начинающихся со звука з. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений с буквой З. Закрепление понятия о предложении. Ознакомление с артикуляцией звука ш. За Выделение звука ш из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ш. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ш. Конструирование и печатание буквы Ш. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Ш. Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков с-ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов. Ознакомление с артикуляцией звука ж. За Выделение звука ж из слов. Подбор слов, начинающихся со звука ж. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Ж. Конструирование и печатание буквы Ж. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Ж. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Дифференциация звуков з-ж в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Дифференциация звуков ш-с, ж-з в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв, чтения слов с пройденными буквами. |
Февраль | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Звук э и буква Э. Звук j и буква Й. Буква Е. Буква Ё. Буква Ю. Буква Я. Повторение и закрепление пройденного. Звук ц и буква Ц. | Ознакомление с артикуляцией звука э. За Выделение звука э из слов. Подбор слов, начинающихся со звука э. Звуковой анализ слов. Упражнение в определении места звука в слове. Буква Э. Конструирование и печатание буквы Э. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Э. Ознакомление с артикуляцией звука j. Закрепление понятий о твердости-мягкости. глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука j в ряду звуков, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Ознакомление с новой буквой. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Ознакомление с артикуляцией звука ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений. Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв. |
Март | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Звук ч и буква Ч. Повторение и закрепление пройденного. Звук щ и буква Щ. Повторение и закрепление пройденного. Звук л и буква Л. Звук р и буква Р. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. | Ознакомление с артикуляцией звука ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений. Определять его место в слове. Различать его со звуками с-т. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. Ознакомление с артикуляцией звука щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, предложений. Определять его место в слове. Различать его со звуками с*. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Ознакомление с артикуляцией звука л. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков л-л* в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней. Ознакомление с артикуляцией звука р. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков р-р** в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней. Упражнения в различении звуков р-р*, л-л* в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». |
Апрель | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Буква Ь. Буква Ъ. Повторение и закрепление пройденного. Тренировка в употреблении букв Ь, Ъ, Й. Чтение текстов. Закрепление навыка чтения. Чтение текстов. Закрепление навыка чтения. Закрепление чтения слов с буквой Й. Повторение и закрепление пройденного. | Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, разгадывания ребусов и решения кроссвордов. Закрепить изученные буквы Ь, Ъ, Й и совершенствовать в чтении слогов, составлять слова по звуковой модели. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового и слитного чтения. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к грамматике. Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям. Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимовыручку, воспитывать самостоятельность. Закрепление буквы Й, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов, упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, толерантность при взаимодействии в играх. Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». |
Май | 1 2 3 4 5 6 | Чтение текстов. Закрепление навыка чтения. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Знакомство с алфавитом. Алфавит. Закрепление. Чтение стихов. Открытое занятие «Путешествие в страну АБВГД-ейка» | Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям. Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите. Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите. Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение |
Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование
Технические средства обучения:
Интерактивное оборудование
Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Нищева Н.В.
1. Комплект методических пособий к программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
2. Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
3. Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...
Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....
Презентация кружка по обучению грамоте и чтению "Читай-ка"
Основная цель моего кружка по обучению чтению - это совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения; закрепление умения проводить звуковой анализ, умение делить слова на слоги, определят...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Говорим правильно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Говорим правильно» расчитана на 3 года обучения: средняя, старшая и подготовительныя к школе группа....
Рабочая программа кружка по обучению грамоте детей 5-7 лет «От звука к букве»
Цели программы кружкаЦель программы: обучение грамоте детей 5-7 лет;- подготовка дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками записи известных им звуков;- речевое развитие детей ...