Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква и звук (н)"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема занятий по обучению грамоте "Звук и буква Н". цель: Ознакомление с буквой, звуком [ н ], определение местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова.
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [Н] и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_n.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Согласные звуки [ н ], буквы Н, н.
Цель: Ознакомление с буквой, звуком [ н ], определение местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова.
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [Н] и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Развивающая среда: карточка, обозначающая букву Н. Картотека с изображением различных предметов, где есть картинки на звук [Н] находящийся в начале слова, в середине слова, в конце слова, а также картинки объектов с другими звуками в этих позициях. Волшебный ключ, письмо от Дедушки Грамотея, сундучок, сюрпризный момент. Развивающая среда (на каждого ребёнка: шерстяная нитка на каждого ребёнка для сложения буквы, счетные палочки, карандаши простые.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздароваемся. Покажем им, что мы умеем чему мы научились.
Для начала разомнем с вами язычки. Угадайте, какой звук я хочу сказать? (дети угадывают звук по артикуляции: А, О, У, И, Ы, Э).
Как вы угадали? (по положению губ).
А какие это звуки?
Стук в дверь
Воспитатель: Ребята! Нам доставили бандероль, давайте посмотрим от кого она! Посмотрите на ней написано: «Ребятам от Дедушки Грамотея и его внучки Маши из страны АБВГДейки»! Распечатаем и узнаем, что там внутри?
(Дети и воспитатель распечатывают бандероль, достают оттуда сундучок с письмом).
Воспитатель: Сундучок волшебный и закрыт на замок! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие ребята!
Пишет вам Дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! Рассказали мне мои помощники, что вы очень любознательные ребята и любите отгадывать сложные загадки и сами их составлять, а также решать ребусы. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок необычный и без труда его не открыть. Для этого вам нужно выполнить мои задания, а их у меня пять. Чтобы выполнить задания, надо лишь угадать, где они лежат. Волшебный помощник Невидимка спрятал их в вашей группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Когда вы справитесь со всеми заданиями, то найдете волшебный ключик и сундучок откроется! Но у меня есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Успеха Вам!
С уважением Ваш Дедушка Грамотей.»
Воспитатель: Вот так письмо мы с вами получили, не письмо, а целый ребус! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке Дедушки Грамотея? Будем искать и выполнять?
(Ответы ребят)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первое задание. А где, он находится мы поймём из загадки:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Зеркало у нас в группе есть. Нужно посмотреть за ними.
(Воспитатель вынимает и читает)
Воспитатель: Внучка Дедушки Грамотея придумала для вас задание
Задание №1.– Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог). Показ картинки.
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
Он вам знаком?
- Сегодня мы будем знакомится с этим звуком? Я хочу, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
А вот еще одна загадка:
Только слышен стук копыт,
Когда он стрелой летит (конь). Показ картинки.
А в слове «конь» какой последний звук слышите? Сравните их? Сделайте вывод. (Н бывает твердым и мягким).
Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом).
Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.
Что вы узнали о новом звуке? (он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким).Молодцы с этим заданием справились.
Воспитатель: Ребята, у Дедушки Грамотея есть друг, Весёлый Букварик, он нам предлагает вторую загадку и подскажет где искать следующее задание:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
Воспитатель: Книга не простая это энциклопедия. Давайте, поищем где же наш задание.
Дети: а вот и книга.
(Находят второе задание)
Задание №2.
Воспитатель: Букварик с нами хочет поиграть и даёт такое задание: предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Дедушке Грамоте нравятся стихи . Решил сочинить сам но не смог подобрать слова. Давайте поможем нашему другу!
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для…. (нас).
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым…(ножиком).
Кто один имеет рог?
Отгадайте!...(носорог).
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Внучки Дедушки Грамотея:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
(Звезды)
(Дети достают письмо, он прикреплён к звезде)
Задание №3.
Воспитатель: следующее задание. Предлагает рассмотреть букву Н. Подумать и сказать, на что она похожа. Из каких элементов состоит(2 палочки длинные - вертикальные и 1 короткая - горизонтальная), а давайте посмотрим где она стоит в алфавите.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот уже три задания выполнили! Давайте передохнём? Вы очень старались!
Физкультминутка
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живем.
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертое задание, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать задание там, где находятся карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом. Закроем глазки и представим букву Н и напечатаем в воздухе. У вас на столе лежит буква Н нужно ее обвести и заштриховать.
(Дети справляются с заданием).
Давайте пройдем в творческую мастерскую и выложить букву Н разными способами (из шерстяной ниточки, счетных палочек, семян).
Назовите слово с данным звуком. Давайте произнесём это слово с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Дети выполняют.
«Воспитатель: А пятое задание будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра «Где звук»!
Определите позицию звука в словах: нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).
Воспитатель: Вот и ключ мы нашли. Открываем сундучок.
Воспитатель с детьми открывают сундучок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите Дедушка Грамотей вас отблагодарил и нам гостинцев прислал.
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня путешествовать и выполнять задания Деда Грамотея и его помощников? Что больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным?
Вы все молодцы! Вы все вместе сообща можете открывать любые замки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C\']
Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С\'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравн...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М\'] и буквы М, м.»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки В-Вь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звуки В-Вь"...