РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Говорим правильно»
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Говорим правильно» расчитана на 3 года обучения: средняя, старшая и подготовительныя к школе группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_obucheniyu_gramote_govorim_pravilno.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад №15»
Приняла решением педагогического
совета МБДОУ «ЦРР – д/с №15»
Протокол от «02» сентября 2022 года № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБДОУ «ЦРР - д/с №15»
__________________О.В. Трегубова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по речевому развитию
«Говорим правильно»
Средняя группа
«РОСИНКА»
2022-2025уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
1 Пояснительная записка………………………….………………………….3
2 Цель и задачи ООП…………………………………………………….……3
3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса………5
4 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики……………………………………………………………………….5
5 Особенности организации образовательного процесса в группе……….6
6 Возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей…7
7 Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры…...8
Содержательный раздел
1 Формы, способы, методы и средства реализации программы………….10
2 Взаимодействие с семьей, социумом………………………………………11
3 Перспективное планирование работы кружка «Говорим правильно»
- Средняя группа…………………………………………………………….12
- Старшая группа……………………………………………………………14
- Подготовительная группа…………………………………………………15
4 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ………………………………………………………....17
Организационный раздел
1 Оформление предметно – пространственной среды……………………..19
2 Структура НОД……………………………………………………………...21
3 Перечень методических пособий…………………………………………..21
Приложение ………………………………………………………………….22
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
- На основе программы Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
- требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
- занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
- Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
- Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
- Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
- Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
- Подготовка руки ребенка к письму.
Особенности программы.
Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения и предполагает решение образовательных задач на основе блочно-тематического построения. Содержание программы делится на 3 этапа обучения:
1этап – первый год обучения (дети 4-5 лет);
2 этап – второй год обучения (дети 5-6 лет);
3 этап – третий год обучения (дети 6-7лет);
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принцип наглядности в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Принцип доступности – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенных по принципу дидактики (от простого к сложному).
Принцип проблемности – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями:
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения направлен на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
1.Общие сведения о коллективе детей и родителей.
Основные участники реализации программы: дети дошкольного возраста,
родители (законные представители), педагоги.
Группа «Росинка» – количество 44 человека.
Вид образовательного учреждения – общеразвивающий.
Форма реализации программы: игра, познавательная, исследовательская и проектная деятельность, творческая активность.
Программа формируется с учетом особенностей базового уровня системы
общего образования с целью формирования личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная направленность образовательной программы: Позитивная
социализация и всестороннее развитие ребенка.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы:
художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Задачи педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области.
2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
3. Индивидуальные особенности воспитанников.
Особенности организации образовательного процесса в группе
Режим занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня (4 - 5 лет – 20 минут, 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);
- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;
- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- способствует формированию умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;
- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
В процессе реализации программы необходимо добиться:
- изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
- предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
- отслеживания динамики положительных изменений;
- своевременного закрепления достигнутых результатов.
Участники программы - дети 4 - 7 лет.
Срок реализации программы- 3года
Реализуют программу воспитатели: Селиванова Елена Александровна, Ткаченко Татьяна Николаевна.
Возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей 4-5 лет.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет.
Словарь ребёнка 6-7 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Планируемые результаты освоения программы:
Ребёнок знает и умеет:
- буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать стихотворения;
- понимать и выполнять учебную задачу;
- формировать волевые и этические качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Целевые ориентиры:
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
- умение ориентироваться в содержании общения,
- выполнять поручения,
- умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
3. Сформированность орфоэпической правильности речи.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования;
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
К концу учебного года ребёнок (5-6 лет):
- знает буквы русского алфавита;
- пишет буквы русского алфавита в клетке;
- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносит звук и букву:
- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
- проводит звуковой анализ слов;
- читает слова, слоги, небольшие предложения;
- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги;
- составлению из слогов слов, из слов предложений;
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Формы и способы работы с детьми:
- Дидактические игры.
- Фонематические упражнения.
- Работа с текстами.
- Театрализация.
- Рисование.
Работа проводится фронтально всей группой с использованием наглядно-методического пособия, игровых технологий.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- поисковые;
- исследовательские.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие.
- Личностно-ориентированное воздействие.
- Игровые технологии.
Развитие звуко-буквенного анализа
∙ Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
∙ Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.
∙ Развитие умения делить слова на слоги.
∙ Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
∙ Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
∙ Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
∙ Графическое моделирование слова (прямоугольник).
∙ Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
∙ Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.
∙ Письмо слов с помощью графических изображений.
∙ Письмо печатных букв в клетке по образцу.
∙ Развитие умения соотносить звук и букву.
∙ Письмо слов, предложений печатными буквами.
∙ Звуковой (фонетический) анализ слова.
∙ Развитие фонематического восприятия.
∙ Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
∙ Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
∙ Знакомство с термином «предложение».
∙ Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
∙ Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
∙ Развитие умения записывать предложение условными знаками.
∙ Развитие графических навыков.
∙ Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
∙ Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Взаимодействие с семьей и социумом
Для того, чтобы сделать родителей активными помощниками, в реализации поставленных задач планируется:
∙ Ознакомление родителей с программой «От звука к букве» на родительском собрании, в индивидуальных беседах.
∙ Консультации на тему: «Воспитание культуры речи у дошкольников», «Пальцы помогают говорить» и др.
∙ Открытые занятия для родителей (октябрь, апрель), с тем, чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него есть проблемы.
∙ Индивидуальные беседы и консультации «Наши результаты»: сентябрь, май; и при необходимости в течение года.
∙ Папки-передвижки на тему: «Наши пальчики расскажут» с представленным практическим материалом – пальчиковые игры.
∙ Рубрика «Вопрос – ответ» (на стенде)
∙ Недописанный тезис (на стенде) «Счастливая семья – это.. и т.д.)
Перспективное планирование программного содержания
Средний возраст
Продолжительность образовательной деятельности - 20 минут.
Периодичность - 2 раза в неделю.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь Октябрь | 1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. |
2 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. | |
3 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. | |
4 | Звук «А». | |
1 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, моделированием, рисование иголок ежикам. Звук «У». | |
2 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо, рисование солнышка. Звук «О». | |
Ноябрь Декабрь | 3 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках. Звук «Ы». |
4 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. Звук «Э». | |
1 | Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. Звук «И». | |
2 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | |
3 | Звук «Н-НЬ», рисование неваляшек, заучивание потешки. | |
4 | Звуки «Б-БЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | |
1 | Звуки « «П-ПЬ».», знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушек зайчикам. | |
2 | Звуки «Д-ДЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. | |
3 | Звуки «Т-ТЬ», моделирование, заучивание стихотворения В.Берестова, рисование тучи и зонтика | |
4 | Звуки «Х-ХЬ», моделирование | |
Январь | 2-3 | Закрепление пройденного материала. |
4 | Звуки «Г-ГЬ», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | |
Февраль | 1 | Звуки «К-КЬ», моделирование закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. |
2 | Звуки «З-ЗЬ», моделирование, заучивание стихотворения Е.Александровой. | |
3 | Звуки «С-СЬ», моделирование, заучивание стихотворения С.Михалкова | |
4 | Закрепление пройденного материала. | |
Март | 1 | Звук «Ф», моделирование, заучивание стихотворения. |
2 | Звук «В», моделирование, заучивание стихотворения | |
3 | Звук «Ш», рисование шариков, заучивание потешек. | |
4 | Звук «Ж», моделирование, рисование дорожек, заучивание стихотворения. | |
Апрель | 1 | Закрепление пройденного материала. Звук «Л-ЛЬ », моделирование, заучивание стихотворения |
2 | Звуки «Р-РЬ», заучивание стихотворения О.Высотской, закрашивание предметов | |
3 | Звук «Щ», моделирование, заучивание стихотворения Д.Хармса, закрашивание овощей | |
4 | Звук «Ч », моделирование, заучивание стихотворения | |
Май | 1 | Звук «Ц», заучивание стихотворения. |
2 | Звук «Й», заучивание стихотворения
| |
3 | Повторение пройденного материала (гласные звуки). | |
4 | Повторение пройденного материала (согласные звуки). |
Старший возраст
Продолжительность образовательной деятельности - 25 минут.
Периодичность - 2 раза в неделю.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | Звук и буква А. |
2 | Звук и буква О. | |
3 | Звук и буква У. | |
4 | Звук и буква Ы. | |
Октябрь | 1 | Звук и буква Э. |
2 | Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала. | |
3 | Звук и буква Л, чтение слогов. | |
4 | Звук и буква М., чтение слогов, чтение слов, ударение. | |
Ноябрь | 1 | Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов. |
2 | Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. | |
3 | Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слов, чтение слогов. | |
4 | Буква Я, чтение слов, чтение слогов, чтение предложения. | |
Декабрь | 1 | Буква Ю, чтение слов, чтение слогов. |
2 | Буква Е, чтение слогов, чтение слов, составление предложений. | |
3 | Буква Ё, чтение слогов, чтение слов. | |
4 | Звук и буква И, чтение слогов, чтение слов. | |
Январь | 1 | Закрепление пройденного материала. |
2 | Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений и условная запись предложения. | |
3 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, чтение предложения. | |
4 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В, Ф, чтение слогов, чтение предложения. | |
Февраль | 1 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З, С, чтение слогов, чтение слов. |
2 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. | |
3 | Звуки Х-ХЬ, буква Х, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. | |
4 | Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, чтение слов. | |
Март | 1 | Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, чтение предложения. |
2 | Звук и буква Ц, чтение слогов, чтение слов, стихотворных текстов. | |
3 | Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов. | |
4 | Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов. | |
Апрель | 1 | Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов. |
2 | Закрепление пройденного материала: чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. | |
3 | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений. | |
4 | Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений. | |
Май | 1-2 | Закрепление пройденного материала. |
3-4 | Диагностика |
Подготовительный возраст
Продолжительность образовательной деятельности - 30 минут.
Периодичность - 2 раза в неделю.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец). |
2 | «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. «Прочитай и допиши правильно». | |
3 | «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | |
4 | «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам. | |
Октябрь | 1 | «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц. |
2 | «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки. | |
3 | «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки. | |
4 | «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд». | |
Ноябрь | 1 | «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков. |
2 | «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки. | |
3 | «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца. | |
4 | «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки. | |
Декабрь | 1 | «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме. |
2 | Составление предложения по картинке о зиме, рисование снежинок. | |
3 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков. | |
4 | «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно». | |
Январь | 3 | «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков. |
4 | «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. | |
Февраль | 1 | «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. |
2 | «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов. | |
3 | «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок. | |
4 | «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек. | |
Март | 1 | «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов. |
2 | «8 Марта». Чтение стихотворения Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. | |
3 | «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников. | |
4 | Чтение загадки и рассказа о весне, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы». | |
Апрель | 1 | «Ребусы». Разгадывание ребусов. |
2 | «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. | |
3 | «Скоро в школу». Чтение стихотворений и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | |
Май | 1 | «Лето» чтение пословиц о лете, рисование грибов. |
2 | Повторение – закрепление. | |
3 | Диагностика. | |
4 | Диагностика. |
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
Физическое развитие и здоровье | Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры. Закаливание в повседневной жизни. Физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности (далее НОД). НОД по физическому воспитанию. Прогулка в двигательной активности. | Гимнастика после сна. Закаливание. Физкультурные досуги, игры, развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений). |
Познавательное развитие | НОД по познавательному развитию. Дидактические игры. Наблюдения. Ситуативные беседы. Экскурсии по участку. Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. | Развивающие игры. Индивидуальная работа. Конструирование и моделирование. |
Речевое развитие | НОД по речевому развитию Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций Показ различных видов Театра Игровые действия по произведениям Заучивания стихов Дидактические игры Логоритмика | Развивающие игры Сюжетно-ролевые игры Настольно-печатные игры Чтение стихов и сказок Индивидуальная работа Показ различных видов театра |
Социально-личностное развитие | Ситуативные беседы. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Формирование навыков культуры общения. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. | Индивидуальная работа. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Театрализованные, музыкальные игры. Работа в художественно- речевом центре. Сюжетно-ролевые игры. |
Художественно- эстетическое развитие | НОД по художественно- эстетическому развитию. Экскурсии в природу (на участке) | Музыкально- художественные досуги. Работа в творческих мастерских. Индивидуальная работа. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Оформление предметно-пространственной развивающей среды
Групповое пространство необходимо организовать так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем заниматься) и принимать решения. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
Центр литературы и грамоты — пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Он включает книжный уголок, уголок слушания и письма. Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму. В этом центре осуществляется:
- ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;
- прослушивание сказок, стихов и песен на русском языке;
- воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;
- воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;
- развитие творческих способностей посредством изготовления книг - самоделок;
- развитие фонематического слуха, умения находить заданный звук в слове и определять место звука в слове;
- содействие узнаванию ребенком букв русского алфавита;
- обучение навыкам слияния звуков в слоги, слогов - в слова;
- подготовка руки к письму, письмо печатными буквами на русском языке. Оснащение центра литературы и грамоты:
∙ Магнитная доска.
∙ Разрезные и магнитные азбуки для самостоятельной работы детей.
∙ Слоговая азбука.
∙ Детские книги.
∙ Наборы предметных картинок для обозначения одно-, двух-, трех- и четырехслоговых слов и трех-, четырех-, пяти-звуковых слов.
∙ Карточки с обозначением слов и фишки синего, зеленого и красного цветов.
∙ Цветные карандаши, бумага белая и в клетку.
∙ Дидактические игры «Изографы», «Азбука», «Слоговые кубики», «Слоговые домики»и др.
∙ Настольно-печатные игры («Маленькие слова», «Умные сказки», «Не тяни кота за хвост», «Контрасты», «Угадай слово» и др.)
∙ Детские книги и иллюстрации.
∙ Для выполнения графических упражнений в центре грамоты имеются карточки содержащие различные игровые упражнения. Такие как: карточки с заданиями «Найди и обведи букву», «Найди каждой букве пару, «Соедини большие буквы с маленькими», «Допиши букву», «Преврати букву в …»
∙ аудио-технические средства для прослушивания сказок, стихов, песен, звуков природы и животных, и др.
Центр сюжетно-ролевой игры. Здесь развиваются самые разные игры, в которых дети отражают то, что наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду — это инсценировки, разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли. Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды. Театрализованные игры и игры-драматизации тесно связаны с совершенствованием речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний ребенок стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Различные пальчиковые, перчаточные куклы, куклы Бибабо, теневой театр развивают моторику пальцев и кистей рук. Центр театрализованной деятельности желательно объединить или располагать рядом с игровым центром, а так же с центром грамоты и литературы. В центре располагаются: уголок ряженья, маски, ширмы, фланелеграф, магнитная доска, различные плоскостные, магнитные, настольные театры, куклы-марионетки, различные виды пальчиковых, перчаточных игрушек (в том числе и самодельных, изготовленных детьми и взрослыми).
В процессе работы в центре строительства создается много возможностей для расширения словаря детей. Это происходит в процессе обсуждения плана будущей постройки со сверстниками, в ходе ее сооружения (называние форм и размеров блоков), рассказов о созданной конструкции и дальнейших строительных замыслах. В центре строительства происходят первые попытки функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.
Игры с конструктором развивают общую и мелкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их; привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе действия с предметами происходит выделение ведущей руки.
В центре науки и экспериментирования, в центре песка и воды дети могут сосредоточенно экспериментировать, исследовать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения, что влияет на:
- развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
- развитие речи и других коммуникативных навыков.
- формирование умения размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы.
Структура НОД подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика;
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
- буква, её образ и графическое написание;
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Перечень методических пособий
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
- Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – Пресс, 1998.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: ГНОМ и Д, 2011.
- Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Колесникова Е.В. От слова к звуку. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Новотворцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.
- Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
Приложение 1
Игры на обучение грамоте
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Игра «Чей голосок?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал: • Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай (имя водящего).
• К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай! Ку-ку-ку!
• Сел петух на забор, закричал на весь двор. Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай! Ку-ка-ре-ку!
Игра «Угадай звук»
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове. Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто больше?»
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина»
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Цепочка»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове. Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Лого»
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?»
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально. Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Приложение 2
Консультации для родителей
«Воспитание культуры речевого общения у дошкольников»
Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями.
Речевое поведение человека — сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т. д.) с одной стороны, и с другой — в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты, мимику, тональные особенности.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение.
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т. д.
Следовательно, речевое поведение человека — это разновидность и составная часть его социального поведения.
Детская речь прекрасно описана Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»; речь детей изучают психологи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.
Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «Приходите к нам вчера», «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т. п. Подобное словотворчество не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка.
Вот почему педагоги и родители должны понять, что вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детской речи. Разговаривая с ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое развитие.
Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть.)
Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих, как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязаность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.
Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке, сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал, смастерил.
Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Особого внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как недостает этой способности нашим детям! В практике же как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т. п.). Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.
Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
С детства нам говорили о том, что существуют «добрые, волшебные слова»: «извините», «спасибо», «пожалуйста», — и мы свято верили в их магическую силу. Но проходили годы и мы все чаще убеждались, что многие люди практически не обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с детством. В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
В этой связи возникают следующие задачи воспитания:
— формировать у ребенка культуру речи;
— учить его четко и ясно произносить слова;
— правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
— не перебивать говорящих;
— внимательно выслушивать указания старших;
— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
— не вульгаризировать речь словами-сорняками;
— спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того,
какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением — и, подражая, копируют услышанное.
В детском саду воспитатели и дома родители должны следить за тем, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Все это и многое другое необходимо понять в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.
Если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.
Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.
Важно знать, что наша речь — это не только набор слов, передающий информацию, эти слова составляют звучание, причем разное: громкое, тихое, резкое, мягкое, красивое мелодичное или обрывистое. Малыш по этим признакам с первых дней начинает «калибровать» Вашу речь и сначала именно чувствует, что Вы хотите сказать, какое у Вас настроение и что Вы собираетесь делать. Какие у него помощники? Сначала ушки, потом уже глазки. Причем обратите внимание, когда ребенку непонятно или интересно то, что Вы говорите — он смотрит именно на Ваши губы — это они являются тем инструментом, который наигрывает новую песенку: «Подойди сюда»» — это одна песенка, «Подойди, пожалуйста, к маме» — это другая, немного длинней. Лучше учить сразу ее.
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения нервной системы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главное, отчего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми, родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребёнка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показываем, как надо сделать). Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
При исследовании двигательной функции руки учёные установили, что детям (после трёх лет) доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети (после пяти лет ) могут изобразить: ладонь, кулак, ребро. Если ребёнок затрудняется, то наблюдаются нарушения.
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести – семи месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2- 3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков;
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пяти минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.
Предлагаю несколько комплексов пальчиковых игр и упражнений.
Упражнения первого комплекса
1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).
2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку).
3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Потешка
«По грибы» (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Упражнения второго комплекса
1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз- два.
Потешка «Алые цветы»
(ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка)
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Упражнения третьего комплекса
1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставив их).
2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
3. «Ёжик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки приложить к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Потешка «Апельсин»
(начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура.
Консультация для родителей «МОИ ПАЛЬЧИКИ РАССКАЖУТ…» (пальчиковые игры)
В предлагаемой консультации мы хотим довести до сведения родителей о необходимости проведения с детьми «пальчиковой гимнастики» и познакомить с играми и упражнениями для практического применения.
Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект!
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склёвывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем ребенок тщательно со всех сторон «очищает» каждый пальчик ведущей руки) . Затем можно перейти к более сложным играм.
«ФУТБОЛИСТЫ»- как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды- команда зайчиков (левая рука) и команда девочек (правая рука). Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работает левая рука). Капитан разминается (большим пальцем совершается 7-10 круговых движений), разминаются игроки (не менее 3-х раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно). Капитан команды зайчиков приветствует своих игроков: «Здравствуйте!» (большой палец прикасается поочередно с каждым пальцем левой руки).
На поле выходит команда белочек (работает правая рука). Далее повторяются все действия аналогично для левой руки.
Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр рекомендуется использовать малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, заклички, чистоговорки, считалки, небольшие стихи).
Приведем несколько примеров:
Сбил, сколотил (стучит кулаком одной руки о кулак другой)
Вот колесо (показывает круг обеими руками)
Сел да поехал (крутит воображаемым колесом)
Ах, хорошо! (покачивает головой)
Оглянулся назад (оглядывается)
Одни спицы лежат! (показывает растопыренные пальцы обеих рук).
Свинка Ненила (хлопает в ладоши)
Сыночка хвалила (гладит себя по голове)
-То-то хорошенький! (поглаживает кисть правой руки)
-То-то пригоженький! (поглаживает кисть левой руки)
Ходит бочком (ребром ведущей руки ведет по столу)
Хвостик крючком (показывает указательные пальцы обеих рук)
Нос пятачком! (ставит кулачок на кулачок и на нос)
Жил-был зайчик (хлопает в ладоши)
Длинные ушки (три пальца в кулак,- указательный и средний- ушки)
Отморозил зайчик (сжимает и разжимает пальцы обеих рук)
Носик на опушке (трет нос)
Отморозил хвостик (гладит копчик)
И поехал греться (крутит воображаемый руль)
К ребятишкам в гости! (крутит воображаемый руль)
Там тепло и тихо (разжимает кулаки обеих рук)
Волка нет (хлопает в ладоши)
И дают морковку на обед! ( гладит живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
Стучит, бренчит по улице (стучит кулачком о кулачок)
Фома едет на курице (локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок)
Тимошка- на кошке (локоть правой руки опирается на стол, мизинец и указательный палец образуют «ушки», средний и безымянный плотно прижаты к ладони)
По кривой дорожке (ребром ладони изображают движение по кривой по столу)
Мои пальчики расскажут (хлопает в ладоши с растопыренными пальцами)
Что умеют всё покажут (одноименные пальцы обеих рук соприкасаются друг с другом 4 раза)
Их пять на каждой руке (показывает растопыренные пальцы)
Всё сделать смогут, всегда помогут (хлопает в ладоши)
Они на дудочке играют (далее движения по тексту)
Мячик бросают,
Бельё стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков(показывает пальцы обеих рук)
УПРАЖНЕНИЕ «КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ
У нашего (выставляет два кулака)
У Гришеньки (ставит ладони на ребро)
Под окошком (показывает две ладони)
Вишенки ( выставляет два кулака)
У Семена в саду клены, (далее левая рука : загибает пальцы, начиная с мизинца)
У Алены дуб зеленый,
У Марины куст малины, (далее правая рука : загибает пальцы, начиная с мизинца)
У Арины две рябины .
А у Вани ( показывает ладони)
На плетень (выставляет кулак)
Зелененький (ладонь)
Вьётся хмель (кулак)
Коленька хороший (поглаживает кисть левой руки)
Коленька пригожий (поглаживает кисть правой руки)
Пройди по дороженьке (указательные и средние пальцы обеих рук «шагают»)
Топни (кулак)
Коля ( ладонь на ребро)
Ноженькой! (показывает ладонь)
В настоящее время на прилавках книжных магазинов и магазинах педагогической книги можно найти много полезной литературы по данной тематике. Как правило, современные издания снабжены методическими рекомендациями, яркими иллюстрациями и схематичными рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...
рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...
Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...
Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)
Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)...
Программа кружка по речевому развитию "Говорим правильно"
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте "Говорю. Пишу. Читаю. Звуки "м-мь", буква М".
В разработке представлен алгоритм работы с детьми и взрослыми, которые по разным причинам не овладели речью и грамотой или утратили их). Материал раскрывает комплексный подход, опирающийся на полисенс...
Рабочая программа кружка по развитию речи "Говорим правильно"
представлена рабочая программа кружка "Говорим правильно"...