Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква и звук (н)"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Токмакова Ольга Викторовна

Тема занятий по обучению грамоте "Звук и буква Н". цель: Ознакомление с буквой, звуком [ н ], определение  местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова.

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [Н]  и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных  звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_n.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Согласные звуки [ н ], буквы Н, н.

Цель: Ознакомление с буквой, звуком [ н ], определение  местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова.

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [Н]  и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных  звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Развивающая среда: карточка, обозначающая букву Н. Картотека с изображением различных предметов, где есть картинки на звук [Н] находящийся в начале слова, в середине слова, в конце слова, а также картинки объектов с другими звуками в этих позициях.  Волшебный ключ, письмо от Дедушки Грамотея, сундучок, сюрпризный момент. Развивающая среда (на каждого ребёнка: шерстяная нитка на каждого ребёнка для сложения буквы, счетные палочки, карандаши простые.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздароваемся. Покажем им, что мы умеем чему мы научились.

Для начала разомнем с вами язычки. Угадайте, какой звук я хочу сказать? (дети угадывают звук по артикуляции: А, О, У, И, Ы, Э).

Как вы угадали? (по положению губ).

А какие это звуки?

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята! Нам доставили бандероль, давайте посмотрим от кого она! Посмотрите на ней написано: «Ребятам от  Дедушки Грамотея и его внучки Маши  из страны АБВГДейки»! Распечатаем и узнаем, что там внутри?

(Дети и воспитатель распечатывают бандероль, достают оттуда сундучок  с письмом).

Воспитатель: Сундучок волшебный и закрыт на замок! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие ребята!

Пишет вам Дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! Рассказали мне мои помощники, что вы очень любознательные ребята и любите отгадывать сложные загадки и сами их составлять, а также решать ребусы. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок необычный и без труда его не открыть. Для этого вам нужно выполнить мои задания, а их у меня пять. Чтобы выполнить задания, надо лишь угадать, где они лежат. Волшебный помощник Невидимка спрятал их в вашей группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Когда вы справитесь со всеми заданиями, то найдете  волшебный ключик  и сундучок откроется! Но у меня есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Успеха Вам!

С уважением Ваш Дедушка Грамотей.»

Воспитатель: Вот так письмо мы с вами получили, не письмо, а целый ребус! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке  Дедушки Грамотея? Будем искать и выполнять?

(Ответы ребят)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первое задание. А где, он находится мы поймём из загадки:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Зеркало у нас в группе есть. Нужно посмотреть за ними.

(Воспитатель вынимает и читает)

Воспитатель: Внучка  Дедушки Грамотея придумала для вас задание

Задание №1.– Отгадайте загадку:

Он живет в долине жаркой,

Толстокожий и большой.

Носит он огромный рог,

Кто же это? (носорог). Показ картинки.

- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).

Он вам знаком?

- Сегодня мы будем знакомится с этим  звуком? Я хочу, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.

- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).

- Что мешает его петь? (Язык и зубы).

- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.

- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).

- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).

А вот еще одна загадка:

Только слышен стук копыт,

Когда он стрелой летит (конь). Показ картинки.

А в слове «конь» какой последний звук слышите? Сравните их? Сделайте вывод. (Н бывает твердым и мягким).

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом).

Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.

Что вы узнали о новом звуке? (он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким).Молодцы с этим заданием справились.

Воспитатель: Ребята, у Дедушки Грамотея есть друг, Весёлый Букварик, он нам предлагает вторую  загадку  и подскажет  где искать следующее задание:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга!

Воспитатель: Книга не простая это энциклопедия. Давайте, поищем где же наш задание.

Дети: а вот и книга.

(Находят второе задание)

Задание №2.

Воспитатель: Букварик с нами хочет поиграть и даёт такое задание: предлагает поиграть  в игру «Доскажи словечко». Дедушке Грамоте нравятся стихи . Решил сочинить сам но не смог подобрать слова. Давайте поможем нашему другу!

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…. (нас).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…(ножиком).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!...(носорог).

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Внучки  Дедушки Грамотея:

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

(Звезды)

(Дети достают письмо, он прикреплён к звезде)

Задание №3.

Воспитатель: следующее задание. Предлагает рассмотреть букву Н. Подумать и сказать, на что она похожа. Из каких элементов состоит(2 палочки длинные - вертикальные и 1 короткая - горизонтальная), а давайте посмотрим где она стоит в алфавите.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот уже три задания выполнили! Давайте передохнём? Вы очень старались!

Физкультминутка

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке…

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Где мы живем.

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертое задание, отгадаем ещё одну  загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать задание там, где находятся карандаши!

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом.  Закроем глазки и представим букву Н и напечатаем в воздухе. У вас на столе лежит буква Н нужно ее обвести и заштриховать.

(Дети справляются с заданием).

Давайте пройдем в творческую мастерскую и выложить букву Н разными способами (из шерстяной  ниточки, счетных палочек, семян).

Назовите слово с данным звуком. Давайте  произнесём это слово с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Дети выполняют.

 «Воспитатель: А пятое задание будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра «Где звук»!

Определите позицию звука в словах: нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» замок).

Воспитатель: Вот и  ключ мы нашли. Открываем сундучок.

Воспитатель с детьми открывают сундучок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите Дедушка Грамотей вас отблагодарил и нам гостинцев прислал.

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня путешествовать и выполнять задания Деда Грамотея и его помощников? Что больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным?

Вы все молодцы! Вы все вместе сообща можете открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C\']

Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С\'], уме­ния различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способ­ности сравн...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М\'] и буквы М, м.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки В-Вь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звуки В-Вь"...