Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логопед» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Григорьева Юлия Леонидовна

Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта, поэтому в содержание занятий включены задания на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoped.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности «Логопед»

 для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

на 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                       

                                                                                                        Составил:

Учитель-логопед

Григорьева Ю.Л.

Брянск 2018

Пояснительная записка

 Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

Направленность деятельности кружка:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Развитие произвольного внимания, логического мышления и памяти.

Рабочая программа кружка «Логопед» обеспечивает коррекцию звукопроизношения и развитие мышления, внимания и памяти у детей в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Новизна программы 

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.

         Наша программа включает игры и упражнения, которые позволяют детям с нарушением интеллекта сформировать фонетическую систему родного языка, развить фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление и память.

Актуальность программы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

  При составлении данной программы были использованы следующие   авторские разработки:

  • Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2010.
  • Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  • Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1-8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопедов: альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

Цель программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитие фонематического восприятия, произвольного внимания, логического мышления и памяти.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие направленной воздушной струи.

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5.Развитие мелкой моторики.

6. Развитие внимания, память, мышления

7. Воспитание усидчивости, терпения, культуры общения.

Отличительные особенности программы:

- индивидуальный подход к проведению занятий с учетом речевого нарушения каждого ребенка;

- развитие всех психических процессов одновременно.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  2. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  3. принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере     овладения и закрепления формирующихся навыков;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр и упражнений:

•        На развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия и воздушной струи;

•        На коррекцию звукопроизношения;

•        На развитие мелкой моторики;

•        На развитие мышления, внимания и памяти.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта.

Срок реализации программы: 3 месяца, 24 занятия (2 раза в неделю). Длительность проведения НОД до 30 минут.

Форма проведения занятий: индивидуальная

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить и различать на слух звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание;

- ребенок умеет сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (концентрация внимания);

- ребенок запоминает предметы и явления, т.е. развита произвольная память;

- у ребёнка развито логическое мышление, он умеет рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

- у ребенка развита мелкая моторика.

Формы подведения итогов: проведение мониторинга в соответствии с картой обследования.

Тематическое планирование

Занятия

Тема

Количество часов

Предварительные

Знакомство с артикуляционным аппаратом

2

Практические

Артикуляционная гимнастика

2

Постановка звука

6

Автоматизация звука

6

Итоговые

Дифференциация звука

4

Закрепление звука

4

Итог

24

Материально-техническое обеспечение

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1-8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопедов: альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина, Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления», Киров
  4. Бортникова Е.Ф. «Развиваем внимание и логическое мышление» Екатеринбург,2016
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  6. Д/и «Звуковая коробка»
  7. Д/и «Что звучит»
  8. Д/и «Четвертый лишний»
  9. Д/и «Что перепутал художник»
  10. Д/и «Найди отличия»
  11. Д/и «День-ночь»
  12. Д/и «Шнуровка»
  13. Д/и «Веселые палочки»
  14. Д/и «Найди кристаллики»

Используемая литература

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
  3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2010.
  8. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1-8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопедов: альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  10.  Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  11. Стребелева Е.А..  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр». - М.: Владос 2008.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.pedlib.ru/
  2. http://www.logopedy.ru/
  3. http://www.logoped-sfera.ru/
  4. http://logopediya.com/
  5. http://www.logopedmaster.ru/
  6. http://www.logolife.ru/
  7. http://logoportal.ru/
  8. http://www.logoped.ru/
  9. http://logoburg.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»

Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего  дошкольного возраста«Фиксик»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста»

Цель и задачи программы.Цель:- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики;-формирование сенсорных эталонов...

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста

Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программапо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко»«Тропинка к школе»н...