Конспект по грамоте Тема: Знакомство с термином «Звук» и "Слог"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Программное содержание:
- Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
- Познакомить с термином «слог»;
- Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
- Учить называть слова с заданным слогом;
- Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
- Развивать гибкость мышления, речь детей.
- Воспитывать умение слушать сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с термином «Звук»
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;
- познакомить с органами артикуляционного аппарата.
2. Воспитательные:
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;
- развивать коммуникативную функцию речи.
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица.
Детям показываются пиктограммы.
Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)
3. Знакомство с термином «речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Змеи в лесу шипели:
- Р-р-р! - Ш-ш-ш!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
- Мммуу! - Ззз!
В комнате мухи жужжали: Непоседа мячик днем и ночью
- Жжж! Успокоиться не хочет
Мимо машины бежали: - Пам! Пам!
- Тррр! Куклы кашляют в постели –
Гудели от ветра все провода: Днем мороженное ели:
- Зззнь! - Кхх! Кхх!
Капала в кухне из крана вода:
- Динь!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!
- Как перекликались поезда? (Ууу!).
- Как кашляли куклы?
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Физминутка.
Аист.
Аист, (Дети стоят на одной ноге)
Аист длинноногий, (Руки на поясе)
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топни правой ногой,
Топни левой ногой,
Снова правой ногой,
Снова левой ногой,
Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)
4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)
Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запела: А-А-А.
Зайка: О-О-О
Волк: У-У-У.
Мишка: Ы-Ы-Ы.
Белочка: И-И-И.
Ежик: Э-Э-Э.
Давайте споем вместе с ними.
Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.
Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей)
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна.
Первая дверь – губы.
Вторая дверь – зубы.
Произнесите звук [п]-[п]-[п].
Этот звук мы произносим губами.
Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.
Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)
А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)
Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
III. Итог
Какие звуки мы сегодня слушали?
Какие звуки мы произносили?
Что нам помогает произносить звуки?
Тема: Знакомство с термином «Слог»
Программное содержание:
- Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
- Познакомить с термином «слог»;
- Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
- Учить называть слова с заданным слогом;
- Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
- Развивать гибкость мышления, речь детей.
- Воспитывать умение слушать сверстников.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.
Ход занятия
- Игра «Кто у кого?»
- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.
Лиса – лисёнок
Кошка – котёнок
Курица – цыплёнок
Собака – щенок
Корова – телёнок
Утка – утёнок
- Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.
Например: Ли-са – ли-сё-нок.
Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.
- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит – двух, трёхсложные слова)
Такая же работа проводится со всеми словами.
- Игра «Отгадай моё слово»
- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.
(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)
В конце игры:
- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
- И обратно превращаемся во внимательных ребят.
- Игра «Кто внимательный?»
- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).
- Назовите пожалуйста эти слова.
- Игра «Волшебники»
- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»
Лес - ….(лесок) кот - ….(котик)
Дом - ….(домик) стол - ….(столик)
Куст - (кустик) флаг - ….(флажок)
дуб - …. (дубок) гриб - …. (грибок)
Нос - …. (носик) угол - ….(уголок)
Шар - ….(шарик) круг - ….(кружок)
- Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.
- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.
Во-РО-на, РО-за. (РО)
Кол-ба-СА, СА-ни (СА)
Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)
- Умницы справились со всеми заданиями.
Итог:
- Что учились делать?
- Какая игра понравилась больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».
Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-342239-1547467680.jpg)
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-929969-1496785644.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У
Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»
Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-1142837-1639124547.jpg)
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет
Задачи НОД: -учить проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой у, У;- учить составлять пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289730-1605466982.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-693958-1445692982.jpg)
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с гласными звуками
Данный конспект посвящен знакомству детей с понятием "гласные звуки", их особенностями и способами выделения в словах. Занятие направлено на решение следующих задач: 1. Познакомить детей с п...