Доклад "Слоговые домики"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.А. Климова п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области
Дидактическая игра «Слоговые домики»
Составила: воспитатель
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава
СП «Детский сад Созвездие»
Сенатова Людмила Леонтьевна
Дидактическая игра «Слоговые домики»
Одной из ключевых задач системы дошкольного образования является речевое развитие детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для ее решения. Во ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, важным направлением работы в рамках которого признается воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников предполагает в том числе формирование у них понимания слоговой структуры слов. Дети учатся делить слова различной слоговой структуры на слоги и правильно произносить их. Этот навык в дальнейшем пригодится им для успешного овладения грамотой в школе.
В дошкольном возрасте, особенно в старшей и подготовительной группе, ребенку важно осознать речевую действительность, понять, что наша речь состоит из слов, а слова из звуков. Осознание речевой действительности происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка. Добиться положительного результата в данном направлении поможет дидактическая игра. Основной принцип дидактической игры «Учимся, играя» позволяет в увлекательной форме решать учебные и обучающие задачи.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Слоговые домики». Игра предназначена для детей старшей и подготовительной групп. Цель игры – закреплять представления дошкольников о слоговом составе слова, совершенствовать умение выделять слоги в словах.
Игра позволяет решать следующие основные задачи:
- в занимательной форме учить детей выполнять задания по образцу или словесным указаниям;
- формировать представление о слоге как минимальной единице речи;
- обучать умению выделять в словах гласные звуки и, опираясь на них, определять количество слогов;
- закреплять названия и лексическое значение слов по различным лексическим темам ((«Овощи», «Фрукты», «Растения», «Ягоды», «Животные», «Одежда», «Обувь» и другие);
- развивать внимание, мышление;
- воспитывать навыки самоконтроля.
Игра включает набор карточек с изображением домиков, выполненных из плотного картона; предметные картинки по различным лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Растения», «Ягоды», «Животные», «Одежда», «Обувь» и другие), а также карточки-слоги. На крыше каждого домика обозначено место для размещения предметной картинки. В окне домика по два или три квадратика (в соответствии с количеством слогов в слове) для размещения карточек-слогов.
Инструкция перед проведением игры.
- Сначала рассказываем детям, что такое слог; что слова состоят из слогов, на которые соответственно их можно разделить.
- Даем детям образец деления слов на разные слоги и объясняем, что слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов.
- Включаем в работу правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов», на которое опираемся при дальнейшем делении слов.
- При анализе слов используем набор букв, обозначающих гласные звуки.
Есть несколько вариантов проведения игры.
1 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика, воспитатель дает ему предметную картинку, просит поместить ее на крышу домика, затем назвать слово, определить гласные звуки, определить количество слогов.
2 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика. Воспитатель дает ребенку предметную картинку и карточки-слоги, из которых состоит слово. Ребенку предлагается составить слово по слогам.
3 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика и карточки-слоги для составления слов. Воспитатель дает ему предметную картинку (или ребенок выбирает предметную картинку сам), далее ребенок помещает картинку на крышу домика, затем называет слово, определяет гласные, определяет количество слогов и составляет слово из карточек со слогами.
4 вариант. Перед ребенком две карточки с изображением домиков (в окошке одного домика два квадратика, а второго – три). Воспитатель дает ребенку предметную картинку (или ребенок выбирает ее сам), затем ребенок называет слово, определяет количество гласных и слогов в слове и размещает картинку на крыше домика с соответствующим количеством слогов (квадратиков в окошке).
Постепенно игру можно усложнить. Каждому участнику можно давать не одну-две карточки с домиками, а четыре- шесть.
Универсальность предложенной игры в том, что ее можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. Проводить игру можно как элемент занятия со всеми детьми и в свободное от занятий время.
Когда дети уже достаточно освоят игру, можно организовать соревнование между отдельными участниками или командами, в котором детям нужно будет определить количество слогов в слове или составить слово из слогов на скорость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.А. Климова п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области
Дидактическая игра «Слоговые домики»
Составила: воспитатель
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава
СП «Детский сад Созвездие»
Сенатова Людмила Леонтьевна
Дидактическая игра «Слоговые домики»
Одной из ключевых задач системы дошкольного образования является речевое развитие детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для ее решения. Во ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, важным направлением работы в рамках которого признается воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников предполагает в том числе формирование у них понимания слоговой структуры слов. Дети учатся делить слова различной слоговой структуры на слоги и правильно произносить их. Этот навык в дальнейшем пригодится им для успешного овладения грамотой в школе.
В дошкольном возрасте, особенно в старшей и подготовительной группе, ребенку важно осознать речевую действительность, понять, что наша речь состоит из слов, а слова из звуков. Осознание речевой действительности происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка. Добиться положительного результата в данном направлении поможет дидактическая игра. Основной принцип дидактической игры «Учимся, играя» позволяет в увлекательной форме решать учебные и обучающие задачи.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Слоговые домики». Игра предназначена для детей старшей и подготовительной групп. Цель игры – закреплять представления дошкольников о слоговом составе слова, совершенствовать умение выделять слоги в словах.
Игра позволяет решать следующие основные задачи:
- в занимательной форме учить детей выполнять задания по образцу или словесным указаниям;
- формировать представление о слоге как минимальной единице речи;
- обучать умению выделять в словах гласные звуки и, опираясь на них, определять количество слогов;
- закреплять названия и лексическое значение слов по различным лексическим темам ((«Овощи», «Фрукты», «Растения», «Ягоды», «Животные», «Одежда», «Обувь» и другие);
- развивать внимание, мышление;
- воспитывать навыки самоконтроля.
Игра включает набор карточек с изображением домиков, выполненных из плотного картона; предметные картинки по различным лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Растения», «Ягоды», «Животные», «Одежда», «Обувь» и другие), а также карточки-слоги. На крыше каждого домика обозначено место для размещения предметной картинки. В окне домика по два или три квадратика (в соответствии с количеством слогов в слове) для размещения карточек-слогов.
Инструкция перед проведением игры.
- Сначала рассказываем детям, что такое слог; что слова состоят из слогов, на которые соответственно их можно разделить.
- Даем детям образец деления слов на разные слоги и объясняем, что слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов.
- Включаем в работу правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов», на которое опираемся при дальнейшем делении слов.
- При анализе слов используем набор букв, обозначающих гласные звуки.
Есть несколько вариантов проведения игры.
1 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика, воспитатель дает ему предметную картинку, просит поместить ее на крышу домика, затем назвать слово, определить гласные звуки, определить количество слогов.
2 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика. Воспитатель дает ребенку предметную картинку и карточки-слоги, из которых состоит слово. Ребенку предлагается составить слово по слогам.
3 вариант. Перед ребенком карточка с изображением домика и карточки-слоги для составления слов. Воспитатель дает ему предметную картинку (или ребенок выбирает предметную картинку сам), далее ребенок помещает картинку на крышу домика, затем называет слово, определяет гласные, определяет количество слогов и составляет слово из карточек со слогами.
4 вариант. Перед ребенком две карточки с изображением домиков (в окошке одного домика два квадратика, а второго – три). Воспитатель дает ребенку предметную картинку (или ребенок выбирает ее сам), затем ребенок называет слово, определяет количество гласных и слогов в слове и размещает картинку на крыше домика с соответствующим количеством слогов (квадратиков в окошке).
Постепенно игру можно усложнить. Каждому участнику можно давать не одну-две карточки с домиками, а четыре- шесть.
Универсальность предложенной игры в том, что ее можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. Проводить игру можно как элемент занятия со всеми детьми и в свободное от занятий время.
Когда дети уже достаточно освоят игру, можно организовать соревнование между отдельными участниками или командами, в котором детям нужно будет определить количество слогов в слове или составить слово из слогов на скорость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Агашки».
Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Агашки». Программное содержание:Обогащать сенсорный опыт детей: выделять цвет,...
Тема: «Домики для зверюшек»
Цель: Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования....
Дидактическая игра "Гномики и домики"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«Гномики и домики»ЦЕЛЬ: формировать у детей умение объединять предметы в группы по общим признакам, развивать логическое мышление, внимание и память.Игра для детей 5-7 лет....
Для вас, родители! Сделайте пособие вместе с ребенком."ДОМИКИ"
Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ,МОЯ,МОЁ,МОИ нередко вызывает трудности у детей с ОНР. Для занятий дома вам пригодится пособие, которое вы сможете сделать вместе с ребе...
Дидактическая игра по обучению грамоте 5-6 лет на интерактивной доске. "Разноцветные листочки","Найди слову домик",«Путешествие в страну звуков»,«Найди домик »
"Разноцветные листочки"Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные) .Материал:1. Карточки- дикие животные: лев, лось, ёж, рысь, волк, тиг...
Занятие по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках» (+шаблон "Домик")
Для удобства воспитателей, предлагаю вашему вниманию шаблон "Домик с окнами". Вам останется лишь распечатать на принтере неоходимое количество шаблонов на картоне и вырезать круги для огоньк...
конструирование из деревянного конструктора во второй младшей группе «Домик для зайчика» по сказке «Заюшкина избушка» Тема занятия : «Домик для зайчика»
Цель: развивать умение конструировать дома из строительного материала....