"Прогулка по стране Звуковии"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

конспект занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте дошкольников старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_strane_zvukovii_starsh.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прогулка по стране «Звуковии».

Цели:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о гласных звуках и буквах;
  • формировать навык слитного чтения прямых и обратных слогов;
  • развивать фонематические представления о слове, умение выделять гласные звуки из слова;
  • упражнять детей в делении слов на слоги

Коррекционно – развивающие:

  • нормализовать дыхание в потоке речи детей;
  • формировать умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный  темп и тембр;
  • правильно воспроизводить поставленные звуки и  их сочетания изолированно и в потоке речи;
  • развивать умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
  • развивать зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику

Оборудование: набор предметных картинок, гномы – звуковички, карточки -  символы эмоций, карточки с буквами гласных и согласных звуков, разрезные картинки, корзина с мелкими мячиками, семена бобов (фасоль, горох), карточки с буквами, среди которых некоторые написаны неправильно, открытки с фоном из  пластилина

Ход занятия:

1. Оргмомент:

На стульях у детей лежат картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. Дети определяют первый звук в слове и находят соответствующего «Гнома - звуковичка».

Логопед: - «Молодцы, ребята, вы правильно определили все звуки в словах. Гномики- звуковички приглашают вас в свою страну «Звуковию».

2. Психогимнастика: «Тропа эмоций»

Логопед: - Ребята, мы пойдем в Звуковию по волшебной тропинке. У каждого вашего Гномика свой характер и своё настроение. Вы сможете пройти по этой тропе только если передадите настроение своего Гнома (оно указано на значке на одежде Гнома), произнося его Звук в нужной интонации: с жалостью, с радостью, со злостью, с испугом, с удивлением, с обидой, с грустью и т. д . Логопед первым демонстрирует настроение своего Гнома.

3. Повторение  и закрепление: Город «Гласных»:

 Логопед : - Мы попали в город Гласных звуков. А почему в городе все дома выкрашены в красный цвет?

Ответы детей: потому что в городе живут гласные звуки.

Логопед: - А кто вспомнит, почему они так называются «гласные»?  

Ответы детей («гласные» можно петь голосом. Воздух не встречает преград на пути).

Вспоминают стишок (хором):

Гласные тянутся песенкой звонкой:

 И- И-И-И

Могут заплакать и застонать:

О-О-О-У-У-У

Могут качать в колыбели Алёнку:

А-А-А-А

Могут как эхо в лесу закричать:

АУ! АУ! АУ!

Могут летать высоко в синеву:

У-А-И-У

4. Глобальное чтение: Деревня Слоговушки:

    Логопед: - Ой, смотрите, ребята, а в этой деревушке Слоговушки все дома синие, почему?

Ответы детей: здесь живут согласные звуки.

Логопед: Как вы думаете, почему согласные такие грустные, задумчивые?

Ответы детей:  они петь не умеют.

 Логопед: - Так мы их быстро научим, чтобы жители не грустили.

   Дети с картинками - Гномы – Гласные берут картинки  Согласных (картинки- гномы у синих домиков) и поют слоги.

Логопед: - Молодцы, мы помогли Согласным научиться петь слоги. А что можно составить из слогов?

Дети: слова

5. Работа со словами: река Словандия:

Логопед: - Мы пришли к речке Словандии, посмотрите, сколько на ней льдин. Ой, да они не простые, а с картинками. Гномики просят нас  поиграть  с ними: убрать все льдины с реки, выложить из них картинки (игра « Собери разрезную картинку).

Далее, по просьбе Гномов, дети  определяют  количество слогов в словах – названиях собранных картинок.

6.  Физминутка: «Овощное поле»:

На коврике имитация «Огорода», грядки с овощами и корзина с мячиками.

Логопед: Это овощное поле вырастили Гномы. Смотрите, как много овощей. Дети вспоминают названия овощей. А вот,  какой урожай гороха собрали Гномы. Возьмите себе по горошине (дети берут мячи из корзины), поиграем с ними.

Выполняют движения и проговаривают слова физминутки:

                         По дороге Миша шёл                  Дети двигаются по кругу

          И горошину нашел.                  Наклоняются, поднимают мячи

  Он её вертел, крутил,               Крутят кончиками пальцев

          Разминал и обводил.                Сжимают, крутят ладошками,

                          А горошинка упала,                    Роняют мяч, руки вниз,

                          Покатилась и пропала.              Руки в стороны

        Ах- Ах, ох – ох!                          Руки к щекам, качают головой

      Может вырастет горох?          Поднимают плечи, руки вниз

7. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики: «Буквоград»:

    Логопед:- Мы отлично отдохнули и добрались до города Буквограда. Гномики

                     очень хотят, тобы вы их запомнили. Они приготовили для вас открытки

                     (на столах разложены карточки с фоном из пластилина), но хотят, чтобы

                      вы сделали их своими руками. Возьмите картинки с буквами гласных

                      звуков, отыщите на них неправильно написанную букву (демонстрирует

                      одну карточку с буквами, среди которых «N» («И»)). Выложите эту букву

                      правильно с помощью семян бобов на открытки с пластилином.

Дети выполняют задание, забирают открытки себе на память.

8. Итоги:

Логопед: - Вот и закончилось наше путешествие в страну Звуковию. Я уверенна, что

                  теперь вы знаете все гласные звуки и никогда не  будете их путать и

                  забывать, как они пишутся! Что вам больше всего понравилось, запомнилось

                   в стране Звуковии?

Дети делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В стране Звуковичков"

Методические рекомендации родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте (старшая логопедическая группа, 5-6 лет)...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ЛЭПБУК «В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКА»

Образовательная область: «Речевое развитие»Актуальность: основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обуч...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...